1972 год был отмечен выходом сразу двух пластинок, "Demons and Wizards" ("Демоны и колдуны") и "The Magician's Birthday" ("День рождения волшебника"), которые многие поклонники считают двойником, настолько едины и цельны эти альбомы, развивающие прежние, порой хаотические находки. "Uriah Heep" нашли свою золотую жилу: почти каждая песня на этих пластинках - маленький шедевр, а в целом от альбомов остается впечатление красивой волшебной сказки. Самые знаменитые номера, "The Wizard", "Easy Livin" и "Sunrise", занимали места в верхних строчках различных хит-парадов.
В январе 1973 года "Uriah Heep" записывает двойной концертный альбом Live, сразу же разошедшийся трехмиллионным тиражом. Об этой пластинке хочется сказать особо. Очень редко концертные записи не уступают сделанным в студии. Здесь же практически все песни звучат чуть ли не лучше студийных - наполненные энергией, которую музыканты черпают из зала. В завершение концерта "Хипы" отдают дань "старому доброму рок-н-роллу", исполняя попурри из ставших классикой песен Чака Берри, Карла Перкинса и других. В студийных работах ничего подобного они себе позволить не могли.
1973 год также ознаменован выходом альбома "Sweet Freedom" ("Сладкая свобода"), который чуть ли не первым был благосклонно принят критикой (слушатели давно "проголосовали" за группу, сметая их пластинки с прилавков). Альбом ровный, красивый, с целым рядом прекрасных песен (особо стоит отметить сразу западающую в душу финальную "Pilgrim"), но без новых идей, которые характерны для предыдущих работ.
В том же 1973 году основной авторпесен группы Кен Хенсли выпустил очень достойный сольный альбом "Proud Words on a Dusty Shelf" ("Гордые слова на пыльной полке"), в записи которого мультиинструменталисту Кену помогали Тэйн и Керслейк.
Видимо, некоторый застой в своей музыке заметили и сами "Хипы", поэтому в альбоме 1974 года "Wonderworld" ("Удивительный мир") они заметно изменили стиль, отыскивая новые направления в традиционном хард-роке. К сожалению, этот прекрасный альбом был встречен критикой в штыки, и направление, впервые нащупанное "Uriah Heep", через несколько лет будут весьма активно разрабатывать совсем другие группы.
Удивительно ровный концептуальный альбом начинается, как и почти все лучшие пластинки группы, с великолепного номера - заглавной песни, торжественной, с трагическим оттенком, вводящей слушателя в новый "чудный мир". Особенно хороши две заключительные песни (повторюсь, что - традиционно для продюсера Джерри Брона - лучшее оставлено на финал). Стоит отметить песню "The Easy Road", где симфонический струнный оркестр придает фантастичеcкое звучание очень лиричным стихам группы. К сожалению, из-за нападок критики подобных экспериментов "Хипы" больше не повторяли. "Uriah Heep" не был бы "Uriah Heep", если бы не исполнил и традиционного рок-н-ролла: "Something Or Nothing". Музыканты всегда отдавали дань этому направлению (хотя и не злоупотребляли им), используя традиционные ходы жанра по-своему. На эту песню стоит обратить внимание, хотя она никогда и не попадала в сборники хитов. Удивительно, но факт: самая сильная вещь альбома (да и вообще одна из лучших песен группы), "Dreams", где "Хипы" играют поистине "неземную" музыку, обрывающуюся на полуфразе, словно сами музыканты вдруг замерли перед Откровением, - тоже никогда не попадала в сборники. Этой песней можно наслаждаться часами... Впрочем, вся пластинка слушается на едином дыхании.
Интересная деталь: при "юбилейном" переиздании пластинок "Хип" в 1995 году в качестве бонуса была добавлена песня "Beautiful Dream", записанная на сессии "Wonderworld" в "золотом составе". Причины, по которым она не вошла в альбом, не известны, но "Хипы" перезаписали ее в следующем году для альбома "Return To Fantasy" - с Джоном Уэттоном, заменившим погибшего Гари Тэйна, и в новом стиле. Разница ощутима "невооруженным ухом" - в каноническом варианте превалирует голос Байрона, тогда как в варианте с Тэйном на первом месте стоит собственно музыка.
Между музыкантами возникли первые трения. Заболел "звездной" болезнью великолепный вокалист (так и не выучившийся играть ни на одном инструменте) Дэвид Байрон, считавший, что его затирает Хенсли. Пристрастился к наркотикам Тэйн, так много давший группе. На одном из концертов его сильно ударило током, и через несколько месяцев великолепный бас-гитарист Гари Тэйн ушел из жизни.
Группа опять была вынуждена срочно искать нового бас-гитариста. Но к тому времени они уже были "монстрами рока" и могли позволить себе выбирать. Место Тэйна занял басист Джон Уэттон (John Wetton), ранее игравший в группе "King Crimson"; с ним и был записан прекрасный альбом "Return To Fantasy" ("Возвращение к фантазии"), встреченный благосклонно критиками и восторженно - поклонниками. "Хипы", словно вдохновленные предыдущими экспериментами, вернулись к прежней стилистике, но на более высоком уровне, обогатив альбом яркими находками. Особенно стоит отметить первую вещь, давшую имя пластинке, и последнюю - "A Year Or A Day", где просто поражает вокалБайрона, для которого будто не существует границ.
Трения между лидерами Кеном Хенсли и Дэвидом Байроном продолжались, что подвигло каждого из них на выпуск сольного альбома. Пластинка Байрона "Take no Prisoners" ("Пленных не брать"), в записи которой, кстати, участвовали все музыканты "Uriah Heep", была на все голоса расхвалена прессой, но ее быстро забыли. Альбом же Хенсли "Eager to Please" ("Рад порадовать"), хоть и был всеми признан откровенно слабым, переиздается до сих пор и воспринимается без брезгливой гримасы. Просто на фоне только-только вышедших тогда двух последних альбомов самих "Uriah Heep" работа мастера, словно застывшего на уровне 1972 года, не впечатляла.
Работать с Байроном становилось все труднее - он постоянно появлялся в студии и на концертах "навеселе", позволял себе ненормативную лексику на сцене. После записи альбома "High And Mighty" ("Великий и могучий"), летом 1976 года, группа рассталась с этим выдающимся вокалистом. Альбом же, хоть и содержал суперхит "Weep In Silence" (с завидным постоянством включаемый в сборники лучших вещей группы), не принес в себе ничего нового. Впрочем, сказать, что он совсем разочаровал поклонников, тоже нельзя. Даже самые выдающиеся группы не могут постоянно идти вперед, что "Uriah Heep" и подтвердил в очередной раз проходным, пусть и отлично записанным альбомом.
Зато пришедший на место Байрона вокалист Джон Лоутон (John Lawton) и сменивший Уэттона, создавшего собственную группу, басист Тревор Болдер (Trevor Bolder) влили в группу свежую кровь. До приглашения в "Uriah Heep" Лоутон пел в популярной германской команде "Друзья Люцифера", но покинул товарищей ради группы, песни которой любил еще в юношестве (все те же незабвенные "Lady In Black" и "July Morning"). Тревор Болдер прежде играл у Дэвида Боуи и других музыкантов.
В 1977 году выходят два абсолютно разных, но одинаково великолепных альбома - "Firefly" ("Светлячок") и "Innocent Victim" ("Невинная жертва").
"Firefly" возвращает слушателя в золотые времена "Demons and Wizards" и "The Magician's Birthday". Это чистая, светлая и очень мелодичная сказка с впечатляющими шедеврами "Wiseman", "Sympathy" и "Firefly". "Хипы" словно отдают прощальный поклон своему более раннему творчеству.
В "Innocent Victim" мы видим уже совершенно иную группу - с более напористым, коммерчески-танцевальным звучанием, с торжественно-помпезными, сладостными хитами "Illusion", "The Dance" и "Choices".
Новый, несколько облегченный стиль был взят на вооружение и в менее интересном, чем его предшественник, альбоме 1978 года "Fallen Angel" ("Падший ангел"). Песня "Come Back To Me", сочиненная Хенсли всоавторстве с Керслейком, стала суперхитом - равно как и великолепная песня "Love Or Nothing", вошедшая во все сборники группы. В целом же альбом получился скорее проходным: казалось, что новый состав исчерпал свои силы.
Так и случилось - во время записи очередного альбома "Conquest" ("Завоевание") из группы со скандалом ушли столь замечательно проявивший себя Джон Лоутон и "старожил" Ли Керслейк. Срочнорекрутируются вокалист Джон Сломэн (John Sloman) из группы "Lone Star" и ударник Крис Слэйд (Cris Slade), некогда участвовавший в записи самых известных альбомов Манфреда Манна.
Уже записанные партии для песен "Conquest" пришлось спешно переписывать с новыми участниками группы. Нервозность обстановки, бесконечные гастроли сыграли с альбомом, вышедшим в 1980 году, злую шутку - поистине революционные идеи оказались не отшлифованными. Несомненно интересная пластинка была холодно принята и критикой, и поклонниками. К тому же не стоит забывать, что на дворе было не самое лучшее время для традиционного рока - новые направления "диско", "панк" и "нью-вэйв" активно пробивали себе дорогу, потеснив "старичков" с первых позиций. Примечательно, что на обложке "Conquest" помещена фотография "Хипов" в военной форме, поддерживающих собственное накренившееся знамя.
Через десять лет после основания группы, добившись в ее составе невероятной славы, "Хипов" покидает Кен Хенсли, автор (или соавтор) практически всех лучших композиций ансамбля. В том же 1980 году он выпустил сольную пластинку "Free Spirit" ("Освобожденный дух"), развивающую идеи "Innocent Victim", а затем надолго замолчал. Бас-гитарист Тревор Болдер впоследствии оказывается в группе "Wishbone Ash", Сломан - у Гэри Мура, а Крис Слейд - в группе Джимми Пейджа "The Firm".
Собственно, на этом история группы, до сих пор любимой сотнями тысяч поклонников, заканчивается.
Единственный оставшийся из основателей Мик Бокс собирает новый состав, ориентированный не на магическую ритмическую вязь клавишных и многогранный вокал, а на жесткий гитарный рок. На место вокалиста он приглашает Питера Голби (Peter Goalby), клавишные достаются Джону Синклеру (John Sinclair), бас-гитару берет Боб Дэйсли (Bob Daisley), а за ударной установкой воцаряется... старый знакомый Ли Керслейк, за время своего отсутствия в группе успевший поучаствовать в записи нашумевшей дебютной пластинки Оззи Осборна.
|