Если раньше Эмерсон, Лейк и Палмер лишь использовали классические мелодии в своем творчестве, то теперь они решили сделать целый альбом, основанный на русской классической музыке. В качестве «жертвы» были избраны «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского, с добавлением нескольких собственных композиций группы. В результате получилась одна из лучших рок-обработок классической музыки в истории рока. Кстати, запись была сделана не в студии, а во время концерта 26 марта 1971 г. в Ньюкасл-сити-холл, причем, что интересно, дата смерти Мусоргского – 28 марта 1881 г. Просто совпадение или все было сделано осознанно?
Уже когда Лейк сообщает, что группа сейчас будет играть, это вызывает бурные овации и восторги, но не потому, что в толпе много знатоков классики, а в связи с тем, что публике уже была известна эта музыка, которую группа играла уже не в первый раз. Сперва ребята полностью следуют музыкальным зарисовкам Мусоргского, мало отходя от оригинала. Открывающий «Promenade» звучит абсолютно аутентично, разве что оркестра нет. Потом идет «Гном» («The Gnome»), в котором роль оркестра с лихвой восполняет отличная ритм-секция; особенно эффектной получается середина, когда под гитарные аккорды клавишные выдают на несколько мгновений нечто пищащее, возможно, имитирующее гномий язык; однако если у Мусоргского гном получился печальным, то здесь он выглядит каким-то очень уж страшным. Снова повторяется «Promenade», но уже с вокалом – музыка звучит настолько тихо, что Лейк поет практически а капелла (сперва, кстати, тоже очень тихо), вспоминая о детстве и говоря о том, что жизнь полна иллюзий и печалей. Баллада «The Sage» является уже собственной композицией группы – тревожно звучат клавишные, мне напомнившие музыку к фильму «Гостья из будущего», потом появляется одинокая акустическая гитара, под которую поет Лейк; его тенор хорошо отзывается эхом, только вот иногда очень уж тих; в середине гитара звучит прямо-таки по-менестрельному, что придает музыке оттенок средневековья написана композиция по мотивам «Пера Гюнта» Грига, и ее темой становится поиск смысла, который пытается найти путешествующий лирический герой.
«Старый замок» («The Old Castle») начинается с жутких завываний, после чего идет довольно быстрый инструментал, основную линию в котором ведут призывно звучащие клавишные. Далее, без всякой паузы, следует «Blues Variation», импровизации, основанные на песнях Боба Дилана; главными здесь являются клавишные, а музыка быстрая и мажорная; в конце вновь звучат те же самые жуткие звуки, с которых начиналась предыдущая композиция. Вновь повторяется «Promenade» (у Мусоргского, кстати, он звучит четыре раза в разном ключе) – на этот раз с привлечением громогласных ударных и электрогитары. Бoльшую часть произведения Мусоргского было решено не воспроизводить, поскольку остальные музыкальные зарисовки, видимо, показались ребятам не настолько интересными. Предпоследнюю часть «Картинок с выставки», «Избушку на курьих ножках», разделили на три части: быстрые и тревожные пролог и эпилог, называющиеся «The Hut of Baba Yaga», и основная часть, энергичная «The Curse of Baba Yaga», также собственного сочинения, начинающаяся с ревущего синтезаторного звука, видимо, показывающего голос Бабы-Яги, и вновь имеющая вокальную часть – несколько глуповатую, кстати. Запоминаются прикольные клавишные, звучание которых подчеркивает, как мне кажется, несерьезность музыки. Последняя «картинка», «The Great Gates of Kiev», сыграна весьма пиететно – ребята хорошо поймали чувства торжественности и задумчивости, однако, как мне кажется, слегка переборщили с показом тревоги, когда ввели жутковатый гитарный вой; Лейк вновь поет – на этот раз о судьбе и желании новой жизни. После продолжительных аплодисментов на закуску нам предлагается «Nut Rocker», рок-обработка известной каждому русскому человеку темы из «Щелкунчика», сделанная когда-то Кимом Фаули; вещь эта задорная и напоминает не столько Чайковского, а скорее мажорные рок-вариации на тему. Когда музыка смолкает, еще долго звучат аплодисменты и овации, а толпа что-то скандирует.
Данный альбом по праву можно назвать одним из лучших лайвов арт-роковой команды, ну а за то, что широкие массы на Западе узнали о музыке нашего великого соотечественника, ребятам нужно сказать отдельное спасибо. Кстати, с американским лейблом вышла проблема. Ребятам сказали, что такое дерьмо выпускать не будут, и альбом вышел только в Европе, где стал настоящим хитом. Тогда представители американского лейбла стали просить исправить ситуацию, которую они же сами и создали. Их послали к черту, но они прилетели через океан и все-таки договорились, чтобы альбом выпустили и в Америке.
Кстати, в 1996 г. одноименный альбом выпустила также прог-трэшевая группа Mekong Delta, которая ориентировалась как раз не на Мусоргского, а на ELP. Если кому-то попадется этот альбом, обязательно приобретите, а заодно и сравните и с русским композитором, и с английской арт-роковой командой.
Автор: Featus
|