Через два года Гейбриэл появился на музыкальном горизонте вновь и представил аудитории свои деревенские экзерсисы в виде первого сольного альбома. Первое публичное концертное выступление без "Генезис" он закончил весь в белом и в смирительной рубашке, от которой освобождался во время звучания песни "Конец сладкой жизни". Как и оба его последующих альбома (1978 и 1980 гг.), первый сольный диск носит название "Питер Гейбриэл".
Музыкант стал враждебным властям аутсайдером, который больше не давал интервью, не назначал часов для съемки и в то же время очень откровенно объяснил, что ему не нравится в западном музыкальном шоу-бизнесе: "Каждая группа сейчас пытается продать пластинку как новый продукт. Они предлагают себя, как мыльный порошок, по заниженным ценам, так как очень часто продают то же самое химическое вещество, лишь в другой упаковке". Многие авторитетные музыкальные критики сошлись во мнении, что Гейбриэл же напротив, продает всегда нечто новое в почти той же самой упаковке. Меняя студии и продюсеров, он постоянно расширяет свой музыкальный спектр. Третий сольный альбом появился сразу в двух вариантах: на английском и немецком языках. На это еще не осмеливался никто из английских рок-звезд, кроме легендарных "Битлз". Лаконичное объяснение Питера было вновь вызовом истеблишменту: "Безраздельное господство английского языка в современной рок-музыке я нахожу высокомерным, даже считаю это культурным империализмом".
В своих альбомах Питер Гейбриэл изобразил мир, мрачнее которого трудно себе представить. Сотрясающие грудную клетку каскады барабанов, жесткие до резкости ритмы и сам ужасно кричащий певец придают пессимистическим текстам адски глубокое отчаяние. С помощью современных музыкальных компьютеров наш "деревенский чудак", постоянно интересующийся электроникой, превращает произвольно взятые звуки, шумы фабрик, свалок, школ в тягучие сочетания тонов. Он всегда твердо стоит на рок-сцене, его роскошная музыка готова пробудить "смерть к жизни" и способна, как иерихонская труба, сокрушить стены. Нововолновой продюсер Стив Лиллиуайт внес нужную остроту и напряжение в звучание музыки Гейбриэла. Если тексты его первых пластинок были, несмотря на красоту звучания, тяжелы для восприятия на слух, то со временем основной тон его сочинений стал понятнее молодежной аудитории. Печаль о душевной ущербности, политическом терроризме, потребительском мышлении и отчуждении людей все в большей степени пронизывает песни Гейбриэла. Временами его выразительный голос приобретает тембр Брюса Спрингстина. В своих песнях о дрянной жизни Питер все же никогда не впадает в слезливость и жалость к самому себе. Почти идиллически начинается одна из его сильнейших песен о южноафриканском вожде студентов Стиве Бико, зверски убитом расистами в тюрьме. Текст короток и лаконичен: "Сентябрь 77-го. Порт Элизабет. Солнечный свет. В камере 6-1-9 наконец спокойно, только один стул расклеился…" При этом слышен африканский хор, к которому примешиваются далекие звуки волынки.
При всей любви к экспериментам с синтезаторами и компьютерами, несмотря на мульттелевизионное шоу и значительную световую технику нынешние концертные программы Гейбриэла создает все-таки рок-поэт, не позволяющий технике господствовать над собой. Он верит в новую цифровую музыкальную электронику, но она служит ему и на концертах и в тиши студий звукозаписи для того, чтобы проецировать человеческие чувства. Вместо эффектного шоу его концепция - "Театр эмоций". В нем Гейбриэл - неподкупный творец, инсценировщик и актер в одном лице. Вызывающую споры видеотехнику Питер воспринял с эйфорическим воодушевлением творческого человека, который тотчас же использует технические возможности для своих фантазий. Видеоклип с песней "Кузнечный молот" возник под его искусным контролем и в результате был признан "лучшим видео года".
Последние годы Питер Гейбриэл вращается на стыке обычного рока и авангардистского "представления", не переходя целиком на одну из сторон. Вообще после прогулки в этнологические музыкальные эксперименты он вернулся к песенным формам, полным чувства, стилистически оригинальным и разнообразным, порою опирающимся на крупные образцы прошлых стилевых эпох рок-музыки. Его собственная потребность в обновлении одеревеневших мыслей совпала с растущими потребностями слушателей, которые были сыты по горло деструктивным "панком" и однообразно пульсирующим "диско".
В. Лишбергов
Запись добавлена: 20.12.2017 г.
|