Супергруппа "ELP" («Эмерсон, Лэйк и Палмер») образовалась в 1970-м году. Все три участника группы уже имели большой авторитет в музыкальном мире и прославились как виртуозные музыканты. Все они ранее работали в арт-роковых же коллективах.
Кит или (Кейт) Эмерсон (Keith Emerson), основной лидер "ЭЛП", до этого играл в группе «The Nice» («Найс») и был известен как один из самых сильных органистов рока, «Джими Хендрикс на органе». В музыке он тяготел к классике, часто интерпретируя произведения Баха, Сибелиуса, Чайковского и других великих композиторов. Он был одинаково силен как в полифонических органных партиях, так и в джазовых импровизациях на ф-но.
Эмерсон
Как ни удивительно, был известен и как шоумен: после скандальных выходок с сжиганием американского флага и выпуска постера с портретами братьев Кеннеди и Мартина Лютера Кинга, группе «The Nice» запретили выступать в лондонском Альберт-холле, а также гастролировать и продавать диски в США.
Распад «The Nice» вызвал удивление поклонников. Новым партнером Эмерсона стал Грег Лэйк (Greg Lake, родился в 1947-м году), известный в арт-роке певец, бас-гитарист, также отлично исполняющий партии гитары (чаще акустической).
Лэйк
Начинал в малоизвестной группе «The Gods» («Боги») с клавишником Кеном Хенсли (Ken Hensley) и барабанщиком Ли Керслейком (Lee Kerslake) – будущими знаменитыми членами «Uriah Heep». Далее в 1969-м году был участником «King Crimson», с которыми записал 2 их первых альбома, что говорит само за себя. Он был выдающимся бас-гитаристом, имел отличный голос. Его кредо - глубокие, философские баллады под акустическую гитару.
Эмерсон и Лэйк приглашали к сотрудничеству гитариста Джими Хендрикса (Jimi Hendrix)(!) и барабанщика его группы Митча Митчелла, правда, из этого ничего не вышло. Не договорились они и с гитаристом Рэнди Бахменом.
Палмер
Третьим виртуозом стал ударник Карл Палмер (Сarl Palmer), до ЭЛП работавший в группах Криса Фарлоу, «Thunderbirds», у Артура Брауна («Crazy World Of Arthur Brown»), затем - «Atomic Rooster» («Атомный петушок»), где был, по-видимому, самым талантливым музыкантом, т. к. его уход привел, фактически, к кризису группы.
Итак, в 1970-м году виртуозное трио начало свой путь выпуском одноименного альбома «Emerson, Lake And Palmer» и, с самого начала творчества, группу ожидал огромный успех среди ценителей арт-рока. Великолепно аранжированный синтез классики, джаза, рока и баллады вызывал восторг критиков и слушателей.
В 1-й диск вошли следующие композиции:
1. The Barbarian – жесткая и динамичная обработка Allegro Barbaro Белью Бартока.
2. Take A Pebble - 12-минутная сюита, написанная Лэйком, начинающаяся и завершающаяся как лирическая баллада, а в центральной части содержащая джазовые фортепианные импровизации и гитарный фолковый фрагмент, изображающий народную пляску.
3. Knife Edge («Лезвие ножа») - явно «хардовая» песня, основная тема которой взята из «Симфоньетты» чешского композитора Леона Яначека.
4. Three Fates («Три судьбы») сочинена Эмерсоном и состоит из 3 частей:
- Clotho - вариации «а-ля Бах» на настоящем концертном органе. Оказывает серьезное давление на уши неподготовленного слушателя;
- Lachesis - авангардная фортепианная импровизация;
- Atropos - опять-таки фортепианная импровизация уже при поддержке Лэйка и Палмера с ударным финалом в виде взрыва.
5. Tank - джазовая инструментальная композиция, содержащая соло Палмера с использованием всего арсенала ударных.
6. Lucky Man («Счастливчик») - неожиданно спокойная антивоенная баллада в авторском исполнении Лэйка под акустическую гитару, так же неожиданно завершающаяся импровизациями Эмерсона с заунывными завываниями синтезатора.
Интеллектуальный штурм 1-го альбома принес группе заслуженный успех, как среди любителей, так и среди профессионалов.
Второй диск "Tarkus" был записан в начале 1971 года, и вышел летом. («Таркус» - фантастический гибрид танка и зверя, на концертах изрыгал огонь со сцены).
1. Tarkus - 20-минутная центральная сюита содержит 7 частей: (a) Eruption, (b) Stones Of Years, (c) Iconoclast, (d) Mass, (e) Manticore, (f) Battlefield, (g) Aquatarkus. Она содержала 3 песни: (b) и (d), написанные Эмерсоном и Лэйком, и (f), написанную одним Лэйком, в которой он исполняет соло на электрогитаре, что бывает нечасто. Остальные части, написанные Эмерсоном, являются динамичными виртуозными пассажами на синтезаторе, связывающими между собой все в единое целое.
2. Jeremy Bender - простенькая 2-минутная песня, ассоциирующаяся с каким-то вестерном.
3. Bitches Crystal - динамичная песня с фортепианными импровизациями Эмерсона.
4. The Only Way - торжественный гимн: глубокий баритон Лэйка в сопровождении органа с цитатами из Баха.
5. Infinite Space - авангардная фортепианная импровизация. Без специального склада ума и вкуса слушать невозможно.
6. A Time And A Place («Время и место») - песня с привкусом «тяжести». Между куплетами - пронзительные глиссандо Эмерсона. Естественно, без импровизаций на синтезаторе тоже не обошлось.
7. Are You Ready Eddy? - бравурные буги-вуги в стиле 50-х годов. Вокал Лэйка, ф-но Эмерсона. Звучит весело.
В том же 1971-м выходит самый знаменитый концерт "ELP" - адаптация сюиты Модеста Мусоргского «Картинки с выставки». "Pictures At An Exhibition" - запись концерта, состоявшегося 26 марта 1971 года в "Newcastle City Hall". Концерт включает в себя часть пьес из цикла Мусоргского. Promenade («Прогулка») исполненная 3 раза (один раз даже со словами, что, наверное, Мусоргского бы немало удивило) сыграна в соответствии с оригиналом, только на мощно звучащем органе. Зато The Gnome («Гном»), The Old Castle («Старый замок»), The Great Gates Of Kiev («Великие Киевские ворота») и The Hut Of Baba Jaga («Избушка Бабы Яги») поражают буйной фантазией и виртуозностью трио. В музыкальных образах появляются зловещие, карикатурно-уродливые черты. Визги и скрежет синтезатора Эмерсона на фоне барабанного урагана Палмера и поддержанные виртуозными пируэтами бас-гитары Лэйка впечатляют.
Переработанные до неузнаваемости пьесы Мусоргского составляют примерно половину времени альбома. Другую половину занимают собственные композиции "ELP".
The Sage («Сага») - баллада Лэйка, исполненная им как обычно под акустическую гитару. Между двумя куплетами Лэйк демонстрирует свой потенциал гитариста.
Blues Variation («Блюзовые вариации») - инструментальная импровизация на темы двух песен Боба Дилана. Игра фантастическая по своей эмоциональности и технике. Удивительно, как орган не взрывается на сцене!
The Curse Of Baba Jaga («Проклятие Бабы Яги») - еще один нокаутирующий удар "ELP". Такое «Проклятие», кажется, способно испепелить все вокруг. Синтезатор захлебывается от злобы. Послушайте - увидите!
Nutrocker ("Щелкунчик") - жизнерадостная, даже веселая пьеса (автором записан Ким Фоули - не знаю, как это понимать) - наверняка многие слышали тему из балета «Щелкунчик» в разных исполнениях. В середине - пулеметное соло на ударных. Завершает концерт шквал аплодисментов, что неудивительно.
«Картинки», возможно, и не самый лучший, но, безусловно, самый яркий концерт "ELP". Отсутствует ф-но, нет скучных, заумных и трудных для восприятия композиций, все исполнено «на одном дыхании».
Одинокие возгласы недовольства потонули в общем хоре восторженных воплей критиков и меломанов. Некоторые считали, что именно так бы написал Мусоргский свою сюиту, имей он орган Хэммонда. По крайней мере интерпретация «Картинок» полностью соответствует духу Мусоргского. В принципе, благодаря "ELP" многие люди вообще узнали, кто такой Мусоргский (Я благодаря "ELP" послушал «Картинки» в оригинале). Впрочем, думается, что теперь уже и не важно, какие вещи в этом альбоме принадлежат "ELP", а какие написаны «в соавторстве» с Мусоргским. Наверное, для потомков он останется концертом "ELP", равно как и Мусоргский останется Мусоргским.
В 1972-м году выходит очередной альбом - "Trilogy".
1-3. The Endless Enigma («Бесконечная загадка») - вокально-инструментальная ком-позиция вполне в духе "ELP". В середине ее вставлена фортепианная 2.Fugue («Фуга»).
4. From The Beginning («С начала») - традиционная баллада Лэйка.
5. The Sheriff («Шериф») - пародийная песня: ковбойский салун с револьверной пальбой в финале. Посвящена фирме "Шериф".
6. Hoedown - оригинальная инструментальная вещица - стремительные уже знакомые пассажи Эмерсона, но тема!... Кому-то чем-то она напоминает украинский гопак. Впрочем, уверенности нет. Кстати, неплохо бы понять перевод названия.
7. Trilogy («Трилогия») - пожалуй, самая сильная композиция. Очевидно, состоит из 3 частей. Первая - лирическое ф-но + Лэйк, ну, а со второй - понеслась тройка вскачь!
8. Living Sin («Живущий грех») - хард-роковая песенка, довольно примитивная.
9. Abaddon's Bolero («Болеро Абаддоны») - явное подражание знаменитому «Болеро» Равеля. Постепенное нарастание звука и наслоение тем на фоне постоянного ритмического рисунка. Гораздо хуже, чем у Равеля.
Невзирая на высокий класс игры, этот альбом по сравнению с предыдущими явно «не тянет». «Трилогия» сделана хорошо, особенно начало, остальные - не очень, а Living Sin - вообще «отстой».
Но наступил 1973-й - и вот он: "Brain Salad Surgery"! Попробуй, переведи. Brain - мозг, Salad - салат, Surgery - операция. В одной статье я читал: «Операция мозга», любители говорили: «Салат из мозгов». Большинство критиков, впрочем, на всякий случай, не переводят его никак (мы тоже так часто поступаем).
Открывает его 1. Jerusalem («Иерусалим») - интерпретация Лэйком хорала английского композитора середины 19 века Губерта Парри на стихи Блэйка. Звучит торжественно как гимн. Один раз можно было видеть по ТВ, как под эту музыку в исполнении духового оркестра поднимали флаг на каком-то морском параде.
2. Toccata («Токката») - рок-симфония в авангардном духе - адаптация 1-го фортепианного концерта Джинастеры. Вещь, являющаяся, пожалуй, апофеозом творчества "ELP". Традиционно грозное звучание, соло на барабанах и литаврах и, наконец, шквал шумов в финале.
3. Still... You Turn Me On - одна из лучших баллад Лэйка. Кроме акустической, оригинально для "ELP" звучит и электрогитара.
4. Benny The Bouncer - еще одна приличная песня, стилизованная под буги с классной импровизацией на ф-но.
5. Karn Evil 9 1st Impression (part 1, 2).
6. Karn Evil 9 2nd Impression.
7. Karn Evil 9 3rd Impression.
First Impression - потрясающая вещь! В ней собрано все лучшее, что есть в "ELP": техника, агрессивность, красота. Она длится 13 минут, но я не представляю, сколько всем троим нужно здоровья, чтобы сыграть ее! Еще одно редкое соло на электрогитаре.
Second Impression – импровизация Эмерсона на ф-но в джазовом стиле. В свою очередь состоит из двух частей. В первой сногсшибательно звучит стаккато на синтезаторе, имитирующем звучание не то ксилофона, не то какого-то «дикого» ф-но.
Third Impression – это вообще…
«Салат», скорее всего, лучший альбом "ELP". Он очень сложный, глубокий и энергичный. Для «простого человека», который, скорее всего, "ELP" вовсе слушать не будет, легче и приятнее «Картинки».
Итак, 5 альбомов. Одни считают их отличными, другие – гениальными. Что характеризует их в целом? Многие считают основой стиля "ELP" принцип полистиличности, коллажа. Альбомы трио обычно представляют собой мозаику из следующих жанров.
1. Адаптации классических произведений, исполненные в экспрессивном динамичном стиле, соответствующем духу группы. Сюда же отнесем собственные вещи "ELP", написанные как некое подражание классике. Примеры: The Barbarian (1970 г.), Fugue и Abaddon's Bolero (1972 г.), позднее Romeo And Juliet и Changing States (1992 г.). Само собой – Pictures At An Exhibition (1971 г.) и Piano Concerto No 1 (1977 г.).
2. Пьесы, написанные в жестко-напористом духе и содержащие импровизации Эмерсона в виртуозном сопровождении ударных и бас-гитары. Эти, большей частью инструментальные композиции содержат элементы хард-рока и джаз-рока и поражают своей энергией и виртуозностью. Для них характерно мощное, напряженное звучание, вызывающее у меня ассоциации с грозными силами природы, стихийными бедствиями и пр. Агрессивная, взрывная музыка, как бьющий через край звуковой водопад, обрушивается на слушателя и заставляет учащенно биться пульс у одних и затыкать уши у других.
Используя наложение 5 каналов синтезатора, Эмерсону удавалось создать иллюзию звучания громадного оркестра. Всю свою карьеру он не изменял органу Хэммонда модели L100.
К таким вещам можно отнести Tarkus (1971 г.), Blues Variation (1971 г.), The Endless Enigma (1972 г.) и, особенно, Toccata и Karn Evil 9 (1973 г.), позднее, например, Fanfare For The Common Man (1977 г.). Tank, между прочим, сыграна на синтезаторе.
3. Фортепианные импровизации в джазовом стиле: Take A Pebble, Three Fates и Tank (1970 г.). Далее: Infinite Space (1971 г.), Karn Evil 9 2nd Impression (1973 г.).
4. Баллады философско-созерцательного склада, иногда антивоенные, обычно написанные Лэйком и исполняемые им под акустическую гитару: Lucky Man (1970 г.), The Only Way (1971 г.), The Saga (1971 г.), From The Beginning (1972 г.), Jerusalem и Still… You Turn Me On (1973) и др.
5. Пародийные номера, обычно в стиле буги-вуги, эдакое «ретро» на расстроенном ф-но. Местами напоминает музыку, сопровождающую немое кино. Вещи, написанные не без юмора. Это: Jeremy Bender и Are You Ready, Eddy? (1971), The Sheriff (1972 г.), Benny The Bouncer (1973 г.). Впоследствии эта составляющая разрослась.
6. Более редкие песни с уклоном в хард-рок. Впрочем, с Paranoid или Smoke On The Water они ничего общего не имеют. Это: Knife-Edge (1970 г.), A Time And A Place (1971 г.), Living Sin (1972 г.).
Многим рок-меломанам в музыке "ELP", конечно, недостает электрогитары и по нынешним временам "ELP" – это вообще не рок. Впрочем, по тем временам – тоже вопрос спорный. Лэйк отлично играет на гитаре, а на басу тягаться с ним могут единицы, но играть на двух одновременно – тут он слабоват.
Лэйк является продюсером всех дисков группы, автором почти всех стихов (некоторые написаны знаменитым рок-поэтом Питером Синфилдом, писавшем для "King Crimson"). Основная концепция текстов группы – человек в тисках цивилизации, протест против торжества индустриального общества над личностью. Сами они современную технику, впрочем, использовали достаточно широко.
В 1974-м году выходит тройной диск – концертный сборник с названием фантастической длины: "Welcome Back My Friends To The Show That Never Ends, Ladies And Gentlemen, Emerson, Lake And Palmer!" - «Друзья, добро пожаловать на наше представление, которое никогда не кончается!» - эти красивые слова взяты из Karn Evil 9. В этот сборник, который вышел отличным, вошли вещи из предыдущих дисков, кроме «Картинок». Как обычно в концертных записях качество звучания чуть хуже, темп чуть выше, импровизации длинней. Относительно новым было Piano Improvisations (12 минут), соло на ударных в Karn Evil 9 1st Impression и Aquatarkus длительностью 12 минут вместо 4 в студийном альбоме.
После этого в творчестве знаменитой тройки наступил застой, плавно перешедший в кризис. Следующий двойной альбом "Works" («Сочинения») вышел лишь в 1977-м году. Он значительно отличался от предыдущих и не в лучшую сторону. Альбом содержал сложные «закрученные» композиции с невообразимой полифонией. Его приняли неважно и, вероятно, справедливо. Это был, очевидно, тот случай, когда за чрезмерной сложностью, увы – не скрывалось гениальных идей. Работа отличается какой-то несвойственной группе вычурностью. Впервые для записи были приглашены «посторонние» музыканты. Каждому из троих досталось по одной стороне диска для самовыражения.
Сторона 1. Piano Concerto No. 1 – фортепианный концерт Эмерсона с Лондонским симфоническим оркестром п/у Джона Мэйера. На ней записаны 3 композиции: Allegro Giojoso, Andante Molto Cantabile, Toccata Con Fuoco. Ф-но + оркестр, никакого рока. Звучит вполне в духе «The Nice».
Сторона 2. Лэйк исполняет 5 песен в сопровождении оркестра Голдфри Салмона. Lend Your Love To Me Tonight («Подари мне свою любовь»), C’est La Vie («Сэ ля ви»), Hallowed Be The Name – в традиционном смысле балладой назвать нельзя, Nobody Loves You Like I Do («Никто тебя не любит так, как я»), Closer To Believing. Лэйк играет на акустической гитаре. Богатое и красивое звучание оркестра придает музыке определенную значительность и основательность, но, в общем, это традиционные баллады, подобных которым группой уже было записано немало. Слегка удивляет нетрадиционная любовная тематика, что заметно из названий. Впрочем, раньше спокойные баллады Лэйка звучали приятным контрастом по сравнению с мощными, напряженными инструментальными композициями, Но здесь 5 баллад подряд звучат скучновато.
Сторона 3. Автор - Карл Палмер. Играет с Эмерсоном и гитаристом Джо Уолшем в сопровождении неизвестного нам оркестра 6 инструментальных композиций.
1. The Enemy God Dances With The Black Spirits («Танец дьявола с черными духами») – звучит мощно, напоминая «Токкату».
4. Two Part Invention In D Minor («Две части инвенции в ре-миноре») – органная интерпретация Баха. Роль Палмера неясна, возможно, это он играет на ксилофоне.
Остальные вещи лежат ближе к джаз-року, чем к арт-року. Как и следовало ожидать, барабаны Палмера придали им напор и энергию. Вообще, от них «веет стариной», 50-60 годами. Это 2. L. A. Nights («Ночи Лос-Анжелеса»), 3. New Orlean и 5. Food For Your Soul («Пища для твоей души»). Кроме этого, записан известный нам Tank. Несмотря на оркестр, он звучит примерно как и в 70 году.
Сторона 4. Эмерсон, Лэйк и Палмер – наконец-то! Плюс оркестр парижской оперы. Содержит две композиции: 1.Fanfare For The Common Man («Фанфары для обыкновенного человека») – инструментал. Единственная вещь, которая мне нравится из всего альбома. По стилю и звучанию очень напоминает Aquatarkus концертного исполнения 74 года: длинные импровизации Эмерсона на средней скорости без быстрых пассажей, наложенные на постоянный ритм.
2. Pirates.(«Пираты») – вполне приличная вещь, но для 13 минут слишком нудная. Впрочем, неплохие места там есть.
В ноябре 1977 года появляется 2-я часть – "Works, Vol. 2". В 40-минутный диск уместилось целых 12 вещей! Но – ничего, даже отдаленно напоминающего Tarkus или Toccata.
Две баллады Лэйка Watching Over You («Глядя над тобой») и I Believe In Father Christmas («Я верю в папино рождество») вполне традиционны. Продолжением дела Works 1 являлись зааранжированные джаз-роковые композиции When The Apple Blossoms Bloom In The Windmills Of Your Mind I’ll Be Your Valentine (короче: «Когда яблоня цветет…»), Bullfrog, So Far To Fall, Close But Not Touching. Особняком стоят фортепианные пьесы в сопровождении оркестра: Barrelhouse Shake-Down и Honky Tonk Train Blues, а также знаменитый рэгтайм Marle Leaf Rag. Хорош блюз Show Me The Way To Go Home («Покажи мне дорогу домой»). Такое ощущение, что слушаешь концерт 40-50 годов. Само по себе это не плохо, но публика этого не поняла.
В альбоме "Love Beach" («Пляж любви») 79 года группа попыталась играть «как раньше», но из этого как-то ничего не получилось – диск был принят совершенно равнодушно. В октябре 79 вышел концертный альбом Emerson, Lake & Palmer In Concert (с записями 78 года) со старыми и новыми вещами и в начале 1980-го группа распалась. Это было тихо и неинтересно – без всяких скандалов. За годы своей работы "ELP" получили 5 платиновых и 25 золотых дисков, продав 25 миллионов пластинок.
Музыканты занялись сольными проектами. Скажем сразу: большого успеха никому из них добиться не удалось.
Кит Эмерсон записал саундтреки для фильмов "Inferno" (1980 г.), "Honkey" (1981 г.), "Nighthawks" (1981 г., «Ночные ястребы» с участием Сталлоне), "Best Revenge" и "Murderock" (1984-м или 1986 г.). Кроме того – альбомы "Armageddon" (1985 г.), "Emerson – The Christmas Album" (1988 г.) и сборник "The Keith Emerson Collection" (1988 г.). Тут данные противоречивые, что говорит о малой популярности работ.
Грег Лэйк основал "Greg Lake Band". Единственным известным музыкантом у него был гитарист Гарри Мур. Альбомы "Greg Lake" (1981 г.) и "Maneuvres" (1983 г.) также прошли незамеченными. После этого на год (в 1984-м) Лэйк подался в супергруппу "Asia" («Азия»), которой смена великих имен не помешала полностью провалиться, но это уже другая история.
Карл Палмер основал группу "P.M." и в 1980-м году выпустил один альбом "1 P.M.", после чего играл в «Азии» с 1981 по 1985 годы. Затем вернулся к Винсенту Крейну в группу своей молодости "Atomic Rooster". Выпустив в 1985-м году один диск, «Атомный петушок» окончательно распался.
В общем, Эмерсон и Лэйк решили вновь объединиться. Так как Палмер еще был занят, новым ударником стал Кози Пауэлл (Cozy Powell). Это, в общем, удивительно в том смысле, что Пауэлл до этого тоже был звездой, но играл исключительно хард-рок. Он сотрудничал со знаменитым гитаристом Джеффом Бекком, но наиболее известен по годам, проведенным с Ритчи Блэкмором в Rainbow, а позднее – играл в "Black Sabbath".
Название "ELP", таким образом, сохранилось. По некоторым версиям Эмерсон и Лэйк специально подбирали ударника на букву Р.
Диск "Emerson, Lake And Powell" вышел в 1986-м году. Он содержал инструментал Mars To The Bringer Of War («Марс, войну приносящий») – обработку сюиты Холста «Планеты». Грозное звучание напомнило лучшие годы группы. Баллады Лэйка Love Blind («Ослепленный любовью»), Step Aside («Отойди») и Lay Down Your Guns («Сложите оружие») – вполне «потянут» как сейчас говорят. Мне очень нравится хард-роковая Touch And Go, хоть она и простая. Вообще тексты имели социальную и антивоенную направленность. Остальные композиции: The Score («Счет»), Learning To Fly («Учимся летать») и Miracle («Чудо») – по-моему - не очень. Ну, к этому мы еще вернемся.
В общем, шедевром диск не стал. В подтверждение этого Лэйк и Пауэлл ушли. Зато вернулся Палмер. С новым певцом и басистом Робертом Берри Эмерсон и Палмер основали группу "The Three" («Тройка» или «Троица»). С названием "ELP", естественно пришлось расстаться. «Тройка» в 1988-м году выпустила альбом настолько никем не замеченный, что в трех энциклопедиях его названия указаны по-разному. Но наиболее точное - "…To The Power Of Three".
Опять распад. Перманентный кризис. Но трио не сдается и вновь собирается в оригинальном составе. В 1992-м году выходит альбом "Black Moon" («Черная Луна»). Безусловно, это лучший диск с 1973 года. «Дух классики» представлен обработкой Romeo And Juliet («Ромео и Джульетта»). Этот фрагмент балета Прокофьева часто звучит в исполнении "ELP" по радио и ТВ. Уверен, что многие думают, что это и есть его оригинальное исполнение.
Отлично звучат инструментал Changing States и фортепианная Close To Home. Не хуже слушаются баллады Affairs Of The Heart, Farewell To Arms и Footprints In The Snow. Остальные вещи – Black Moon, Paper Blood, Burning Bridges и Better Days – яркие и красивые роковые песни.
Стилистически этот альбом очень похож на альбом 1986 года с Пауэллом. Палмера и Пауэлла сравнивать бессмысленно, так как в этих концертах оба не показали и четверти своих технических возможностей. Музыка этих альбомов красивая, гармоничная, умная, но ей явно недостает прежней ЭЛП-овской страсти. Звучание стало более коммерческим. Песни стали менее контрастными, коллаж стилей слился в единый монолитный стиль.
Мало кто разделяет восторги отъявленных фанатов по поводу «Черной Луны». Конечно, появился опыт, музыка стала более цельной, законченной. Но где, я вас спрашиваю импровизация, звуковой напор и энергия? Где барабанные дроби, где тремоло и глиссандо на бас-гитаре? Сравните «Токкату» или «Бабу-Ягу» с «Горящими мостами» и вам все станет ясно. Новые работы хороши по-своему, но вызывают ностальгию по «старым» "ELP", когда они были молодыми.
В 1993-м году вышел концертный сборник "Live At The Royal Albert Hall" («Концерт в Рояль-Альберт Холле»), в 1994-м – "In The Hot Seat". Последние годы продолжают выходить различные сборники со старыми и новыми вещами. Пора на заслуженный отдых или «есть еще порох в пороховницах»? Время покажет, а надежда умирает последней.
Мы не слышали самых последних работ "ELP". Я думаю, что бесполезно ждать от них таких вершин как «Таркус», «Картинки» или «Салат». Но списывать их со счетов совсем я бы не рискнул.
Опубликовано:
16 декабря 2016 г.
|