Российский лицензионный винил
В самом начале 90-х годов прошлого тысячелетия на волне закончившейся перестройки в России вдруг возникло несколько фирм, которые принялись массовыми тиражами перепечатывать на отечественных мощностях и лейблах пластинки зарубежных исполнителей. Любители зарубежного рока прекрасно помнят те благословенные времена, когда прилавки магазинов грампластинок буквально ломились от заветных альбомов, которые в фирменном исполнении стоили бешеные деньги, а в отечественном - на порядки дешевле. При этом качество записи было в норме, не западными были только конверты, бумага, на которой они были напечатаны и оформление - ну, как раз в духе советского производителя.
Однако даже в таком виде пластинки представляли огромную ценность. Их раскупали буквально пачками, и невзирая на то, что тиражи быстро воспроизводились, народ разгребал пластинки со страшной силой. Что же это были за производители? Кто подарил заинтересованному народу такую радость?
Фирм, производивших в те годы лицензионные (сомневаюсь, конечно, что за "лицензию" платили) пластинки, было несколько. Самая главная из них была SNC Records (или Эс-Эн-Си). Принадлежала известному музыкальному кумиру миллионов Стасу Намину. На этой фирме, имевшей статус независимой и устойчивые контакты с британской фирмой грамзаписи "Castle Communications", начиная с 1990 года было выпущено огромное множество альбомов западных групп и исполнителей. Правда, через несколько лет фирма SNC прекратила свою деятельность из-за перенасыщения рынка более перспективными СД-дисками, но дело было сделано: спрос был удовлетворён, за что меломаны всего постсоветского пространства благодарны Стасу Намину до сих пор.
Следующая фирма, штамповавшая виниловые пластинки, называлась "AnTrop" - по имени её основателя, Андрея Тропилло. Лейбл входил в так называемый "Продюсерский Центр рок-н-ролльных приходов Единой евангелическо-лютеранской церкви России", и на нём с 1991 года было напечатано не меньше зарубежных "лицензий", чем на SNC Records. На обложках многих пластинок, выпущенных этим лейблом, фирменный знак фирмы не указан, но принадлежность к ней альбома можно определить по наклейке на виниле (яблоку) - перед номером стоят три буквы ATR, это инициалы Андрея Тропилло.
Из воспоминаний Анатолия Ясеника об А. Тропилло:
"...Не могу не назвать еще одну примечательную личность, которая творила в 80-90-е годы в Питере. Андрей Тропилло - продюсер и издатель студии с понятным названием «АнТроп» Я встретился с ним на студии, которая была расположена на территории Ленинградского завода грампластинок. Андрей, воспользовавшись несовершенством тогдашнего законодательства в отношении защиты авторских прав, выпустил все студийные альбомы "The Beatles". В оформлении допускались всевозможные вольности, часто искажались обложки - названия писались кириллицей или вообще переводились на русский, иногда даже были заменены или подставлены фотографии людей (в том числе, и свою собственную поставил на обложке культового студийного альбома "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band"), не имеющих ничего общего с оригинальным дизайном пластинки. Естественно, господин Тропилло выпускал виниловые пластинки из неважнецких материалов, конверты пластинок были выполнены из некачественной бумаги и картона. Поскольку тогдашние законы студия «АнТроп» не нарушала, пластинки беспрепятстенно расходились по Союзу, выполняя одну важную задачу - знакомство любителей музыки с искусством битлз..."
Ещё один популярный российский лейбл - "Santa Records", а также "RD" (Russian Disc), это один из четырёх легальных лейблов, потому что помимо вышеперечисленных в продаже стала появляться масса пластинок, на которых вообще никакого лейбла не стояло, то есть это были пиратские версии от неустановленных фирм. Качество, правда, и у этих пластинок было прекрасным, некоторые звучали даже лучше, чем лицензии некоторых восточноевропейских стран, например Чехословакии, Югославии, Польши, Венгрии, ГДР. Правда, на некоторых альбомах российского производства по разным причинам (совершенно разным) отсутствовали какие-либо композиции, но, как говорится - лучше пусть будет так, чем вообще никак.
В общем, бывший советский потребитель получил эт этих фирм многое, но далеко не всё. Например, не все альбомы известных групп были "переложены" на отечественную пластмассу. Часто ограничивались несколькими наиболее редкими альбомами. Были случаи, когда вместо фирменного конверта пластинка имела совершенно другой, оригинальный. Правда, такие "перевоплощения" были редкостью, однако всё же имели место быть, что очень радовало одних любителей музыки, и почему-то огорчало других.
Но не в конвертах суть. Самое главное заключалось в качестве записи - она была великолепна, и в этом плане на "новый русский винил" нареканий не было. Сегодня многие российские пластинки стали редкостью, и не каждый меломан может похвастаться полной коллекцией. Мы же постараемся представить в нашем разделе самую полную коллекцию, виртуальную правда, зато как можно более подробную.
Естественно, кроме российских выпусков в приведённом ниже списке вы найдёте и советские выпуски, однако скоро, по мере накопления материала, для советского винила мы сделаем отдельный раздел. То же самое касается и выпусков стран СНГ, в частности - Беларуси.
|