Принято считать, что в 70-е годы арт-рок существовал в основном в Великобритании и такими группами как Genesis, Yes, King Crimson, ELP, Gentle Giant, Van Der Graaf Generator, Camel, UK, Jethro Tull, Pink Floyd и ограничивался. Конечно это не так.
В 70-е г.г. эта музыка была представлена гораздо большим количеством имён и более обширной географией. Конечно в 70-е прогрессивный рок существовал не только в Великобритании. Не менее значительные национальные школы прогрессивного рока были в Италии, Франции, Голландии, Испании, Западной Германии, США, Швеции. Были интересные прогрессивные группы в Австралии, Венесуэле, Аргентине, Бразилии, Чехословакии, Польше, Бельгии.
Так как Великобритания была законодателем мод в рок-музыке, то британская музыка и получила всемирную известность. Арт-рок в других странах был известен в основном в пределах этой страны.
Но в 90-е годы справедливость была восстановлена. Это произошло благодаря повсеместному распространению нового носителя звуковой информации - компакт-диска. И вот в начале 90-х г.г. на компакт-дисках переиздаются альбомы 70-х г.г. выходившие на виниловых пластинках, а также архивные, ранее неизданные записи. Дело в том, что в конце 70-х и в 80-е годы многим прогрессивным группам трудно было выпустить на виниле свою музыку, т.к. фирмы грамзаписи требовали более лёгкую, а значит более продаваемую музыку. Но 90-х г.г. эти записи получили возможность увидеть свет на компакт-дисках.
Одна из самых значительных школ арт-рока была во Франции. Atoll, Asia Minor, Carpe Diem, Ange, Mona Lisa, Pulsar, Sandrose, Shylock - самые лучшие группы французского арт-рока.
Другая значительная школа прогрессивнрго рока была в Италии. Там появилось очень много групп играющих арт-рок. Возможно по количеству групп Италия занимала первое место в те годы. Среди самых лучших групп итальянского арт-рока такие как Premiata Forneria Marconi (PFM), Banco Del Mutuo Soccorso, Le Orme, Loccanda Della Fate, Maxophone, Semiramis, Area, Osanna, Latte E Miele, Arti E Mestieri, Il Balletto Di Bronzo.
Ещё одной страной, где была интересная прогрессивная музыка были США. Принято считать, что единственными группами арт-рока в 70-е г.г. там были Kansas. На самом деле в 70-е г.г. в США были гораздо более интересные группы, игравшие сложную, настоящую прогрессивную музыку. Безусловно самой выдающейся прогрессивной группой в США в 70-е годы были Happy The Man. Другие лучшие группы американского арт-рока - Cathedral, Yezda Urfa, Mithrandir, Lift.
В Венесуэле была одна из самых интересных групп арт-рока 70-х г.г. Это были Tempano. Они играли очень красивую и в то же время сложную музыку в лучших традициях арт-рока.
В Аргентине ведущей группой арт-рока были Crusis. Также интересны были и Espiritu.
Но вернёмся в Старый Свет. В Швеции, самой лучшей группой арт-рока была Kaipa. Также были Dice, Atlas. Финляндия представлена замечательной группой Finnforest, которые играли красивый fusion с некоторым влиянием WeatherReport. В Испании в 70-е годы было много интересных групп прогрессивного рока: Iceberg, Granada, Iman, Mezquita, Atila, Gotic, Crack. В Голландии, кроме Focus были Finch, Bonfire. В Западной Германии кроме Eloy были такие арт-рок группы как Grobschnitt, Novalis, Rousseau. В середине 70-е г.г. там были SFF записавшие 3 диска виртуозного инструментального арт-рока, а также такие группы как Anyone’s Daughter, Neuswanstein, Ivory, Trilogy. Австралия была представлена одной группой, но зато какой. Это была одна из самых лучших групп прогрессивного рока Sebastian Hardie.
Таким образом, можно сказать, что в 70-е годы было намного больше выдающихся групп прогрессивного рока, чем считалось до сих пор. Великобритания не была единственной страной , где существовал арт-рок. Выдающиеся группы высшего уровня были и в других странах: Франции, Италии, Австралии, Испании, Западной Германии, США, Венесуэле и т.д. И теперь к таким именам как Genesis, Yes, King Crimson, ELP, Gentle Giant, Camel, UK можно добавить Happy The Man, Tempano, Atoll, Sebastian Hardie, Kaipa, Cathedral, Loccanda Della Fate др.
Достигнув в 70-е г.г. своего наивысшего расцвета, в 80-е арт-рок испытывает кризис жанра. Но причины этого лежали не столько в творческой сфере, сколько в коммерческой, т.е. в шоу-бизнесе. Дело в том, что конец 70-х г.г. ознаменовался очередным экономическим кризисом. Шоу-бизнес с помощью рок-музыки вырос из небольшой отрасли, каким он был в 60-е г.г., во вторую отрасль по обороту денег после ВПК. Естественно, если в благополучные 70-е годы шоу-бизнес мог вкладывать тысячи долларов в запись пластинок прогрессивного рока, не особенно беспокоясь о прибыли, благо и расходились эти альбомы хорошими тиражами, то в эпоху кризиса впору было думать о верной прибыли. Поэтому ставка была сделана на легко доступную, хорошо продаваемую музыку: стили диско, новая волна и т.д. Прогрессивный рок оказался за воротами шоу-бизнеса.
Но это сказалось положительным образом на судьбу прогрессивного рока. Теперь прогрессивный рок окончательно отделился от поп-музыки и превратился в одно из направлений современной умной, серьёзной музыки, наряду с джазом, например.
Принято считать, что в 80-е г.г. в прогрессивном роке не появилось ничего нового. На самом деле это не так. Это не более, чем стереотип мышления. В 80-е г.г. появилось много новых групп, которые играли свежую, новую музыку, не менее интересную, чем у титанов 70-х г.г. Появлялись даже новые направления внутри прогрессивного рока - neoprogressive, что говорит о том, что жанр был жив и развивался дальше.
Наиболее известным актом 80-х были Marillion. Но кроме них были IQ, Pendragon, Twelfth Night, Pallas и др. Это была новая волна британского прогрессивного рока, новый стиль получивший название neoprogressive. Эти группы взяли за основу своего стиля музыку Genesis, добавив вокал в стиле групп новой волны. Расцвет стиля пришёлся на середину 80-х г.г. Именно в это время появились лучшие альбомы neoprogressive: Tales From The Lush Attic (84), The Wake (85) группы IQ, Script For A Jester''s Tear (83), Fugazi (84), Real to Reel (84), Misplaced Childhood (85) - Marillion,Live at the Target (81), Smiling at Grief (81), Fact and Fiction (82) - Twelfth Night, The Jewel (85) - Pendragon. Это была вершина стиля neoprogressive. Но в конце 80-х происходит коммерческое перерождение стиля. Меняется состав, приходят новые музыканты. Neoprogressive становится более упрощённым, примитивным, приближаясь к обыкновенной поп-музыке, мало что сохранив из традиций арт-рока.
Но neoprogressive не был единственным достижением арт-рока 80-х г.г. Даже более интересные вещи происходили в других странах, не только в Великобритании.
В Западной Германии появляется 2 интересные группы, продолжающие традиции арт-рока 70-х г.г. Это Amenophis, а также Iskander.
Во Франции в 1983 г. выходит дебютный альбом новой фрацузской группы Step Ahead. Они соединяли стиль 70-х с новыми веяниями британского neoprogressive.
В Венгрии Solaris с альбомом The Martian Chronicles.
В Мексике Iconoclasta выпустившие около 10 альбомов инструментального арт-рока, соединяющие европейский и южноамериканский стилт арт-рока.
В России Арсенал, которые играли изумительный по красоте fusion с некоторым влиянием стиля арт-рок и являются одной из лучших групп прогрессивного рока.
В США в 1985 г. выходит пластинка Assembly замечательного американского музыканта-мультиинструменталиста Ken Watson. Это одна из лучших записей в стиле progressive fusion.
Ещё одной школой арт-рока 80-х гг. была во Франции. Новая страница французского арт-рока началась в середине 80-х, когда была создана небольшая фирма грамзаписи Musea Records. Первой пластинкой, изданной Musea Records был первый альбом новой французской группы Edhels. Это была очень красивая, мелодичная музыка, причём чисто инструментальная, без вокала. Это была одна из лучших записей 80-х г.г. Затем появились такие группы как Minimum Vital, Tiemko, Halloween. Это была новая волна французского прогрессивного рока.
|