Статья на оборотной стороне конверта
Муза рок-музыки переменчива, капризна. Еще недавно, казалось, столь ярко сверкавшие звезды уже закатились за горизонт и напрочь забыты, а на гребне славы удалось удержаться лишь самым талантливым, наделенным яркой индивидуальностью. К ним, бесспорно, принадлежит и замечательный английский музыкант Эрик Клэптон, которого многие считают лучшим гитаристом в истории рок-музыки.
Эрик Клэптон родился 30 марта 1945 года в английском городе Рипли. Играть на гитаре он начал в пятнадцать лет. Клэптон заслушивался пластинками Чака Берри, Бо Диддли, легендарного ансамбля Алексиса Корнера «Blues Incorporated». Больше всего Клэптона привлекали блюзы, он учился играть по записям ныне почти забытых Скипа Джеймса, Блайнд Лемон Джефферсона и других. Позже большое влияние на него оказали Би Би Кинг, Бадди Холли, Мадди Уотерз, Биг Билл Брунзи. Много позже о себе он скажет: «Я есть и всегда останусь блюзовым гитаристом».
Начало творческой карьеры Клэптона неразрывно связано с развитием в Англии ритм-эид-блюза. Его первая группа «The Roosters" была организована в 1963 году. Просуществовала она всего несколько месяцев, но стала хорошей школой для входивших в нее музыкантов - Поля Джонса, Тома Макгиннесса и Брайана Джонса. Позже все они стали известнейшими исполнителями.
В том же году Эрик Клэптон некоторое время играл с ансамблем «Кейси Джонс и Инженеры», а потом - в составе знаменитых «Yardbirds». Уже тогда Эрик Клэптон был известным музыкантом, хотя всемирная слава была еще далеко впереди. С ансамблем «Yardbirds» он играл вместе до 1965 года - до тех пор, пока группа не начала превращаться в чисто коммерческое предприятие, послушно следующее моде. Большое влияние на Клэптона оказало творческое содружество с одним из наиболее видных представителей английского блюза Джоном Майаллом, с которым в 1966 году он записал пластинку «Bluesbreakers - Джон Майалл и Эрик Клэптон». В том же году Эрик Клэптон, Джек Брюс и Джинджер Бейкер объединились в группу «Cream», вошедшую в историю рок-музыки (в немалой степени именно благодаря Клэптону). Трио задумывалось как блюзовый ансамбль, и основу их первого альбома составили мелодии именно этого направления, хотя и с ярко выраженными импровизационными моментами, что в то время было неожиданностью. К настоящему времени все пластинки «Cream» (а группа записала свой последний диск в 1969 году) стали по нескольку раз «платиновыми», то есть разошлись тиражом в несколько миллионов экземпляров. У многих до сих пор на памяти пульсирующие, «рвущие душу» гитарные соло Клэптона, прекрасная, умная, тонкая поддержка бас-гитары (Джек Брюс) и демонические, немного театральные взрывы ударных (Джинджер Бейкер). Как отметил в одном из интервью Клэптон, группа распалась потому, что «как музыканты мы сказали все, что хотели сказать вместе».
К моменту распада «Cream» Клэптон был уже признанным королем гитары. «Богом гитары» называли его критики и поклонники. За ним гонялись репортеры, на свои концерты его приглашали самые знаменитые музыканты мира. Слушатели научились распознавать его по первым звукам его «плачущей» гитары. Недаром именно его попросили «Битлз» сыграть соло в песне «В то время, как моя гитара тихо плачет» из «Белого альбома». В 1969 году Джон Леннон приглашает его выступить на антивоенном музыкальном фестивале в Торонто, а Джордж Харрисон - на концерте в пользу голодающих в Бангладеш в 1971 году. К его услугам прибегали Леон Рассел и Стив Стиллз, Д-р Джон и «Mothers Of Inventions».
Огромный успех выпал на долю его новой, очень недолговечной группы «Blind Faith», а также первого сольного альбома, выпущенного в 1970 году.
Начало 70-х годов было нелегким временем для Клэптона. Критики довольно холодно встретили «Лэйлу» - его второй сольный альбом, выпущенный в декабре 1970 года. В глазах публики и прессы Клэптон все больше становился поп-звездой; этого музыкант очень не хотел и очень боялся. К тому же добавились серьезные проблемы здоровья, нервная депрессия. Несколько лет Клэптон не выступал и не записывался на пластинках. Только благодаря самоотверженной помощи друзей-музыкантов Джима Капальди, Пита Тауншенда, Стива Уинвуда, Рона Вуда гитарист смог собраться с силами и вновь поверить в себя. В январе 1973 года он выступил вместе с ними в своем первом после перерыва концерте, а в 1974 году выпустил прекрасную пластинку «Номер 461 по Океанскому бульвару», диск, который провозгласил возрождение Клэптона. Успех сопутствовал и следующим пластинкам гитариста: «Есть человек в любой толпе», «Здесь был Э. К.», «Нет причин плакать», «Всего один вечер», «Без спинки», «Другой билет* и другим.
Клэптон, кажется, наконец нашел для себя идеальных партнеров, идеальную форму подачи музыкального материала. Со своими новыми музыкантами в 1978- 1979 годах он объехал практически весь мир. Заметно выросло его мастерство как композитора: его перу принадлежит большинство исполняемых им песен. Увереннее чувствует себя Клэптон и как вокалист.
С большим интересом был принят документальный фильм о его европейских гастролях «Отель на колесах Эрика Клэптона», где вместе с ним выступили Джордж Харрисон, Элтон Джон и Мадди Уотерз.
На пластинке, предлагаемой вашему вниманию, записаны песни, вошедшие в один из наиболее удачных дисков Клэптона - «Slowhand», выпущенный в 1977 году.
Андрей Гаврилов
30.VII.2016
|
|
|