Российский выпуск альбома Led Zeppelin 1982 Coda

РОССИЙСКИЙ ВЫПУСК АЛЬБОМА
LED ZEPPELIN ~ 1982 ~ CODA
Santa Reords, 1994 г.


"Coda" - последний альбом "Led Zeppelin", но практически это не номерной "студийник", а сборник не реализованных композиций, записанных в период с 1970 по 1978-й годы. Так называемый прощальный привет, что и отражено в названии.

Музыка, представленная на этой пластинке, настолько разноплановая, что все же слушается как сборник, и потому причислять его к достойным произведениям великой группы невозможно. Позже вышла версия альбома, дополненная еще несколькими неизвестными до этого треками, но это не сделало альбом лучше. Впрочем, коллекционеров такие мелочи не волнуют, для них это праздник вдвойне - и новый альбом великой группы, и неизвестные доселе произведения.

В 1994-м году альбом "Coda" вышел в виниле на отечественном лейбле "Santa Records", естественно, без разворота и в мягком бумажном конверте. Звучание пластинки, впрочем, нормальное. Номер диска - П94 RAT 30933.


Российский выпуск 1994 года
SANTA RECORDS


Led Zeppelin, Coda, 1982 г. Россия

Led Zeppelin, Coda, 1982, Russia

Led Zeppelin, Coda, 1982 г. российский выпуск

Led Zeppelin, Coda, 1982, Santa Records




"Coda" ("Кода") - девятый и последний студийный альбом английской рок-группы Led Zeppelin, вышедший в ноябре 1982 года на Swan Song Records по всему миру.

"Кода" вышла два года спустя, после того как группа официально распалась в связи со смертью своего барабанщика Джона Бонэма. Само название "Кода" означает заключительный фрагмент музыкального произведения, конец, окончание.


В альбом вошли ранее не использованные вещи, записанные Led Zeppelin в период с 1970 по 1979 гг. Джимми Пейдж объяснял, что причиной выпуска этого альбома послужила большая популярность всевозможных бутлегов (пиратских пластинок), циркулировавших среди фанов группы: "Кода" была выпущена, главным образом из-за множества бутлегов. Мы подумали: "Ага, раз есть такой большой спрос, тогда мы выпустим остатки нашей студийной работы."

"Там были хорошие треки," - вспоминает Джон Пол Джонс. "Большая часть из них была записана во времена панк-рока... А вообще-то от Led Zeppelin осталось не так уж много записей. Мы всё использовали."

Помимо всего прочего, выпуск "Коды" помог Цеппелинам покрыть свои долги: альбом закрывал контрактные обязательства группы перед Atlantic Records, а также позволил оплатить налоги на прежде заработанные музыкантами деньги.

"We're Gonna Groove" (Мы будем балдеть). Эта песня американского соул и R&B певца Бена Кинга (в соавторстве с Джеймсом Бети) в оригинале называлась "Groovin'". Led Zeppelin любили начинать с неё концерты на всех турне 1970 года. Группа хотела включить её во второй альбом, так же как и "Since I've Been Loving You", но если последняя вошла в следующий Led Zeppelin III, то "We're Gonna Groove" оказалась так и нереализованной до 1982 года.

На внутреннем конверте Coda указано, что "We're Gonna Groove" записана 25 июня 1969 г. в лондонской Morgan Studios. Однако позже выяснилось, что эта запись сделана 9 января 1970 г. на концерте в лондонском зале Royal Albert Hall. Затем в студии провели некоторое редактирование, а гитарную партию Пейдж переписал целиком. Оригинальную запись с того концерта с оригинальной партией гитары можно послушать на двойном Led Zeppelin DVD (2003), весь первый диск которого занимает тот концерт в Альберт-холле. Вторым номером в нём идёт "I Can't Quit You Baby", которую также вставили оттуда в альбом Coda.

"Poor Tom" (Бедный Том). Эту песню Роберт Плант и Джимми Пейдж сочинили вместе со всеми другими песнями для альбома Led Zeppelin III в деревенской глуши Уэльса, в старинном доме XVIII века под названием Брон-Эр-Айр (Bron-Yr-Aur). "Poor Tom" была записана 5 июня 1970 г. в лондонской Olympic Studios, но не вошла в Led Zeppelin III, как и много других песен, родившихся в Брон-Эр-Айр. Этот шедевр никогда не исполнялся живьём на концертах. Гитара для "Poor Tom" должна быть настроена на открытом аккорде C6 (C-A-C-G-C-E).

"I Can't Quit You Baby" (Я не могу покинуть тебя, малышка). Это блюзовый стандарт, автор - известный американский блюзмен Уилли Диксон, а первую запись, которая сразу стала хитом, сделал в 1956 чикагский блюзмен Отис Раш. Это был дебютный сингл и для Раша, и для лейбла Cobra Records Уилли Диксона. Успех пластинки помог им обоим продвинуться.

Led Zeppelin записали "I Can't Quit You Baby" в свой дебютный альбом, изменив аранжировку и общую динамику песни. "I Can't Quit You Baby" была постоянным номером концертного репертуара группы с 1968 до 1970 года, и запись с концерта в Альберт-холле 9 января 1970 г. вошла в "Коду". На конверте альбома опять же ошибочно указано, что она записана на репетиции перед этим концертом, но позже выяснилось, что запись сделана на концерте, а потом в студии тщательно очищена от шума толпы. Отчего самое начало и конец песни немного "съедены".

"Walter's Walk" (Прогулка Уолтера). Эта песня Пейджа и Планта записана 15 мая 1972 года в другом глухом уголке Англии - старом родовом поместье Старгроувз (Stargroves), которое Мик Джаггер купил в 1970 году у баронета сэра Генри Кардена за 55 тыс. фунтов стерлингов. Роллинг Стоунз часто записывались там с помощью своей мобильной студии, а весной 1972 Led Zeppelin записали там кучу материала, который разошёлся на три альбома: Houses of the Holy (1973), Physical Graffiti (1975) и "Коду".

Вообще-то, в Старгроувз были записаны только инструментальные дорожки "Walter's Walk", а голос Плант наложил в другое время, и до сих пор неясно, когда и где. По тону он не соответствует всему, что писалось тогда для Houses of the Holy, а ближе скорее к звучанию In Through the Out Door (1979). Некоторые даже предполагают, что Плант наложил свой вокал уже в 1982 году в Sol Studios Джимми Пейджа специально для "Коды".

Существует и более радикальное мнение, что в 1972 году песня была только сочинена, а инструментальные дорожки были записаны на сессиях альбома Presence (1976), поскольку её звучание ближе к этой пластинке, а кроме того в "Walter's Walk" звучит короткий гитарный рифф, точно такой же, как в концовке песни "Hots On for Nowhere" из Presence.

"Walter's Walk" также никогда не исполнялась живьём как песня, но инструментальные фрагменты из неё Led Zeppelin не раз вкрапляли на концертах в другие вещи - "Dazed and Confused" или "The Crunge".

Вторая сторона "Коды" содержит три песни, не вошедшие в In Through the Out Door (1979): "Ozone Baby", "Darlene" и "Wearing and Tearing". Они записаны в ноябре 1978 в Стокгольме на "Полярной" студии группы ABBA, привлекавшей к себе многих британских музыкантов высоким качеством записи, при одновременной возможности избежать уплаты излишних налогов у себя на родине.

Все три никогда не исполнялись группой на концерте. Энергичная хард-роковая "Wearing and Tearing" была задумана Цеппелинами как "наш ответ" на панк-рок. Как известно, панки заклеймили все старые знаменитые рок-группы как "вымирающих динозавров", уморивших своей сложной игрой живую суть рок-н-ролла, а Джонни Роттен из Sex Pistols нападал в своих интервью на Роберта Планта, обвиняя в том, что "чувак отгородился от людей кучей телохранителей. За их спинами он не видит реальной жизни."

Сайт знаменитых гитар Gibson назвал "Wearing and Tearing" в числе 10 лучших гитарных моментов Джимми Пейджа, "легенды гитары Gibson Les Paul", как они его называют: "Wearing and Tearing" доказывает, что когда дело доходит до энергии и агрессивности, панк-рокерам делать нечего рядом с Zep. Это настоящие "разборки в китайском квартале", где Пейдж режет аккорды и прорывается через высокоскоростные риффы. Вот уж точно подходящая "кода"." Песню можно перевести как "Износился" или "Изношенный", а её текст бодрит не менее, чем музыка, объясняя как избавиться от этой усталости и изношенности.

Led Zeppelin намеревались выпустить "Wearing and Tearing" памятным синглом, приуроченным к выступлению на Небуортском фестивале 1979 года, но тогда не хватило времени для осуществления этой идеи. Песня никогда не исполнялась вживую группой, зато Пейдж и Плант исполнили её во время своего короткого объединения на Небуортском фестивале 1990 года.

"Bonzo's Montreaux" ("Монтрё Бонзо") записана 12 сентября 1976 года в Mountain Studios г. Монтрё (Швейцария), а "Бонзо", как известно, так Цеппелины звали своего славного ударника Джона Бонэма. Перед тем, как включить "Bonzo's Montreaux" в "Коду" Джимми Пейдж ещё наложил туда немного электронных эффектов. Эта вещь чудесно демонстрирует уникальный талант Бонэма как ударника и является наилучшим посвящением ему в этом финальном альбоме группы.

Обложку Coda выполнила дизайн-группа Hipgnosis. Это их пятая обложка, сделанная для Led Zeppelin. Она же оказалась последней вообще обложкой для самой дизайн-группы, распавшейся в 1983 году.

Coda вышла в свет 19 ноября 1982 года и поднималась на 4-е место в Британии, на 6-е в США, самое высокое - №3 в Канаде. Конечно, как всякий "посмертный" альбом Coda была недооценена современниками, и готовя переиздание всего каталога Led Zeppelin в 2015 году, Джимми Пейдж решил сделать особый упор на "Коде" выпустив её двойным альбомом:

"Разрабатывая весь проект в целом, я сразу решил сделать "Коду" главным праздником," - сказал Пейдж в интервью американскому сайту The Daily Beast. "Самим фактом выпуска "Коды" двойником я хотел реализовать практически всё, что осталось от Led Zeppelin... Когда мы выпускали "Коду" в то время, мы постарались сделать всё в лучшем вкусе, насколько это было возможно при сложившихся обстоятельствах. Но некоторые люди были разочарованы. Они предпочли бы иметь совсем новый альбом, чем что-то посмертное, и не принимали того факта, что Бонэма больше нет с нами. А кто это принимал?"

Тайна острова Оук. А. В. Бирюк. Читать книгу


Вернуться в CODA 1982

Вернуться в ОБЗОР АЛЬБОМОВ LED ZEPPELIN

Вернуться в LED ZEPPELIN

Вернуться в РОССИЙСКИЙ ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ВИНИЛ

Вернуться в ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА