Рок-энциклопедия. Музыкальный мир. Наша реклама

ВИВА КУБАНА!
ТУТ ОБНАРУЖИЛАСЬ МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ПЕРЕХОДИТЕ НА МОЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДЗЕН-КАНАЛ
И КАЧАЙТЕ МУЗЫКУ ПО ССЫЛКАМ НИЖЕ!

Рок-энциклопедия. Много музыки на Дзен. Информация


ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
ЗАХОДИТЕ НА МОЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КАНАЛ ДЗЕН
БЕЗ МУЗЫКИ СОВСЕМ НЕ ТО


ОТ ХАРД-РОКА К ПРОГРЕССИВУ, ИЛИ НАОБОРОТ?

Mark Nopfler Что такое прогрессивный рок? Чем он отличается от хард-рока, и справедливо ли это понятие вообще? Имеется множество примеров рок-групп, в отношении которых даже самые маститые специалисты не могут ответит точно на вопрос о том, что именно эти группы играли. Именно поэтому надо сначала определиться с тем, что такое хард-рок вообще, и как из него выделить этот пресловутый прогрессив. Несколько групп, которые пробовали создать на основе блюз-рока «тяжёлый» гитарный саунд, основы стиля заложили уже во второй половине 1960-х, который получил название хард-рок. Напомню, что термин хард-рок, который в связи со сложившейся практикой в России используют для обозначения музыки хэви-металлической 70-х годов, в мировой практике реже употребляется в качестве синонима термина «метал», который охватывает также музыку энергичную гитарную 60-х годов, что с общепринятыми рамками метала, не совпадает.

Предшественники хард-рока в 1960-х годах - The Who, ранние The Kinks, позже - Cream, Yardbirds, и Джимми Хендрикс. К основам жанра вплотную приблизились и другие не такие известные группы второй половины 60-х - Blue Cheer, Iron Butterfly. Немаловажную роль сыграли в становлении жанра разные группы гаражного рока, которые поддержали идею «тяжёлого» в гитарном звучании. Таким образом, уже были сформированы основные каноны жанра: в основе песни это тяжёлый гитарный рифф, основной инструмент - электрогитара, слаженная работа ритм-секции длинные сольные партии. Принято считать первым альбомом хард-рока дебютную пластинку 1969 года группы Led Zeppelin. Характерен для Led Zeppelin очень высокий уровень исполнительского мастерства: виртуозные бас и гитара, драматический вокал, мощные ударные.

Другая важная группа - Black Sabbath. От Led Zeppelin их музыка отличалась более тягучими, мрачными рифами и тематикой текстов «инфернальной», что в конечном счете повлияло больше на формирование хэви-метала и стоунер-рока, и в меньшей степени - дум-метала, гранжа и альтернативного рока. Яркие звезды жанра - Deep Purple, в жанре психоделии начинали, но в 1970-х сместили акценты в направлении хард-рока с клавишными соло и виртуозными гитарными. Большое влияние оказали группы Scorpions, Grand Funk Railroad, Rainbow, Black Nazareth, Widow. Какие из них играли прогрессив-рок, а какие что-то совершенно иное - этого уже сейчас никто точно не скажет.


Музыкальный мир

Прогрессивный рок (англ. Progressive rock) - амбициозный, эклектический и часто величественный стиль рок-музыки, возникший в конце 60-х, достигший пика популярности в начале 70-х годов XX века, и с тех пор продолжающий существование как музыкальная форма. Прогрессивный рок начал своё распространение в Англии и оставался в основном европейским движением, хотя существует и ряд значимых групп из США, Канады и других стран. Это музыкальное направление берёт многое из классической музыки и джаз-фьюжна, в отличие от американского рока, больше вобравшего от ритм-энд-блюза и кантри. За годы появилось множество поджанров прогрессивного рока, такие как симфо-рок, арт-рок, мат-рок и прогрессив-метал.

Пионеры прогрессивного рока стремились отойти от ограничений популярного рока и поп-музыки, и «продвинуть» рок до новых форм, часто, но не всегда обращаясь к джазу, академической или народной музыке, авангарду. В этом, также как и в виртуозности музыкантов, и заключается основное отличие прогрессивного рока: в обычном роке тоже есть очень талантливые инструменталисты, которые работают исключительно в простых метрах и гармониях.

Rush band Прогрессивный рок трудно чётко и ясно определить. Больше всего повлиявшие на жанр в 70-х годах (Emerson, Lake and Palmer, Genesis, Jethro Tull, King Crimson, Pink Floyd, Rush и Yes) звучали не особенно похоже - хотя многие (включая и некоторых членов этих коллективов) считают, что они играли прогрессивный рок. Принадлежность нескольких других групп и музыкантов (таких как Deep Purple, Phish, Radiohead, Tool и Фрэнк Заппа) к этому жанру менее очевидна. Характеристика прогрессивного рока

Единственной универсальной характеристикой прогрессивного рока является усложнение музыкальной формы (по сравнению с «классическим» роком 1960-х годов, а также тяжелым роком, хард-энд-хэви и рокабилли последующих периодов).

Однако можно перечислить характеристики, не универсальные, но типичные для тех или иных прогрессивно-роковых исполнителей, альбомов и отдельных произведений. Удлиннение и усложнение музыкальных пьес, тяготение их макроформы к циклическим формам академической музыки, формирование альбомов (иногда многодисковых) как целостных произведений.

Длинные композиции (часто называемые «эпическими»), длящиеся иногда дольше 20 минут, со сложными мелодиями и гармониями (такие, как «In Held Twas In I» группы Procol Harum (17 минут 30 секунд), «2112» группы Rush, «Atom Heart Mother» и «Echoes» группы Pink Floyd, «Thick as a Brick» группы Jethro Tull, часовая «Light of Day, Day of Darkness» группы Green Carnation и 42-минутная «Six Degrees Of Inner Turbulence» Dream Theater).

Составные композиции, части которых в некоторых случаях трактуются как самостоятельные песни (например, композиция Yes «Close to the Edge» состоит из четырёх частей, «Hemispheres» Rush - из семи, «Shine On You Crazy Diamond» Pink Floyd из девяти; cингл Yes «Soon» - на самом деле пятиминутная вырезка из «The Gates of Delirium», длящейся 20 минут; аналогично, части упоминавшегося «Thick as a Brick» Jethro Tull появлялись как отдельные песни в различных сборниках). Концептуальные альбомы, в которых тема или повествование разворачивается на протяжении всего альбома в манере, аналогичной литературному повествованию, фильму или опере. В альбомы могут вкладываться подробные буклеты и плакаты, продолжающие концепцию. Примерами могут служить The Lamb Lies Down on Broadway группы Genesis, Dark Side of the Moon и The Wall группы Pink Floyd, и более новые Operation: Mindcrime группы Queensryche и Metropolis Part II: Scenes from a Memory группы Dream Theater.

Соло почти у каждого инструмента. Особенно знамениты в этом смысле гитарист Стив Хау, клавишник Рик Уэйкмен и ударник Нэйл Пирт. Координация внутри ритм-секции группы (обычно состоящей из басиста и ударника). Ритм-секция может использовать контртемп и другие техники в сцепке с остальной группой. Заметные примеры - музыканты группы Yes Крис Сквайр и Билл Бруфорд или Тони Левин и Билл Бруфорд из King Crimson. Использование в композициях различных немузыкальных звуковых эффектов (иногда тяготеющее к академической «конкретной музыке»). Это очень характерно для Pink Floyd (для примера можно упомянуть открывающую песню альбома Dark Side of the Moon), но другие группы также пользовались ими; так, можно услышать звуки боя на сингле Jethro Tull «Warchild».

Ian Anderson - Jethro Tull Дальнейшее расширение репертуара используемых тембров, усложнение метра и ритма, использование нетрадиционных для рока мелодических и гармонических решений. Необычные вокальные стили и использование нетрадиционных вокальных гармоний из многих частей. См. Magma, Роберт Уайатт, Gentle Giant и Spock's Beard. Использование ведущих инструментов, не характерных для рок-музыки, включая электронные инструменты. Наверное, самым известным примером является постоянное использование флейты фронтменом Jethro Tull Яном Андерсоном. Для прогрессивного рока, в отличие от других жанров, обычны клавишные инструменты (включая синтезатор, электроорган, фортепиано и меллотрон), народные ударные инструменты. Группы прогрессивного рока также экспериментировали с обработкой звука на компьютере и с помощью специальных устройств, а также объёмным звуком (первыми на концертах им начали пользоваться Pink Floyd ещё в конце 60-х годов). Использование оркестров и хоров не так уж часто встречалось в прогрессивном роке среди знаменитых групп; самыми знаменитые примеры рубежа 60-х и 70-х - Atom Heart Mother Pink Floyd и второй альбом Yes «Time and a Word». Обычно для изображения оркестра и хора использовался упоминавшийся меллотрон. Менее знаменитые группы, как, например, Renaissance более тесно сотрудничали с настоящим оркестром. Такой инструментальный выбор, особенно использование оркестра, стал намного привычнее в современном прогрессивном роке.

Использование необычного музыкального размера или настройки инструментов. Многие композиции используют разные размеры или/и темп (например, «Thela Hun Ginjeet» King Crimson содержит участки, в которых некоторые участники группы играют в 7/8, а другие в 4/4, создавая эффект «несогласованности»). Поэзия, уходящая от традиционных тем развлекательной музыки и злободневности и тяготеющая к философски-мировоззренческим «вечным темам», фантастической и фентезийной тематике.

Слова, передающие сложные и иногда непонятные описания, касающиеся таких тем, как научная фантастика, фэнтези, история, религия, война и сумасшествие. Песни прогрессивного рока редко посвящаются любви или сексу и почти никогда не затрагивают традиционные объекты популярной музыки, вроде танцев, машин и проч. Большинство групп прогрессивного рока также избегали прямых политических комментариев, предпочитая выражать свои взгляды иносказаниями и аллегориями - например, альбом группы Genesis «Selling England by the Pound» (англ. «Распродавая Англию по фунту») посвящён теме противостояния коммерции и национализма, тогда как альбом группы Emerson, Lake and Palmer «Brain Salad Surgery» (англ. «Хирургия мозгового салата») постепенно переходит от природы к технике, показывая опасности замещения человека машиной. Группы движения «Рок в Оппозиции», которых также часто приписывали к музыкантам прогрессивного рока - важное исключение, так как они часто упоминали конкретные политические реалии. Такими же исключениями можно считать противоречивый альбом Pink Floyd 1983 года «Final Cut» и их же «Pigs (Three Different Ones)» альбома «Animals» 1977 года.

Стремление к «синтезу искусств», выражающемуся в продуманном оформлении сценических выступлений и издаваемых альбомов.

как заработать на продаже уникального контента

Эстетическое соединение музыки и других видов искусства (направление, берущее начало в альбоме «Sgt.Pepper's Lonely Hearts Club Band» группы The Beatles и с энтузиазмом подхваченное в эпоху расцвета прог-рока). Некоторые группы хорошо известны оформлением своих альбомов, которое было такой же отличительной чертой группы, как и звук. Это прославило некоторых художников и студии, например Роджера Дина его работой с Yes и Сторма Торгерсона и его студию Hipgnosis работой с Pink Floyd. Рисунки Руди Гигера к «Brain Salad Surgery» группы Emerson, Lake and Palmer и вовсе стали одной из самых знаменитых обложек. Также нельзя не упомянуть фильм «The Wall» по одноимённому альбому Pink Floyd, снятый Аланом Паркером с Бобом Гелдофом в главной роли.

«Диалог» с классической академической музыкой (симфонической, камерной и оперной), джазом, современной академической музыкой (неоклассикой и авангардом). Включение в альбомы классики. Например, Emerson, Lake and Palmer во многих местах использовали вещи Аарона Коупланда, Белы Бартока, Мусоргского и других, а также И. С. Баха. Иногда используемая классика значительно изменяется; Jethro Tull записала версию «Бурре» И. С. Баха, превратив его в «тонкую джазовую песню для ночного клуба» (по словам Иана Андерсона).

История прогрессивного рока
Истоки (1960-е-начало 1970-х годов)
Прогрессивный рок родился из множества музыкальных веяний в конце 1960-х. Поздние Beatles и многие психоделические группы начинать совмещать традиционный рок с инструментами классической и восточной музыки. Психоделический рок продолжил это экспериментальное направление и начал создавать длинные композиции, хоть и без продуманной структуры (например, «In-A-Gadda_Da_Vida» группы Iron Butterfly). Такие группы, как The Nice и Moody Blues начали сознательно комбинировать рок с клаccикой, создавая продолжительные композиции с продуманными структурами. Эти группы иногда называют «ранним прогрессивом» или «протопрогрессивом», а иногда - переходным жанром между психоделикой и прогрессивом.

Genesis Подъем жанра (1970-е годы)
Многие музыкальные историки указывают на King Crimson как на первую «истинную» прогрессивную группу; впервые они появились в Феврале 1969 года. За ними быстро последовали английские группы, играющие прогрессивный рок, включая Emerson Lake and Palmer, Genesis, Jethro Tull, Pink Floyd и Yes.

Прогрессивный рок получил толчок к развитию, когда многие фанаты рока разочаровались в движении за «мир и любовь». Прогрессивный рок отмежевался от «улыбок и солнца» поп-музыки 60-х и затрагивал более тёмные, а в чём-то и жестокие темы. Например Trespass Genesis включает «The Knife»(англ. нож) о жестоком демагоге, и «Stagnation»(англ. стагнация) о выживании при ядерной атаке.

Помимо Великобритании, прогрессивный рок стал популярен и в континентальной Европе, в первую очередь в Италии и Франции. В эту эру существовало множество европейских групп, таких, как Premiata Forneria Marconi, Banco del Mutuo Soccorso, и Le Orme из Италии, и Ange и Magma из Франции. Из этих групп лишь Premiata Forneria Marconi имела значительный успех в англоязычном мире. В Германии прогрессивное рок-движение получило шутливое название Krautrock; к нему относят такие группы как Can, Neu!, Tangerine Dream и другие.

Фанаты и историки по разному категоризируют виды прогрессивного рока 70-х годов. Кентерберийский рок можно считать поджанром прогрессивного рока, или просто ещё одной категорией прогрессивных рок-групп. Другие группы вели жанр в более коммерческом направлении; эти группы, включая Renaissance и поздних Electric Light Orchestra, иногда относят еще и к «коммерческому року» или «симфоническому попу». Пика своей популярности прогрессивный рок достиг в середины 70-х, когда про-музыканты регулярно завоёвывали голоса читателей в популярных музыкальных журналах Англии и Америки. В это время сформировались несколько прогрессивных групп из нового света, включая Rush (из Канады), Kansas (естественно, из Канзаса, и Dixie Dregs (из Джорджии).

Кризис (1980-е годы)
С появлением панк рока в конце 70-х, внимание общественности и критиков в Англии и Штатах повернулось в сторону более агрессивного и простого стиля. Прогрессивный рок всё больше забывался, как что-то претенциозное и напыщенное. Такое отношение является обычным и по сегодняшний день, хотя оно начало изменяться с 2004 года.

В ранних 1980-х наблюдалось некоторое обновление жанра, которое возглавляли Marillion, IQ, Saga и Кейт Буш. Группы, появившиеся в это время, иногда называют неопрогрессивными. Примерно в тоже время некоторые приверженцы прогрессивного рока изменили направление, упрощая музыку и начиная использовать доступное массовому слушателю электронное звучание. В 1982, обреченная на популярность группа Asia, в состав которой вошли Стив Хоу (Yes), Карл Палмер (ELP), Джон Веттон (King Crimson) и Джефф Доунс (Yes) неприятно удивили фанатов прог-рока своим тривиальным дебютным альбомом. В 1983, Genesis получила всемирное признание с песней «Mama» с акцентом на тяжёлой партии ударных. В 1984, Yes выпустила неожиданный хит «Owner of a Lonely Heart», наполненный современными электронными эффектами и достаточно доступный, чтобы его можно было пускать на дискотеках, позднее снабжённый транс-миксом. Многие фанаты прогрессивного рока были очень расстроены этими тенденциями.

Asia band Следует отметить, что термин «прогрессивный» в ранних 70-х использовался чтобы подчеркнуть новизну групп, но к 80-м он стал названием специфического музыкального стиля. В результате, некоторые группы, которые продолжали изменять свои песни, не всегда являлись «прогрессивными», тогда как новые самопровозглашённые «прог»-группы покупали меллотроны, чтобы возродить звук ранних 70-х. И фанаты, и привередливые критики согласились называть «прогрессивным роком» жанр, так что изначальный смысл слова «прогрессивный» в этом случае потерялся.

Современное состояние (1990-е годы-начало XXI века)
Второе перерождение жанр прогрессивного рока пережил в 1990-х, во время так называемой «Третьей Волны», было предпринято такими группами, как шведская The Flower Kings, британская Porcupine Tree, и Spock’s Beard из США. Одна из наиболее важных групп движения альтернативного рока, The Smashing Pumpkins развила прогрессивный рок в свой собственный, электрический стиль, даже выпуская два альбома с одинаковым концептом.

Работа современных музыкантов, таких как Ween и пост-рок групп наподобие Sigur Ros, Godspeed You! Black Emperor и Muse, можно отметить, вобрала в себя некоторые экспериментальные элементы прогрессивного рока, кое-где совмещённые с эстетической чувственностью панк-рока, вместе создающие музыку, которую можно назвать многообещающей и образной. Более хорошим примером современной пост-рок группы, наверное, является The Mars Volta, которая нарочито смешивает панк с прогрессивным роком, два противоположных стиля. Из других экспериментирующих музыкантов можно назвать японского композитора Такаши Йошимацу, отмечающего значительное влияние прогрессивного рока на свою работу.

Также существует некоторое количество современных прог-групп - таких как Mostly Autumn, сочетающая кельтику, отчасти язычество и влияние ранних стилей про-рока. Другие группы вкладывают прогрессивный рок в своё звучание, явно и неявно, включая Blood Brothers, Dog Bone Sanctuary, Coheed and Cambria, Dolour, Mastodon, Foo Fighters, Ruby Doe, Turn to Fall, Vendetta Red, Vindaloo.


Тайна острова Оук. А. В. Бирюк. Читать книгу

Принято считать, что в 70-е годы арт-рок существовал в основном в Великобритании и такими группами как Genesis, Yes, King Crimson, ELP, Gentle Giant, Van Der Graaf Generator, Camel, UK, Jethro Tull, Pink Floyd и ограничивался. Конечно это не так.

В 70-е г.г. эта музыка была представлена гораздо большим количеством имён и более обширной географией. Конечно в 70-е прогрессивный рок существовал не только в Великобритании. Не менее значительные национальные школы прогрессивного рока были в Италии, Франции, Голландии, Испании, Западной Германии, США, Швеции. Были интересные прогрессивные группы в Австралии, Венесуэле, Аргентине, Бразилии, Чехословакии, Польше, Бельгии.

Так как Великобритания была законодателем мод в рок-музыке, то британская музыка и получила всемирную известность. Арт-рок в других странах был известен в основном в пределах этой страны.

Но в 90-е годы справедливость была восстановлена. Это произошло благодаря повсеместному распространению нового носителя звуковой информации - компакт-диска. И вот в начале 90-х г.г. на компакт-дисках переиздаются альбомы 70-х г.г. выходившие на виниловых пластинках, а также архивные, ранее неизданные записи. Дело в том, что в конце 70-х и в 80-е годы многим прогрессивным группам трудно было выпустить на виниле свою музыку, т.к. фирмы грамзаписи требовали более лёгкую, а значит более продаваемую музыку. Но 90-х г.г. эти записи получили возможность увидеть свет на компакт-дисках.

Одна из самых значительных школ арт-рока была во Франции. Atoll, Asia Minor, Carpe Diem, Ange, Mona Lisa, Pulsar, Sandrose, Shylock - самые лучшие группы французского арт-рока.

Другая значительная школа прогрессивнрго рока была в Италии. Там появилось очень много групп играющих арт-рок. Возможно по количеству групп Италия занимала первое место в те годы. Среди самых лучших групп итальянского арт-рока такие как Premiata Forneria Marconi (PFM), Banco Del Mutuo Soccorso, Le Orme, Loccanda Della Fate, Maxophone, Semiramis, Area, Osanna, Latte E Miele, Arti E Mestieri, Il Balletto Di Bronzo.

Ещё одной страной, где была интересная прогрессивная музыка были США. Принято считать, что единственными группами арт-рока в 70-е г.г. там были Kansas. На самом деле в 70-е г.г. в США были гораздо более интересные группы, игравшие сложную, настоящую прогрессивную музыку. Безусловно самой выдающейся прогрессивной группой в США в 70-е годы были Happy The Man. Другие лучшие группы американского арт-рока - Cathedral, Yezda Urfa, Mithrandir, Lift.

В Венесуэле была одна из самых интересных групп арт-рока 70-х г.г. Это были Tempano. Они играли очень красивую и в то же время сложную музыку в лучших традициях арт-рока.

В Аргентине ведущей группой арт-рока были Crusis. Также интересны были и Espiritu.

Но вернёмся в Старый Свет. В Швеции, самой лучшей группой арт-рока была Kaipa. Также были Dice, Atlas. Финляндия представлена замечательной группой Finnforest, которые играли красивый fusion с некоторым влиянием WeatherReport. В Испании в 70-е годы было много интересных групп прогрессивного рока: Iceberg, Granada, Iman, Mezquita, Atila, Gotic, Crack. В Голландии, кроме Focus были Finch, Bonfire. В Западной Германии кроме Eloy были такие арт-рок группы как Grobschnitt, Novalis, Rousseau. В середине 70-е г.г. там были SFF записавшие 3 диска виртуозного инструментального арт-рока, а также такие группы как Anyone’s Daughter, Neuswanstein, Ivory, Trilogy. Австралия была представлена одной группой, но зато какой. Это была одна из самых лучших групп прогрессивного рока Sebastian Hardie.

Marillion band Таким образом, можно сказать, что в 70-е годы было намного больше выдающихся групп прогрессивного рока, чем считалось до сих пор. Великобритания не была единственной страной , где существовал арт-рок. Выдающиеся группы высшего уровня были и в других странах: Франции, Италии, Австралии, Испании, Западной Германии, США, Венесуэле и т.д. И теперь к таким именам как Genesis, Yes, King Crimson, ELP, Gentle Giant, Camel, UK можно добавить Happy The Man, Tempano, Atoll, Sebastian Hardie, Kaipa, Cathedral, Loccanda Della Fate др.

Достигнув в 70-е г.г. своего наивысшего расцвета, в 80-е арт-рок испытывает кризис жанра. Но причины этого лежали не столько в творческой сфере, сколько в коммерческой, т.е. в шоу-бизнесе. Дело в том, что конец 70-х г.г. ознаменовался очередным экономическим кризисом. Шоу-бизнес с помощью рок-музыки вырос из небольшой отрасли, каким он был в 60-е г.г., во вторую отрасль по обороту денег после ВПК. Естественно, если в благополучные 70-е годы шоу-бизнес мог вкладывать тысячи долларов в запись пластинок прогрессивного рока, не особенно беспокоясь о прибыли, благо и расходились эти альбомы хорошими тиражами, то в эпоху кризиса впору было думать о верной прибыли. Поэтому ставка была сделана на легко доступную, хорошо продаваемую музыку: стили диско, новая волна и т.д. Прогрессивный рок оказался за воротами шоу-бизнеса.

Но это сказалось положительным образом на судьбу прогрессивного рока. Теперь прогрессивный рок окончательно отделился от поп-музыки и превратился в одно из направлений современной умной, серьёзной музыки, наряду с джазом, например.

Принято считать, что в 80-е г.г. в прогрессивном роке не появилось ничего нового. На самом деле это не так. Это не более, чем стереотип мышления. В 80-е г.г. появилось много новых групп, которые играли свежую, новую музыку, не менее интересную, чем у титанов 70-х г.г. Появлялись даже новые направления внутри прогрессивного рока - neoprogressive, что говорит о том, что жанр был жив и развивался дальше.

Наиболее известным актом 80-х были Marillion. Но кроме них были IQ, Pendragon, Twelfth Night, Pallas и др. Это была новая волна британского прогрессивного рока, новый стиль получивший название neoprogressive. Эти группы взяли за основу своего стиля музыку Genesis, добавив вокал в стиле групп новой волны. Расцвет стиля пришёлся на середину 80-х г.г. Именно в это время появились лучшие альбомы neoprogressive: Tales From The Lush Attic (84), The Wake (85) группы IQ, Script For A Jester''s Tear (83), Fugazi (84), Real to Reel (84), Misplaced Childhood (85) - Marillion,Live at the Target (81), Smiling at Grief (81), Fact and Fiction (82) - Twelfth Night, The Jewel (85) - Pendragon. Это была вершина стиля neoprogressive. Но в конце 80-х происходит коммерческое перерождение стиля. Меняется состав, приходят новые музыканты. Neoprogressive становится более упрощённым, примитивным, приближаясь к обыкновенной поп-музыке, мало что сохранив из традиций арт-рока.

Но neoprogressive не был единственным достижением арт-рока 80-х г.г. Даже более интересные вещи происходили в других странах, не только в Великобритании. В Западной Германии появляется 2 интересные группы, продолжающие традиции арт-рока 70-х г.г. Это Amenophis, а также Iskander. Во Франции в 1983 г. выходит дебютный альбом новой фрацузской группы Step Ahead. Они соединяли стиль 70-х с новыми веяниями британского neoprogressive. В Венгрии Solaris с альбомом The Martian Chronicles. В Мексике Iconoclasta выпустившие около 10 альбомов инструментального арт-рока, соединяющие европейский и южноамериканский стилт арт-рока. В России Арсенал, которые играли изумительный по красоте fusion с некоторым влиянием стиля арт-рок и являются одной из лучших групп прогрессивного рока. В США в 1985 г. выходит пластинка Assembly замечательного американского музыканта-мультиинструменталиста Ken Watson. Это одна из лучших записей в стиле progressive fusion.

Ещё одной школой арт-рока 80-х гг. была во Франции. Новая страница французского арт-рока началась в середине 80-х, когда была создана небольшая фирма грамзаписи Musea Records. Первой пластинкой, изданной Musea Records был первый альбом новой французской группы Edhels. Это была очень красивая, мелодичная музыка, причём чисто инструментальная, без вокала. Это была одна из лучших записей 80-х г.г. Затем появились такие группы как Minimum Vital, Tiemko, Halloween. Это была новая волна французского прогрессивного рока.


Интересная музыка в рамках прогрессивного рока была создана в Японии. Особенностью ситуации с прогрессивным роком в Японии было то, что появление и развитие японского арт-рока задержалосьна 10 лет. И если в остальном мире "золотым веком" арт-рока были 70-е г.г., то в Японии это были 80-е. Именно в это время там появилось огромное количество групп, играющих прогрессивную музыку: Outer Limits, Deja Vu, Social Tension, Teru''s Symphonia, Marge Litch, Starless, Pageant, Mugen, Pazzo Fanfana Di Musica, Bi Kyo Ran, Fromage, Shingetsu, Mr. Sirius, Providence и другие. Но самыми лучшими группами японского прогрессивного рока были группы, играющие в стиле fusion. Эти группы являются лучшими в японском прогрессиве и одними из лучших в мире, и что касается художественной ценности их музыки, и с т. зр. виртуозности и техники игры музыкантов. Это Kenso, Ain Soph, Bellaphon, Side Steps.

Прогрессивный рок появился в 60-е г.г. и, достигнув в 70-е гг. своего наивысшего подъёма, который именуют не иначе как "золотой век" арт-рока, в 80-е г.г. испытывает кризис. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что и в эти годы появилось немало прекрасной музыки, интересных прогрессивных групп. Причины кризиса лежали больше в коммерческой сфере. Арт-рок перестал быть интересен шоу-бизнесу, т.к. как и всякая некоммерческая музыка не приносил больших доходов. Но всё имеет циклическую природу. Вслед за периодом упадка, приходит новый подъём.

90-е годы можно назвать эпохой возрождения арт-рока. В начале 90-х появляются новые группы, творчество которых говорило о том, что кризис миновал, наступает период подъёма. В Швеции это Anglagard, Anekdotten, Landberk, в Италии Ezra Winston, Nuova Era, Castello Di Atlante, Calliope, Sithonia, Malibran, в Испании Galadriel, в США Episode, Djam Karet, Echolyn, Kalaban, в Японии Ars Nova, Gerard, Mongol, KBB, в Норвегии Fruitcake, White Willow, в Мексике Codice.

Появилась вторая волна стиля neoprogressive. Новые группы возникли в Великобритании - Arena, Galahad, Landmarq, Shadowland, Citizen Cain, Jadis, Grey Lady Dawn, в Голландии - Cliffhanger, Edgon Heath, Flamborough Head, For Abcent Friends, в Германии - Chandelier, в Австралии - Aragon, в Швейцарии - Clepsydra, Deyss, Galaad, в США - Illuvatar, в Швеции - Galleon, Twin Age. Диски многих из этих групп выпускались на знаменитой фирме SI Music, которая стала оплотом стиля во всём мире neoprogressive.

На начало 90-х также пришлось большое количество переизданий альбомов 70-х г.г. на компакт-дисках. Благодаря этому совершенно по-другому видится картина прогрессивного рока в 70-е г.г. и многие группы 70-х заняли своё подлинное место в истории прогрессивного рока.

В середине 90-х появилась вторая волна новых прогрессивных групп. В Швеции The Flower Kings, Sinkadus, Par Lindh Project,Galleon в США Spoke''s Beard, Glasshammer, Blue Shift, Cricible, во Франции Eclat, Priam, Drama, Xang в Испании Dracma, Rivendel, в Мексике Cast, в Италии H2O, Mad Crayon, Finisterre, Moongarden.

Особенностью ситуации в арт-роке 90-х было то, что ведущей страной прогрессивного рока стала Швеция. Стало модным говорить о шведском стиле в арт-роке. Действительно в 90-х из этой страны появилось довольно много музыки, в том числе самая лучшая группа в прогрессивном роке 90-х г.г.- The Flower Kings.

Возникает много фирм выпускающих компакт-диски новых прогрессивных групп и переиздания альбомов 70-х г.г.: Musea - во Франции, Cyclops - в Великобритании, Kinesis, Syn-phonic, Lazer''s Edge - в США, Mellow - в Италии и т.д.

Ещё одним признаком возрождения арт-рока в 90-е г.г. явилось появление большого количества прогрессивных фестивалей. Это ежегодные Progfest, Progday, Nearfest - в США, Baja Prog - в Мексике, фестиваль в Гётеборге в Швеции, Progworld - в Голландии, UK Progfest - в Англии и т.д. В последнее время появляется много одноразовых фестивалей, проходящих в разных городах Европы и Северной и Южной Америки.

Таким образом, сложилась инфраструктура, не зависящая от шоу-бизнеса и включающая в себя фирмы звукозаписи, фестивали, концерты, журналы о прогрессивном роке (такие как "Expose", "Progression", "Acid Dragon" и др.), передачи на радиостанциях, сайты в Интернете.

Можно сказать что в 90-е г.г. вокруг прогрессивного рока появилась новая субкультура, наподобие той, которая появилась несколько десятилетий раньше, с появлением такого направления музыки как джаз.


ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА