"...Красные глаза как будто спалили ему ресницы; противные расплющенные поздри то втягивались, то раздувались при дыхании; все его тело от подбородка до башмаков извивалось, как змея..." - так описывает Чарльз Диккенс в романе "Дэвид Копперфилд своего "антигероя" Урию Хипа, явившегося, по словам автора, "воплощением пресмыкательства и подлости". Что и говорить, персонаж вышел настолько гнсимпатичным, что стал нарицательным, однако это не помешало лондонскому рок-квинтету назвать себя именно так: "Урия Хип".
Начало 1970 года. Гитарист Мик Бокс и певец Дэвид Байрон из ансамбля "Специи" объединяются с органистом Кеном Хенсли и бас-гитаристом Полом Ньютоном из группы "Боги". Союз был довольно необычный. "Специи" - группа неяркая, но техничная, с хорошим зарядом "профессионализма". "Боги", напротив, очень претенциозны. Они записали два альбома, полных мрачных звуков органа, вздохов, криков и мистики... И вот в результате этого объединения родился ансамбль "Урия Хип". Как это ни странно, название такое никого не удивило. Шла волна "тяжелого рока", и группы соревновались между собой не только в громкости звучания, но и в "устрашаемости" названий. На сцене появились "Черный шабаш" и "Черная вдова", "Белая ведьма", "Кровавый рок" и "Атомный петух"...
"Урия Хип" принадлежал к этому же течению, отличавшемуся, помимо напора и интенсивности музыки, ещё и специфическим звучанием, которого музыканты добивались книсонными аккордами на гитаре, басе, иногда и на органе.
Дебют "Урии Хипа" состоялся летом 1970 года. В сентябре вышел в свет первый альбом - "Очень тяжело, очень скромно", и стало ясно, что на сцене появилась не просто очередная "тяжёлая" группа. Индивидуальность "Урии Хипа", его оригинальное звучание определили, прежде всего, вокал. В отличие от собратьев по стилю ансамблем использовалось многоголосие, почти хорал, чем-то напоминавший "Бич Бойз". На фоне стальных гитарных ккордов тянущий высокие ноты хор звучал весьма эффектно. По такому контрастному принципу построена "Цыганка", самая известная и яркая песня первого диска. Среди "жестоких" романтических рок-н-роллов неожиданно прозвучала баллада Хеллермана и Минкоффа "Выйди, Мелинда", страшная история девочки-сироты, пережившей мировую войну. Обращение ансамбля к антивоенной теме оказалось не случайным: во втором альбоме она была продолжена сюитой "Солсбери". На этой же пластике звучат прекрасные мелодии "Леди в чёрном", "Парк", словно позаимствованные из средневекового фольклора.
И всё же первый большой успех пришёл к "Урии Хипу" только летом 1971 года, после выхода в свет альбома "Посмотри на себя". Заглавная песня стала боевиком во многих странах; другие яркие композиции, "Июльское утро" и "Слезы в моих глазах", поставили "Урию Хипа" на один уровень с такими мастерами "тяжёлого рока", как Дип пёрпл" и "Лед Зеппелин".
В течение двух лет у ансамбля не было постоянной ритм-секции. Сменилось четыре ударника и два бас-гитариста. Лишь во время записи четвёртого альбома состав стабилизировался. Место за ударными занял Ли Керслейк, в бас-гитаристы был приглашён новозеландец Гэри Тэйн. "Демоны и колдуны" - четвертый альбом - вышел в июне 1972 года и стал, пожалуй, самым популярным в истории группы. Манера игры сильно изменилась: песни стали мягче, мелодичнее, более насыщены звучанием клавишных инструментов. Сказывалось то, что Кен Хенсли всё увереннее брал на себя композиторские полномочия. Журнал "Мелоди Мейкер" поместил рецензию на диск, в которой утверждалось, что стиль ансамбля предствляет собой разумный компромисс между "тяжёлым роком", поп-песнями и "клавишной", неоклассической рок-музыкой (Кейт Эмерсон, "Йес"). Другие, менее доброжелательные критики окрестили музыку "Урии Хипа" "тяжёлой опереттой". Как бы там ни было, "Демоны..." стали самым популярным рок-альбомом 1972 года в ФРГ, а песня "Лёгкая жизнь" - первым заокеанским шлягером группы.
Спустя менее чем полгода на прилавках появляется очередной диск "Урии Хипа" - "День рождения волшебника". И вновь - солидный тиражный успех, а также похвалы в адрес сюиты, давшей альбому название. Несомненно, 1972 год был наиболее плодотворным в творческой карьере группы, и своей последующей долгой сценической жизнью "Урия Хип" во многом обязан популярности, завоеванной именно тогда. Ансамбль прочно обосновался на Олимпе рок-музыки, и жизнь его пошла по давно заведенной схеме: европейское турне, американское турне, запись пластинки, каникулы, японское турне, европейское турне и т. д. Диски "Сладкая свобода" (1973) и "Чудо-мир" (1974) не принесли ничего нового по сравнению с предшествующими; гораздо больший успех выпал на долю двойного альбома с концертными записями старых, известных песен группы, который получил название "Урия Хип живьём".
В конце 1974 года на сцене во время концерта ансамбля в Далласе (США) произошёл несчастный случай. Бас-гитариста Гэри Тэйна сильно ударило током. Музыкант оказался в больнице и не смог продолжать выступления. Законы шоу-бизнеса жестоки: в феврале 1975 года ему "предложили" покинуть ансамбль. Спустя год с небольшим Тэйн, так и не нашедший новой работы, покончил с собой. А место его в группе между тем занял один из известнейших английских "вольнонаёмных" музыкантов Джон Уэттон. Группа записывает ещё два диска - "Возвращение к фантазии" (1975) и "Высокий и могучий" (1976), ознаменовавшие поворот "Урия Хип" к более лакончиным и жестким роковым схемам, возвращение к доминированию гитарного звучания. Летом 1976 года ансамбль покинул один из основателей - певец Дэвид Байрон. Свой уход он объяснил "отсутствием внутреннего прогресса в группе". Не прошло и месяца, как за ним последовал и Уэттон.
Однако "Урия Хип" выжил. Новыми участниками ансамбля стали бас-гитарист Тревор Боулдер, ранее сопровождавший Дэвида Боуи, а также известный до тех пор в Великобритании вокалист Джон Лотон, выступавший в начале 70-х годов в ФРГ в составе таких разных ансамблей, как эстрадные шоу "Лес Хэмфри Сингерз" и "тяжёлый" - "Друг Люцифера". Инъекция свежих сил оказалась полезной. Альбом "Невинная жертва", первый, записанный в новом составе, возродил, до некоторой степени, мелодическую свежесть ранних работ ансамбля и породил новый интерес к группе, начавшей угасать после 1973 года. "Падший ангел", последний до настоящего времени, диск "Урии Хипа", лишний раз подтвердил верность ансамбля своему "громкому" стилю, показал его достоинства и недостатки. К достоинствам группы можно отнести несомненное мастерство всех инструменталистов и вокалистов, композиторское дарование (не всегда, к сожалению, проявляющееся в полную меру) Кена Хенсли и Мика Бокса. Недостатки - музыкальная ограниченность, "повторяемость" группы и мало что говорящие тексты песен. Впрочем, и то, и другое характерно для очень многих популярных рок-групп. И вообще "Урию Хипа" вполне можно рассматривать как одну из типичнейших - и по музыке, и по перипетиям карьеры - западных групп 70-х годов. Чеканные металлические риффы гитар и напряжённый тенор вокалиста, пожалуй, наиболее характерные музыкальные приметы зарубежной рок-сцены прошедшего десятилетия.
А. ТРОИЦКИЙ
АНСАМБЛЬ "УРИЯ ХИП"
в составе:
МИК БОКС, ДЖОН ЛОТОН, КЕН ХЕНСЛИ, ЛИ КЕРСЛЕЙК, ТРЕВОР БОУЛДЕР
I сторона
1. Я СНОВА В ПУТИ
Keep on Ridin' (Hensley - Williams) 3.41
2. ЛЕТАЮ ВЫСОКО
Flyin' High (Hensley) 3.18
3. ЛЕГКОМЫСЛЕННАЯ
Roller (Bolder - McDonald) 4.38
4. СВОБОДНО И ЛЕГКО
Free 'n' Easy (Lawton - Box) 3.02
5. ИЛЛЮЗИЯ
Illusion (Hensley) 5.02
II сторона
6. ОСВОБОДИ МЕНЯ
Free Me (Hensley) 3.35
7. ЛОЖЬ И ОБМАН
Cheat 'n' Lie (Hensley) 4.50
8. ТАНЕЦ
The Dance (Williams) 4.48
9. ВЫБОР
Choices (Williams) 5:42
На английском языке
Изготовлено по лицензии фирмы Ariola-Eurodisc GmbH
Мюнхен
Московский опытный завод "Грамзапись"
Зак. 41. Тир. 10 000
Арт. 36-9. Цена 2 руб. 15 коп.
Вернуться в раздел
ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ
|