Начало истории этой знаменитой британской прогрессив-рок-группы было положено в августе 1969 года, когда впервые встретились и быстро стали друзьями уже достаточно известные музыканты Кит Эмерсон (Keith Emerson) и Грег Лейк (Greg Lake). Первый входил в состав The Nice, группы уже имевшей на своем счету два альбома, но сделавшей себе имя прежде всего на своих неистовых концертных шоу (самого Эмерсона, кстати, прозвали Джими Хендриксом (Jimi Hendrix) за органом Hammond); второй же играл на бас-гитаре и пел в психоделической команде King Crimson, которая только-только вкусила вкус успеха, забравшись со своим дебютным альбомом In The Court Of The King Crimson сразу на пятую строчку национального хит-парада, а в Америке - на 28-ю!
Итак, волею судьбы The Nice и King Crimson оказались вместе в списке участников фестиваля джазовой и блюзовой музыки в Пламтоне 10 августа 69-го. когда и познакомились Эмерсон с Лейком. Через пару месяцев Кит и Грег вновь встретились перед совместным концертом, тогда и появилась идея создать собственный проект - половина состава KING CRIMSON отказалась ехать в очередное турне, что грозило распадом группы, да и в The Nice, по мнению Эмерсона, дела шли далеко не лучшим образом.
Дело закончилось тем, что Грег Лейк в декабре 69-го покинул Роберта Фриппа (Robert Fripp) & Co., "The Nice" и вовсе распались, и буквально через две недели, 4 апреля 70-го британский еженедельник New Musical Express сообщил о рождении новой группы.
Гитарист Рэнди Бахмэн (Randy Bachman) из GUESS WHO проиграл в группе несколько недель. На место ударника пробовались Джон Хайзмэн (Jon Hiseman) из Colloseum, Джинджер Бейкер (Ginger Baker) из Cream, Карл Палмер (Carl Palmer, ex-Atomic Rooster и Crazy World of Arthur Brown) и наиболее реальный кандидат - Митч Митчелл (Mitch Mitchell) из "The Jimi Hendrix Experience". Выбор в конце концов пал на Палмера, с появлением которого трио получило незамысловатое название Emerson, Lake & Palmer.
Интересный факт: во время прослушивания Митчелла родилась идея привлечь к проекту и самого Джими Хендрикса. Гитарист с интересом принял предложение и даже однажды репетировал вместе с E.L.P.! В случае присоединения Хендрикса к трио группa должна была переименоваться в H.E.L.P., о чем уже заговорили в прессе, однако этим планам не было суждено осуществиться - 18 сентября 70-го легендарный музыкант закончил свой жизненный путь.
Между тем E.L.P. довольно быстро подписали контракт - с Island Records в Европе и с Atlantic - в США, и в июле 70-го приступили к записи своей первой пластинки. Скромно названный альбом Emerson, Lake & Palmer, занявший в Англии четвертое место хит-парада, а в Штатах -18-е, вышел в ноябре месяце, сценический же дебют группы состоялся гораздо раньше - в августе, на трехдневном фестивале Isle Of Wight, вместе с группой Хендрикса, THE WHO, FREE и другими звездами. По воспоминаниям Палмера их первое выступление было сравнимо лишь с жестокой бурей, тогда как популярный ведущий ВВС Джон Пил (John Peel), например, назвал дебют E.L.P. пустой тратой времени, таланта и электричества.
В 1971 году у E.L.P. вышло сразу два альбома. Первый Tarkus, записанный всего за шесть дней, появился в продаже летом и возглавил британский хит-парад - лучшее достижение E.L.P., а в Америке занял девятую позицию Billboard. Пока уже записанная пластинка дожидалась своего часа, трио успело прокатиться с гастролями по США (апрель-май 71-го), а в июне, одновременно с выходом диска началось европейское турне группы.
По окончании тура E.L.P. немедленно приступили к работе над новым альбомом, материал для которого группа уже исполняла на концертах год назад. Интересно, что вначале начальство Atlantic наотрез отказалось выпускать Pictures At An Exhibition, посчитав исполнение E.L.P. классики Мусоргского куском дерьма, которое напрочь загубит всю репутацию фирмы. Но после того как в Америке продалось 50000 экземпляров импортных дисков "картинок", компания была вынуждена изменить свою точку зрения и не напрасно - все же выпущенный в Штатах альбом моментально стал мультиплатиновым и попал в десятку национального чарта!
Сразу после выхода Pictures At An Exhibition в Европе в декабре 71-го E.L.P. дали ряд концертов у себя на родине, а весной 72-го отправились в турне по Америке и Канаде. А затем, следуя испытанному методу, без промедления начали запись очередного LР.
Вышедший в июле альбом Trilogy в Объединенном Королевстве повторил успех картинок №2 в хит-параде, а в США поднялся до пятой строки местного чарта. Сами же музыканты считают Trilogy едва ли не самой лучшей своей работой. Едва выйдя из студии, E.L.P. продолжили свое мировое турне в расписание которого на этот раз впервые вошла Япония, где группа провела целую неделю.
Кстати, к 1972 году E.L.P. уже давали по 180 концертов ежегодно, что стало одной из причин присвоения трио газетой Melody Maker титула лучшей британской и лучшей международной группы 72-го!
В декабре 73-го на недавно основанной собственной фирме Manticore Records E.L.P. выпустили свой очередной LP Brain Salad Surgery, который по доброй традиции стал вторым номером в Англии, а за океаном занял 11-ю строку хит-парада. И. по не менее доброй традиции, трио вновь отправилась в большое турне, на этот раз начав с США.
К этому времени шоу E.L.P. достигло невероятного размаха: вслед за тремя музыкантами на гастролях следовали 35 тонн аппаратуры - квадрофонический звук, суперсовременная световая установка, гидравлический подъемник для органа и так далее. Масштабным было и само турне, апогеем которого, кстати, было выступление группы на знаменитом фестивале California Jam вместе с DEEP PURPLE, BLACK SABBATH, BLACK OAK ARKANSAS, EARTH WIND & FIRE и THE EAGLES перед 350000 человек, который транслировался по телевидению. Один из концертов столь напряженного турне, завершившегося в августе 1974 года E.L.P. решили запечатлеть в виде тройного концертного альбома Welcome Back My Friends To The Show That Never Ends... Ladies & Gentlemen, Emerson, Lake & Palmer. По обе стороны Атлантики пластинка попала в Тор-5 национальных чартов, а в Штатах еще и стала платиновой. После таких продолжительных гастролей Эмерсон, Лейк и Палмер решили устроить себе не менее продолжительный отпуск - вплоть до 1977 года! После нескольких месяцев отдыха все трое вернулись к работе, однако временно решили не возобновлять совместную деятельность. Кит Эмерсон начал работу над фортепианным концертом, а в 76-м записал сингл Honky Tonk Train Blues; у Грега Лейка годом раньше вышел сингл I Believe In Father Christmas, занявший второе место в Англии, в. кроме того Лейк начал писать акустические песни для последующей записи с симфоническим оркестром; Карл Палмер же работал по своему профилю - затеял проект с перкуссионным шоу, а также записал несколько композиций с различными музыкантами, включая LA '74 с гитаристом EAGLES Джо Уолшем (Joe Walsh).
Между тем, в марте и ноябре 77-го компания Atlantic выпустила две компиляции E.L.P. Works Vol. I и Works Vol. II, соответственно. На двойной Works Vol. I вошли сольные работы всех троих музыкантов, плюс четвертая сторона - собственно, E.L.P., вторая же часть сборника состояла из редких и демо-записей.
В 1977 году музыканты вновь собрались вместе, провели еще более масштабное, чем раньше турне, после чего все же решили разойтись навсегда. Но поскольку E.L.P. были должны Atlantic по контракту еще один альбом, пришлось нанести визит в студию. Продукт работы из под палки получился соответствующим альбом Love Beach еле дотянул до британского Тор-50, в Америке же вообще был проигнорирован и критиками, и публикой. В результате, в декабре 1978 года, после восьми лет совместной работы и 30 миллионов проданных пластинок, Эмерсон, Лейк и Палмер официально расстались. Карл Палмер записал единственный альбом со своей группой P.M., а в январе 81-го стал одним из основателей супергруппы ASIA. Грег Лейк вместе с гитаристом Гари Муром (Gary Moore, ex-THIN LIZZY, COLOSSEUM) основал группу, назвав ее своим именем - GREG LAKE BAND, после чего тоже перебрался в ASIA. Кит Эмерсон занялся сольной карьерой, начав свою самостоятельную деятельность с написания музыки для двух фильмов.
Летом 1985 года вице-президент Polydor Records предложил Эмерсону реформировать E.L.P.. Лейк с радостью принял предложение, Палмеру же вернуться в родной коллектив не позволил тогда контракт с ASIA. Таким образом, место за ударными в группе занял небезызвестный Кози Пауэлл (Cozy Powell), игравший в разное время в JEFF BECK GROUP, WHITESNAKE, RAINBOW, M.S.G. и многих других группах,
Летом 86-го Emerson, Lake & Powell выпустили свой первый и единственный альбом с таким названием, занявший в Европе 35-е, а в Америке - 23-е места хит-парадов. Не менее успешным оказалось и турне по Штатам, стартовавшее в августе, но гастроли также оказались первыми и последними для данного состава.
В 1987 году Эмерсон вместе с уже покинувшим ASIA Палмером и экс-вокалистом HUSH Робертом Берри (Robert Berry) собрали новую команду под названием 3, но группа не просуществовала и года - через несколько месяцев после выхода единственного провального LP To The Power история трио закончилась.
Очередной реюнион E.L.P. состоялся в 1991-м году, когда музыкантам предложили принять участие в одном кино-проекте. Фильм, правда, так и не увидел свет, зато в апреле 92-го поклонники E.L.P. не только получили в подарок долгожданный новый альбом своих кумиров Black Moon, но и смогли вновь увидеть их живьем - почти два года длилось турне группы, запечатленное позже в виде концертника Live At The Royal Albert Hall. Вскоре стало ясно, что реюнион E.L.P. на этот раз отнюдь не носит временного характера - в сентябре 94-го вышел новый альбом In The Hot Seat. Единственной проблемой была травма руки у Эмерсона, вследствие которой E.L.P. были вынуждены отменить очередное турне и устроить двухгодичный отпуск. В 1996-м году E.L.P. вернулись с триумфальным турне по США вместе со старыми друзьями из "Jethro Tull".
|