Газета "Московский комсомолец"
7 декабря 1979 года
Конец 60-х начало 70-х годов был отмечен появлением в западной рок-музыке нового течения - «хард-рок», т. е. «тяжелый рок». У ритм-энд-блюза, являвшегося основой творчества лидеров рок-музыки 60-х годов «Битлз» и «Роллинг стоунз», был взят на вооружение «рифф» (короткая, основанная на интонациях блюза, «подстегивающая» фраза), который исполнялся обычно соло и бас-гитарами в унисон и на большой громкости. Новый стиль принес с собой и новых «звезд» - «Лед Зеппелин». «Дип Перпл», «Грэнд Фанк Рэйлроуд» и, наконец, «Урия Хип».
Помните, персонаж с таким именем есть в романе Чарльза Диккенса «Давид Копперфильд». У Диккенса Урия - вечно простирающий руки к собеседнику, внешне неприметный человек, который не забудет при случае упомянуть о своем низком положении. Вроде бы невинная мелкая букашка, а сколько занимает жизненного пространства. Первый альбом английского рок-ансамбля «Урия Хип» назывался «Очень грозный и очень покорный». Почти как Урия Диккенса. Сходство с героем романа подчеркивалось и суперобложкой альбома, где был помещен портрет Урии Хипа, затянутый паутиной.
Сформировался ансамбль в 1970 году, когда гитарист Мик Бокс и певец Дэвид Байрон покинули небольшую провинциальную рок-группу «Столкерс» после встречи с органистом Кеном Хэнсли. Первоначально эта троица создает ансамбль «Спайс», где вместе с ними играл бас-гитарист Пол Ньютон, а в 1970 году «Спайс», попав в руки удачливого музыкального коммерсанта Джерри Брона, меняет свое название на «Урия Хип». С добавлением в состав ударника Кита Бейкера на некоторое время стабилизируется состав группы.
Первый альбом «Урия Хип» не вызвал особого энтузиазма у почитателей хард-рока, на которых рассчитывал Джерри Брон, а музыкальные критики попросту обругали «Урия Хип» за плагиаты композиций «Лед Зеппелин». Успех пришел с другой стороны. Джерри Брон и фирма грампластинок «Вертиго» развернули бешеную рекламную кампанию, особенно интенсивно в США, где еще не успели разобраться в музыкальных достоинствах «Урия Хип». И результат, конечно, не заставил себя долго ждать. «Урия Хип» был объявлен знаменитостью.
Джерри Брон советует музыкантам сменить неудачный стиль игры и дать в новом альбоме, названном «Солсбери» (1971 г.), «побольше собственных мыслей». Он даже не стал мешать в работе над музыкальным материалом альбома, чтобы потом заявить громогласно об «огромных творческих возможностях» участников «Урия Хип». Он не просчитался - «Солсбери» оказался значительно интересней, чем предыдущий альбом. Удачей группы явились композиции «Птица мольбы», «Парк», «Верховная жрица», но особенно стоит выделить интерпретацию титульной песни альбома, для исполнения которой к традиционному инструментарию рок-ансамбля (электрогитары, орган, ударные) были добавлены струнные и духовые инструменты малого состава симфонического оркестра. Видимо, эта пластинка так и осталась самой сбалансированной и наиболее интересной за все девять лет существования ансамбля.
Следующий альбом рок-группы - «Посмотри на себя» (1971 г.) - вновь носил скорее коммерческий характер: к поэтической и музыкальной вершине творчества «Урия Хип» - «Июльскому утру» - были «привязаны» еще шесть посредственных песен. Было сделано все, чтобы пластинку покупали. И ее покупали. Слушали и тут же забывали. Но доллары, фунты, франки и марки, уплаченные за альбом, стекались в сейфы созданной специально для популяризации и записи альбомов «Урия Хип» фирмы «Бронз».
Судьба повернулась лицом к упрямым музыкантам «Урия Хип» - вышедшие в 1972 году альбомы «Демоны и чародеи» и «День рождения волшебника» становятся «золотыми» в Великобритании, где ансамбль, как и другие представители хард-рока, не сразу заслужил признание. Джерри Брон поспешил закрепить успех - в 1973 году выходит двойной альбом «Урия Хип на концерте», где были записаны концертные выступления ансамбля во время мирового турне.
К этому времени окончательно стабилизируется состав ансамбля: Мик Бокс (гитара), Кен Хэнсли (клавишные), Ли Керслейк (ударные), Дэвид Байрон (вокал), Гэри Тэйн (бас-гитара).
1974 год принес еще один альбом рок-группы - «Удивительный мир». По суперобложке почитатели таланта «Урия Хип» могли догадаться, кем стали их любимцы: музыканты «Урия Хип» были возведены на пьедесталы. С суперобложки на вас смотрят застывшие в неестественных позах члены ансамбля - «суперзвезды» хард-рока, выработавшие свой стиль, основанный ин эклектике и заимствованиях. Готические хоралы и зловещие звуки органа Хэнсли перемежаются со слащавыми пасторалями. По песням «Урия Хип» начинают путешествовать злодеи, колдуны, мертвецы и прочий бред из области черной магии, который перемешивается с сусальной любовной лирикой.
Сутью эстетики, выработанной «Урия Хип» и другими представителями «тяжелого рока», была безнадежность. Тексты композиций, сопровождаемые мрачно звучащей музыкой, над которой витал форсированный до предела, но бедный нюансами вокал Дэвида Байрона, как бы утверждали бессмысленность существования человека в капиталистическом мире, бессмысленно на что-то надеяться, бессмысленно за что-то бороться: что бы ты ни делал, ты никогда не победишь...
1972-1973 годы были, несомненно, самыми заметными в истории ансамбля. Затем начался постепенный спад популярности, медленное и томительное угасание былой славы. Все это привело к склокам внутри ансамбля, в результате которых его был вынужден покинуть бас-гитарист Гэри Тэйн, который вскоре покончил жизнь самоубийством в результате злоупотребления наркотиками.
Джерри Брон попытался влить «свежую кровь» в лице легендарного участника ансамблей «Кинг Кримсон» и «Рокси Мьюзик» бас-гитариста Джона Уэттона, дебютировавшего на альбоме «Возвращение к фантазии» (1975 г.).
В июле 1976 года «Урия Хип» покидает со скандалом певец Дэвид Байрон. Не удержался в составе и талантливый Уэттон: Брону в составе «Урия Хип» требовались не таланты, а простые мастеровые рок-музыки. И он их нашел - вокалиста Джона Лоутона, который взвалил на свои плечи тяжкий груз славы и заслуг своего предшественника Дэвида Байрона, и бас-гитариста Тревора Болдера. Новый «саунд» (звук) «Урия Хип» был представлен на вышедших один за другим альбомах - «Светлячок» (1977 г.), «Невинная жертва» (1977 г.) и «Падший ангел» (1978 г.).
Все эти диски в той или иной степени повторяют композиции, известные по прошлым записям «Урия Хип».
Ничего из ряда вон выходящего в истории «Урия Хип» нет. Не впервые мы наблюдаем, как меркнет слава некогда ослепительных «звезд» западной рок-музыки. Но пока «Урия Хип» еще существует. Возможно, что его музыканты найдут в себе силы выжить, обновят репертуар и успех повторится. Возможно, сквозь паутину бизнеса еще проглянет лицо настоящих музыкантов. Возможно, хотя и маловероятно.
В.ЛИШБЕРГОВ
Опубликовано:
4 апреля 2019 г.
|