Статья со внутренней стороны альбома, выпущенного в СССР
Трое студентов-архитекторов из Лондона - Роджер Уотерс, Ричард Райт и Ник Мэйсон выступали вместе уже в середине 60-х годов, однако их коллектив не имел ни постоянного состава, ни названия. Судя по всему, то, что они исполняли, не очень отличалось от британского ритм-энд-блюза, который пропагандировали в те годы такие группы, как «Роллинг Стоунз» или «Ярдбердз». Блюзовое название «Пинк Флойд» (это всего-навсего «имена» двух негритянских исполнителей блюза - Пинка Андерсона и Флойда Каунсила) дал группе как раз тот ее участник, благодаря которому все четверо вместе стали исполнять совсем другую музыку - ту, которая, собственно, и принесла им известность. Это был студент одной из лондонских художественных школ Сид Бэррет. С февраля 1966 года «Пинк Флойд» регулярно выступает в знаменитом клубе «Марки», давшем путевку в жизнь тем же «Роллинг Стоунз», и позднее - в новом "UFO" («НЛО»).
С самого начала группа «Пинк Флойд» оказалась вовлеченной в эксперименты по синтезу музыки и световых - как тогда это называлось - «психоделических» эффектов.
В начале 1967 года выходит первая «сорокапятка» «Пинк Флойд» с песней «Арнольд Лэйн». Выше двадцать пятого места в хит-парадах она не поднимается, однако получает несколько скандальную известность из-за того, что сложная, но довольно характерная для поэзии XX века метафора была понята ведущими радиопередач совершенно буквально. В том же году состоялась премьера грандиозного шоу "Games For May", песня из которого под названием «Смотри, как играет Эмили» попадает в десятку хит-парадов.
Уже в этих песнях просматривается стиль зрелой группы - электронная пульсация (которая через десять лет, благодаря западногерманским группам «Тэнджерин Дрим» и «Крафтверк», дойдет и до дискотек), таинственные звучания органа, загадочные стихи - на сказочную, в духе «Алисы в стране чудес» или научно-фантастическую тематику. С выходом первой долгоиграющей пластинки "Piper At The Gates Of Dawn" (это почти непереводимое название Бэррет позаимствовал из хрестоматийного детского стихотворения К. Грэма «О чем шумят ивы!») обнаруживается и тема социального критицизма, например, в саркастически-водевильном по музыке номере «Капрал Клегг» - о солдате, вернувшемся с войны героем и ...инвалидом. С музыкальной стороны творчество «Пинк Флойд» развивается в двух направлениях - песенном и «экспериментально-электронном»; так в двойном альбоме "Ummagumma" одна пластинка - это бесконечные электронно-шумовые медитации (впрочем, довольно наивные с точки зрения музыкального авангарда), а вторая - уже известные песни, записанные на концертах в июне 1969 года. До настоящего альбома она оставалась единственной официальной концертной пластинкой «Пинк Флойд». Убедительного синтеза этих двух направлений группе удалось добиться только в 1971 году на пластинке "Meddle" («Вмешательство») - не случайно именно с этой работы, как правило, начинаются разнообразные подборки «лучших вещей» группы на пластинках.
В этот период ансамбль много гастролирует (особенно эффектным оказался концерт в Помпеях, снятый на кинопленку и доступный теперь на видео), записывает музыку для кино, в том числе для фильма выдающегося итальянского режиссера М. Антониони «Забриски Пойнт» (1970).
В 1973 году выходит пластинка «Обратная сторона Луны» - грандиозный труд четверых участников «Пинк Флойд» (место Бэррета занял к этому времени гитарист Дэйвид Гилмор), их звукорежиссера Алана Парсонса, специально приглашенной группы вокалистов (в их числе Клэр Торри) и саксофониста Дика Перри. По новаторству в сфере звукозаписи этот альбом приравнивается к таким классическим произведениям рок-музыки, как «Сержант Пеппер» «Битлз». Более того, «Обратная сторона Луны» стала фактически первой пластинкой в истории рока, которая не выходит из списков популярности с момента своего выхода в свет. За «Обратной стороной Луны» последовали пластинки «Мы хотим, чтобы ты был с нами» (1975) - посвящение отдалившемуся от творчества Сиду Бэррету, «Звери» (1977) - социальная сатира в духе «Зверофермы» Дж. Оруэлла, «Стена» (1979) - музыкально-сценическое произведение, экранизированное кинорежиссером Аланом Паркером. Песня-лейтмотив из этого «спектакля» «Еще один кирпич в стене» стала первой и последней сорокапяткой «Пинк Флойд», поднявшейся до первого места в хит-парадах Великобритании и США.
«Стена» создавалась в условиях идейных и художественных расхождений между участниками квартета, каждый из них уже пробовал - впрочем, без особого успеха - свои силы и как солист. Созданная в этих условиях пластинка "The Final Cut" (1983) была весьма прохладно встречена и критикой и простыми слушателями и стала фактически последней работой группы в ее «классическом» составе - по иронии судьбы, название пластинки можно перевести и как «Последняя запись».
Но к 1987 году трое из участников этой группы собираются снова для концертного турне, а Роджер Уотерс (кстати, автор большинства песен «Пинк Флойд») создает собственный коллектив - "Radio KAOS". Гилмор, Райт и Мэйсон при помощи большого количества певцов и инструменталистов записывают пластинку «Мгновенное помутнение рассудка» и начинают гастролировать с этой программой, причем параллельно в тех же самых местах выступает и Уотерс со своей группой.
Настоящий альбом представляет собой собрание «лучших вещей» группы «Пинк Флойд» 70-х годов и примерно половину программы «Мгновенное помутнение рассудка». По-разному встреченный критикой и публикой, он все же дает достаточно полное представление о творческом пути одной из самых влиятельных рок-групп в истории современной популярной музыки.
Д. Ухов
|