В середине 60-х годов, в силу ряда социальных и культурологических причин, молодежное искусство и рок-музыка выдвинулись на авансцену западного социума. Ярким манифестом этого процесса стал творческий и общественный феномен "The Beatles" (со всем, что оттуда вытекало: от причесок и ориентальной моды до хиппизма и психоделии). Рок-музыка была изначально эклектична; когда же студенты музыкальных колледжей привнесли в нее цитаты из Шумана и Вагнера, возник арт-рок (называемый также sympho-rock, progressive rock, flash-rock, techno-rock, и т. д.). Он был важной частью контркультуры протеста - наряду с наркотиками, бунтом против буржуазного конформизма и свободной любовью. "В музыку проникают блоки детства, блоки феминизма. Туда проникают любые меньшинства - и в то же время, она составляет огромную силу. Детские, женские, этнические, территориальные рефрены, рефрены любви и разрушения: так рождается ритм", - писали очевидцы событий Парижского мая 1968 г. Ж. Делез и Ф. Гваттари. Арт-рок ознаменовал собою дерзновенные претензии юных на весь багаж "высокого искусства", а также - осознание рок-персонажем своего статуса как Артиста. В нем слились техническая виртуозность исполнителей со стремлением музыкально воплотить "измененные" состояния сознания, неприятие выхолощенной "академической" культуры с художественной амбициозностью и изобретательностью наиболее талантливых авторов. К числу последних следует отнести британскую группу, лет 25 назад глубоко уважаемую и в отечественных хипповских кругах - под любовным прозвищем "ЭМЕРСОН ЛЕГ И ПОМЕР".
Алексей КУРБАНОВСКИЙ
Фото: Майкл ОКС, Роберт ЭЛЛИС
История супер-арт-рок-трио "Emerson, Lake & Palmer" началась в декабре 1969 года, когда гастрольные пути свели в Сан-Франциско группы "The Nice", где играл на клавишных эксцентричный Кит Эмерсон, и "King Crimson", где в то время басистом и вокалистом был Грег Лэйк. Обе команды находились тогда в первом эшелоне британской рок-сцены. Ярко проявившиеся "классицистические" наклонности Эмерсона (он пригласил симфонический оркестр для записи диска "The Nice" "Five Bridges Suite" 1969) совпали со склонностью к экспериментам, вполне разделяемой Лэйком (что привело того к сотрудничеству с Робертом Фриппом и записи новаторского альбома "In The Court Of The Crimson King, 1969 г.). Как вспоминает Лэйк, во время настройки звука в зале “Филмор Уэст", Эмерсон наигрывал какую-то джазовую импровизацию на фортепиано, а он сам вдруг подыграл ему на бас-гитаре, и они друг другу понравились. Обязанности по контракту связывали тогда Лэйка с "King Crimson": он вернулся с ними в Англию и принял участие в записи второго диска группы "In The Wake Of Poseidon" (1970 г.). Ho в апреле 1970 года Лэйк и Эмерсон вновь сошлись в Лондоне и принялись подыскивать музыкантов для совместного проекта.
Интересно отметить, что среди рассматривавшихся кандидатур барабанщиков фигурировали Йон Хайсман из "Colosseum", Джинджер Бейкер из "Cream", а также Митч Митчел из "The Jimi Hendrix Experience". Но тогдашний менеджер группы "Cream" Роберт Стигвуд упомянул и Карла Палмера, который несмотря на свои 20 лет, успел поиграть у Криса Фарлоу в "Thunderbirds", в "Crazy World Of Arthur Brown" и в "Atomic Rooster". Существует апокрифическая история о том, что сам Джими Хендрикс, узнав от Митчела о новом коллективе, заинтересовался их возможностями и пожелал "исследовать эту идею". "Даже когда Митч уже давно выпал из нашего поля зрения, и мы нашли Карла (Палмера), - свидетельствует Лэйк, - разговоры о работе с Джими продолжались. Предполагалось, что мы соберемся, чтобы поджемовать вместе, в августе или сентябре 1970-го..." В британскую рок-прессу просочились слухи о том, что новый суперпроект будет носить название "Hendrix, Emerson, Lake & Palmer", или сокращенно "HELP". Однако, 18 сентября Хендрикса не стало, и Эмерсон, Лэйк и Палмер решили сохранить состав трио.
Летом 1970 года трое музыкантов собрались в студии "Island" на Бэй-синг-стрит в Лондоне, начали совместно репетировать и сочинять. Среди раннего "разминочного" материала фигурировали и "21 Century Schizoid Man" из репертуара "King Crimson", и такие вещи "The Nice", как "Rondo", а также "America" Л. Бернстайна (из знаменитого мюзикла "West Side Story"), во время исполнения которой Кит Эмерсон имел обыкновение сжигать на сцене американский флаг. В числе новых тем следует отметить акустическую балладу "Lucky Man", написанную Лэйком (он потом утверждал, что придумал эту мелодию, когда ему было 12 лет!). Большинство новой музыки составляли изысканные инструментальные экзерсисы, сочиненные Эмерсоном.
Первое выступление новой группы состоялось 23 августа 1970 года в Плимуте перед аудиторией в 300 человек (по словам Лэйка, музыкантам заплатили 500 фунтов). Однако, подлинный дебют имел место через 6 дней - на знаменитом поп-фестивале на острове Уайт; в один день с "ELP" там играли "The Doors", "The Who", "Sly & The Family Stone, "Free", "Spirit" и "Mungo Gerry". Этот концерт сразу вознес группу до высот рок-Олимпа. Были исполнены вещи с еще не вышедшего альбома, а также впервые - сюита М. П. Мусоргского "Картинки С Выставки" в рок-обработке (идея К. Эмерсона). Шоу завершила канонада из пушек, установленных по бокам сцены.
Осенью того же года команда отправилась в европейское турне, где снялась в передаче немецкого телевидения. 20 ноября фирма "Island" выпустила дебютный альбом "Emerson, Lake & Palmer" (в США он появился 13 января 1971 года) и сингл с него - "lucky Man" (вышел только в Америке), ставший самым большим хитом арт-группы. Во время пребывания в Германии Киту Эмерсону в голову пришел образ безжалостной военной машины, для которой он придумал название "Таркус". Маршевую музыкальную тему пианист позаимствовал у аргентинского композитора Альберто Гинастера (хотя сильно переработал ее). В течение шести дней, в феврале 1971 года, в студии "Advision" группа записала свой второй альбом "Tarkus". Позже, в одном интервью Грег Лэйк объяснил: "Речь идет о бесплодности решения конфликтов с помощью солдат и боевых действий... Но наша идея шире. В текстах говорится также о революции, которая миновала, не принеся никаких результатов" (уж не отклик ли на события Парижского мая?). Помимо "концептуальной" стороны, диск включал пьесы в разнообразной стилистике: от токкаты и прелюдии Баха до рок-н-ролла 50-х годов (разудалая песня "Are You Ready Eddy?", посвященная звукорежиссеру Эдди Оффорду). Альбом был выпущен в июле 1971 года, и сразу оказался диском №1 в Англии, а в США достиг 9-го места в хит-параде. Летом ELP совершили первое американское турне, а также вновь с успехом играли в Европе.
|