Под влиянием Роджера Уотерса, стремившегося в творчестве все к большей откровенности, Pink Floyd стал двигаться в несколько ином направлении – в музыке исчезли задумчивые, убаюкивающие ритмы и космические мелодии, столь любимые клавишником Райтом, а тексты приобрели резкую социальную направленность. «Животные» стал, вероятно, единственным альбомом, созданию которого не сопутствовали никакие конфликты (а их в истории группы, как известно, было немало). Инициатива была полностью в руках Уотерса, и все с ним соглашались.
Можно было бы сказать, что данное творение явилось реакцией на популярный в те годы панк (кстати, Джонни Роттен, будущий лидер Sex Pistols, привлек к себе внимание будущего менеджера своей группы тем, что носил майку с надписью «Я ненавижу Pink Floyd», высказывая этим свое отношение ко всяким рок-динозаврам), но это не так, поскольку песни из «Animals» представляли собой переработанные композиции, сочиненные еще несколько лет назад, но так и не вошедшие в другие альбомы.
Концепция «Животных» была придумана уже в процессе работы над альбомом. Уотерс решил, что имевшиеся музыкальные части можно объединить образами свиней, собак и овец – аллегориями различных типов людей. Эпиграфом к альбому стала знаменитая цитата из книги Джорджа Оруэлла «Скотный двор»: «Все животные равны, но некоторые более равны, чем другие». На обложку было решено поместить реальную фотографию свиньи, пролетающей над электростанцией с дымящими трубами (по Уотерсу, это был «символ надежды»). Заказанная надувная свинья была, естественно, огромной, так что целый день пришлось только ее надувать, а уже на второй день она умудрилась улететь – к счастью, снимок успели сделать. Роджеру он не понравился, и когда свинью нашли, было сделано еще несколько фото, но они оказались еще хуже. В конце концов были просто совмещены фотографии свиньи и электростанции. Но вернемся к самому альбому.
1) «Pigs on the Wing (Part One)». Простая песня под акустическую гитару, резко контрастирующая со всем остальным серьезным материалом. Уотерс посвятил ее своей тогдашней жене – аристократке Кэролайн Кристи. По его словам, именно она не дала ему самому превратиться в свинью. Не к чести Роджера, нужно сказать, что с Кэролайн он впоследствии развелся.
2) «Dogs». Собаки – это подлые, агрессивные существа, живущие стаями и без раздумий рвущие других на части, однако в конце их ждет неизбежная одинокая смерть. Наиболее впечатляющие моменты этой темы – гитарное соло и долгое, нескончаемое эхо после слов «Тебя увлекает вниз камень» (этими словами заканчивается вокал Гилмора, и до конца песни поет Уотерс). Камень – это все негативное в человеке, не дающее ему наслаждаться жизнью и духовно развиваться. Многие поклонники считают песню вершиной творчества группы, не зная о трудностях, возникших в процессе записи – например, Уотерс случайно стер гитарную партию, гордость Гилмора, и ее пришлось записывать заново.
3) «Pigs (Three Different Ones)». Свиньи – это тираны, думающие, что знают все лучше других, и боящиеся всего неизвестного, но часто занимающие высокие посты, чтобы учить других. Уотерс, поющий здесь все слова (голос пропущен через различные эффекты, а после второго куплета изменен до неузнаваемости «вокодером»), дает нам описание трех различных типов этих животных: денежный мешок, вечно роющийся в своей яме; карга с автобусной остановки с холодным взглядом (есть мнение, что это Тэтчер, ставшая как раз тогда руководителем консервативной партии); и (тут автор позволяет себе открытый текст) Мэри Уайтхауз, глава Национальной ассоциации зрителей и слушателей, выступавшая за усиление цензуры на радио и телевидении. Гилмор и здесь выдает отличное гитарное соло.
4) «Sheep». Овцы – это пассивные и покорные обычные люди, эксплуатируемые собаками и свиньями до тех пор, пока не поймут, что так больше нельзя и что нужно восстать против поработителей, однако потом все начинается сначала. Песня стала своего рода кратким изложением «Скотного двора». В середине пародируется 22-й псалом («Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться»), произнесенный через «вокодер» одним из дорожных менеджеров группы, которого в выходных данных так и не упомянули. В отличие от «Собак», где нам запоминается соло-гитара Гилмора, здесь на первый план выходит бас-гитара Уотерса. Кстати, впоследствии он утверждал, что песня предвосхитила те социальные потрясения, которые имели место в Великобритании в 80-х годах.
5) «Pigs on the Wing (Part Two)». Разделение песни на две части так, чтобы она стала и прологом, и эпилогом, было продиктовано желанием Уотерса сделать альбом не слишком пессимистическим, а иначе получился бы один сплошной «крик ярости».
Хотя не всё в альбоме укладывается в органическое целое, «Animals» все же сильный альбом, где мощные сатирические стихи подкреплены вдохновенно сыгранной музыкой (правда, она здесь, по сути дела, впервые предстает скорее лишь как аккомпанемент) и великолепными звуковыми эффектами (лай собак, хрюканье свиней, блеянье пасущихся овец).
Написал: Featus (23 января 2005 г.)
|