"Coda" ("Кода") - девятый и последний студийный альбом английской рок-группы Led Zeppelin, вышедший в ноябре 1982 года на Swan Song Records по всему миру.
"Кода" вышла два года спустя, после того как группа официально распалась в связи со смертью своего барабанщика Джона Бонэма. Само название "Кода" означает заключительный фрагмент музыкального произведения, конец, окончание.
В альбом вошли ранее не использованные вещи, записанные Led Zeppelin в период с 1970 по 1979 гг. Джимми Пейдж объяснял, что причиной выпуска этого альбома послужила большая популярность всевозможных бутлегов (пиратских пластинок), циркулировавших среди фанов группы: "Кода" была выпущена, главным образом из-за множества бутлегов. Мы подумали: "Ага, раз есть такой большой спрос, тогда мы выпустим остатки нашей студийной работы."
"Там были хорошие треки," - вспоминает Джон Пол Джонс. "Большая часть из них была записана во времена панк-рока... А вообще-то от Led Zeppelin осталось не так уж много записей. Мы всё использовали."
Помимо всего прочего, выпуск "Коды" помог Цеппелинам покрыть свои долги: альбом закрывал контрактные обязательства группы перед Atlantic Records, а также позволил оплатить налоги на прежде заработанные музыкантами деньги.
"We're Gonna Groove" (Мы будем балдеть). Эта песня американского соул и R&B певца Бена Кинга (в соавторстве с Джеймсом Бети) в оригинале называлась "Groovin'". Led Zeppelin любили начинать с неё концерты на всех турне 1970 года. Группа хотела включить её во второй альбом, так же как и "Since I've Been Loving You", но если последняя вошла в следующий Led Zeppelin III, то "We're Gonna Groove" оказалась так и нереализованной до 1982 года.
На внутреннем конверте Coda указано, что "We're Gonna Groove" записана 25 июня 1969 г. в лондонской Morgan Studios. Однако позже выяснилось, что эта запись сделана 9 января 1970 г. на концерте в лондонском зале Royal Albert Hall. Затем в студии провели некоторое редактирование, а гитарную партию Пейдж переписал целиком. Оригинальную запись с того концерта с оригинальной партией гитары можно послушать на двойном Led Zeppelin DVD (2003), весь первый диск которого занимает тот концерт в Альберт-холле. Вторым номером в нём идёт "I Can't Quit You Baby", которую также вставили оттуда в альбом Coda.
"Poor Tom" (Бедный Том). Эту песню Роберт Плант и Джимми Пейдж сочинили вместе со всеми другими песнями для альбома Led Zeppelin III в деревенской глуши Уэльса, в старинном доме XVIII века под названием Брон-Эр-Айр (Bron-Yr-Aur). "Poor Tom" была записана 5 июня 1970 г. в лондонской Olympic Studios, но не вошла в Led Zeppelin III, как и много других песен, родившихся в Брон-Эр-Айр. Этот шедевр никогда не исполнялся живьём на концертах. Гитара для "Poor Tom" должна быть настроена на открытом аккорде C6 (C-A-C-G-C-E).
"I Can't Quit You Baby" (Я не могу покинуть тебя, малышка). Это блюзовый стандарт, автор - известный американский блюзмен Уилли Диксон, а первую запись, которая сразу стала хитом, сделал в 1956 чикагский блюзмен Отис Раш. Это был дебютный сингл и для Раша, и для лейбла Cobra Records Уилли Диксона. Успех пластинки помог им обоим продвинуться.
Led Zeppelin записали "I Can't Quit You Baby" в свой дебютный альбом, изменив аранжировку и общую динамику песни. "I Can't Quit You Baby" была постоянным номером концертного репертуара группы с 1968 до 1970 года, и запись с концерта в Альберт-холле 9 января 1970 г. вошла в "Коду". На конверте альбома опять же ошибочно указано, что она записана на репетиции перед этим концертом, но позже выяснилось, что запись сделана на концерте, а потом в студии тщательно очищена от шума толпы. Отчего самое начало и конец песни немного "съедены".
"Walter's Walk" (Прогулка Уолтера). Эта песня Пейджа и Планта записана 15 мая 1972 года в другом глухом уголке Англии - старом родовом поместье Старгроувз (Stargroves), которое Мик Джаггер купил в 1970 году у баронета сэра Генри Кардена за 55 тыс. фунтов стерлингов. Роллинг Стоунз часто записывались там с помощью своей мобильной студии, а весной 1972 Led Zeppelin записали там кучу материала, который разошёлся на три альбома: Houses of the Holy (1973), Physical Graffiti (1975) и "Коду".
Вообще-то, в Старгроувз были записаны только инструментальные дорожки "Walter's Walk", а голос Плант наложил в другое время, и до сих пор неясно, когда и где. По тону он не соответствует всему, что писалось тогда для Houses of the Holy, а ближе скорее к звучанию In Through the Out Door (1979). Некоторые даже предполагают, что Плант наложил свой вокал уже в 1982 году в Sol Studios Джимми Пейджа специально для "Коды".
Существует и более радикальное мнение, что в 1972 году песня была только сочинена, а инструментальные дорожки были записаны на сессиях альбома Presence (1976), поскольку её звучание ближе к этой пластинке, а кроме того в "Walter's Walk" звучит короткий гитарный рифф, точно такой же, как в концовке песни "Hots On for Nowhere" из Presence.
"Walter's Walk" также никогда не исполнялась живьём как песня, но инструментальные фрагменты из неё Led Zeppelin не раз вкрапляли на концертах в другие вещи - "Dazed and Confused" или "The Crunge".
Вторая сторона "Коды" содержит три песни, не вошедшие в In Through the Out Door (1979): "Ozone Baby", "Darlene" и "Wearing and Tearing". Они записаны в ноябре 1978 в Стокгольме на "Полярной" студии группы ABBA, привлекавшей к себе многих британских музыкантов высоким качеством записи, при одновременной возможности избежать уплаты излишних налогов у себя на родине.
Все три никогда не исполнялись группой на концерте. Энергичная хард-роковая "Wearing and Tearing" была задумана Цеппелинами как "наш ответ" на панк-рок. Как известно, панки заклеймили все старые знаменитые рок-группы как "вымирающих динозавров", уморивших своей сложной игрой живую суть рок-н-ролла, а Джонни Роттен из Sex Pistols нападал в своих интервью на Роберта Планта, обвиняя в том, что "чувак отгородился от людей кучей телохранителей. За их спинами он не видит реальной жизни."
Сайт знаменитых гитар Gibson назвал "Wearing and Tearing" в числе 10 лучших гитарных моментов Джимми Пейджа, "легенды гитары Gibson Les Paul", как они его называют: "Wearing and Tearing" доказывает, что когда дело доходит до энергии и агрессивности, панк-рокерам делать нечего рядом с Zep. Это настоящие "разборки в китайском квартале", где Пейдж режет аккорды и прорывается через высокоскоростные риффы. Вот уж точно подходящая "кода"." Песню можно перевести как "Износился" или "Изношенный", а её текст бодрит не менее, чем музыка, объясняя как избавиться от этой усталости и изношенности.
Led Zeppelin намеревались выпустить "Wearing and Tearing" памятным синглом, приуроченным к выступлению на Небуортском фестивале 1979 года, но тогда не хватило времени для осуществления этой идеи. Песня никогда не исполнялась вживую группой, зато Пейдж и Плант исполнили её во время своего короткого объединения на Небуортском фестивале 1990 года.
"Bonzo's Montreaux" ("Монтрё Бонзо") записана 12 сентября 1976 года в Mountain Studios г. Монтрё (Швейцария), а "Бонзо", как известно, так Цеппелины звали своего славного ударника Джона Бонэма. Перед тем, как включить "Bonzo's Montreaux" в "Коду" Джимми Пейдж ещё наложил туда немного электронных эффектов. Эта вещь чудесно демонстрирует уникальный талант Бонэма как ударника и является наилучшим посвящением ему в этом финальном альбоме группы.
Обложку Coda выполнила дизайн-группа Hipgnosis. Это их пятая обложка, сделанная для Led Zeppelin. Она же оказалась последней вообще обложкой для самой дизайн-группы, распавшейся в 1983 году.
Coda вышла в свет 19 ноября 1982 года и поднималась на 4-е место в Британии, на 6-е в США, самое высокое - №3 в Канаде. Конечно, как всякий "посмертный" альбом Coda была недооценена современниками, и готовя переиздание всего каталога Led Zeppelin в 2015 году, Джимми Пейдж решил сделать особый упор на "Коде" выпустив её двойным альбомом:
"Разрабатывая весь проект в целом, я сразу решил сделать "Коду" главным праздником," - сказал Пейдж в интервью американскому сайту The Daily Beast. "Самим фактом выпуска "Коды" двойником я хотел реализовать практически всё, что осталось от Led Zeppelin... Когда мы выпускали "Коду" в то время, мы постарались сделать всё в лучшем вкусе, насколько это было возможно при сложившихся обстоятельствах. Но некоторые люди были разочарованы. Они предпочли бы иметь совсем новый альбом, чем что-то посмертное, и не принимали того факта, что Бонэма больше нет с нами. А кто это принимал?"
|