СТАТЬЯ С ЗАДНЕЙ СТОРОНЫ КОНВЕРТА ПЛАСТИНКИ ФИРМЫ МЕЛОДИЯ 1981 ГОДА ВЫПУСКА.
Их появление в 1970 году на сцене рок-фестиваля "Айл Оф Уайт" было ознаменовано большим успехом. И это естественно. Ведь каждый из участников трио был к тому времени в достаточной мере популярным исполнителем. Кит Эмерсон выступал с известной своими экспериментами в области электронной музыки рок-группой "Найс", ударник Карл Палмер выделялся в составе групп "Крэйзи Уорлд оф Артур Браун" и "Этомик Рустер", а единственный в рок-трио музыкант без классической подготовки - гитарист и вокалист Грег Лейк привлёк внимание слушателей и музыкальных критиков ещё во время выступлений ансамбля "Кинг Кримсон".
После дебюта на рок-фестивале о новоявленном трио заговорили. Однако первый диск новой звезды под названием "Эмерсон, Лейк и Палмер" появился на прилавках музыкальных магазино лишь через год. Подобное серьезное отношение к своему репертуару, сценическому воплощению музыкальных композиций отличало этот ансамбль от большинства "звёзд" британского рока на протяжении всего его творческого пути.
Анализируя десять долгоиграющих пластинок, выпущенных за годы существования этого ярко одаренного коллектива, невольно хочется подразделить музыкальные композиции, созданные им, на несколько категорий. Во-первых, это адаптации классических произведений. Многие из них - двухголосная инвенция ре минор Баха - Палмера, аранжировки К. Эмерсоном четвёртой части Первого концерта для фортепиано Хинастеры (более известная как "Токката") и "Hoe down" А. Копленда - это, в основном, транскрипции или аранжировки ансамбля. Но иногда можно встретиться в этой категории с вещами неожиданными. Так, например, "Фанфары для обыкновенного человека" Аарона Копленда были использованы в качестве основы для блюзового "джэма", а в самой известной работе - популярной модификации "Картинок с выставки" М. Мусоргского британские музыканты добавили вокал.
Далее следует отметить серию оригинальных композиций, построенных на использовании коротких контрастирующих частей, содержащих элементы джэма, рок-музыки и современных произведений классической музыки (альбом "Таркус", композиция "Надгробный памятник" и т. д.).
Рок-трио включало в свои программы и коротенькие песни-баллады - такие, например, как "Острие ножа" или "Освященный твоим именем". Баллады эти были в основном написаны для простой акустической гитары и вокала Г. Лейка.
В концертных выступлениях трио были и мюзик-холльные номера типа "Хвастунишка Бенни", "Geremy Bender" и инструментальной композиции "Nutrocker", а также композиции, созданные под влиянием хард-рока, иногда и джаз-рока (пьесы "Танк" и "Bitches Crystal").
Критика попыталась отнести музыку "Эмерсон, Лейк и Палмер" к разряду "классический рок", но музыканты не приняли это определение на стиль игры. Кит Эмерсон уверял, что единственной композицией, которую можно было бы отнести к разряду "классического рока", была "Nutrocker", основанная на теме балета П. И. Чайковского "Щелкунчик". И. действительно, их стиль - соединение многих и весьма разнородных компонентов. Пластинки, выпущенные рок-трио, продемонстрировали органичное слияние рока, джаза и классической музыки. Подобная картина наблюдалась и на концертах: здесь можно было услышать, казалось бы, несовместимое - фрагменты "Скифской сюиты" С. Прокофьева ("Ала и Лоллий") и песенку в стиле шансон "Такова жизнь", "Концерт для фортепиано № 1" К. Эмерсона и "Регтайм кленового листа" С. Джоплина. Всё это указывало на творческий диапазон талантливых рок-музыкантов, которые не стали подобно многим исполнителям рок-музыки запираться в её тесные рамки. Кроме всего прочего каждого из трио отличала великолепная техника владения своим инструментом.
В начале 1980 года рок-трио "Эмерсон, Лейк и Палмер" распалось после неудачного концертного турне в конце 1979 года. Музыканты объявили, что каждый будет выступать в дальнейшем с сольными программами и продолжать работать в студиях звукозаписи над сольными пластинками.
Предлагаем вашему вниманию пластинку с популярной интерпретацией "Картинок с выставки" М. Мусоргского, по поводу которой было сломано немало копий в спорах почитателей рок-музыки и классики. Она является памятью о блистательном трио музыкантов-виртуозов "Эмерсон, Лейк и Палмер".
Написал: В. Лишбергов
|