ПАДШИЕ АНГЕЛЫ «ЮРАЙ ХИП»
Журнал "Рабочая смена", №11, ноябрь 1980.
Листая Старые Страницы

Падшие ангелы Юрай Хип. Журнал Рабочая смена, №11, ноябрь 1980 г.

Журнал "Рабочая смена", №11, 1980 год

Более 20 лет прошло с тех пор, как рождение рок-н-ролла ознаменовало собой выход на мировую арену нового музыкального стиля - рок-музыки. Этот стиль отличался необычной популярностью в массах, он, в свою очередь, вызвал особый стиль одежд, причесок, поведения, рок-музыка создала свой музыкальный мир и - сейчас это уже можно утверждать - свою поэзию. В то же время рок-музыка отличается слабостью теоретических разработок и чрезвычайно запутанной терминологией.

Где четкая грань между терминами «рок» и «поп»? Вместе с тем, никто не отнесет «Пинк Флойд» к стилю «поп», а ансамбль «АББА» к исполнителям рока. Но и сама рокмузыка имеет несколько отличных стилей, и вот здесь-то уж сплошной ералаш. Раньше было проще: танго - понятно, фокстрот - никаких сомнений.

А к какому же стилю отнести музыку, которую вот уже 10 лет исполняет английский ансамбль «Юрай Хип» (в переводах Диккенса приводится написание Уриа Хип)? Давайте обратимся к истории.

Ансамбль собрался в феврале 1970 года, когда главным стилем в музыке стал «хард-рок» (англ. «hard» - твердый), Зачатки этого стиля можно найти на альбоме «Битлз» «Сержант Пеппер» (1967 г.), а его «отцом» стал ансамбль «Лед Зеппелин». Для «хард-рока» в первую очередь характерны основанные на четком, простом ритме композиции, исполненные классическим составом: гитары, ударные, электроорган. «Юрай Хип» за основу взял ту же музыку, но ритмическое построение их пьес было сложнее, тут более активно применялись электронные эффекты, звучали струнные и т.д.

Музыку «Юрай Хип» и подобных ему ансамблей («Грэнд Фанк», «Блудрок») назвали «хэви-рок» (англ. «heavy» - тяжелый). В своем развитии «Лед Зеппелин» далеко ушел от простого «хард-рока», но «Юрай Хип» до сих пор упорно цепляется за «хэви»...

В истории рок-музыки были и такие случаи, когда после первых удачных записей ансамбль не шел вперед, замыкался в себе и своих принципах, в конце концов, распадался, будучи не в силах сказать что-то новое. Так, например, произошло с ансамблем «Малиновый король» («King Crimson»).

«Юрай Хип» должны были разойтись где-то в году 74-75-м. Тогда бы о них осталась слава как о лидерах «хэви», сказавших свое слово в истории этого стиля. Но когда одно и то же слово, пусть самое красивое, повторяют тебе без конца...

«Мне было семнадцать, когда я встретил цыганскую королеву, и она принялась гадать мне», - так начинается первый альбом группы, вышедший с небольшими отличиями по обе стороны Атлантики под названиями «Юрай Хип» и «Очень тяжело, очень скромно». Высокий, с приятным тембром голос Дэвида Байрона как бы выражал надежду на счастливое будущее, ожидавшее ансамбль, который нельзя было никогда отнести к составам типа «все звезды», хотя музыканты, игравшие в нем, в мире рока пользовались большим авторитетом.

Основатели «Юрай Хип» - гитарист Мик Бокс и вокалист Дэвид Байрон, оба рождения 1947 года, встретились в конце 60-х в лондонском ансамбле «Сталкерс». Бокс играл на гитаре с 14 лет, Байрон запел, когда ему было восемь. Они организовали группу «Spice With Dave», а затем, после знакомства с Полем Ньютоном (бас-г.), Кеном Хэнсли (клавишные) и Кейтом Байкером (барабаны), приняли имя героя романа Чарльза Диккенса «Дэвид Копперфилд».

Я не могу объяснить, почему они решили взять это имя. Пожалуй, всякому, кто попытается это сделать, будет нелегко. Процитирую лишь описание героя: «Это был рыжий подросток лет пятнадцати... Он был костляв, со вздернутыми плечами,.. и я обратил внимание на. его длинную, дряблую, костлявую, как у скелета, руку... Ох, какая это была липкая рука. Рука призрака - на ощупь, как и на взгляд... Все его тело от подбородка до башмаков извивалось, как змея, и я почувствовал, что питаю к нему величайшее отвращение».

Юрай Хип у Диккенса - олицетворение всего подлого, лицемерного, что скрывается за словами «мы слишком ничтожные и смиренные». Хип много лет пресмыкался, чтобы в один прекрасный день, сбросив маску, предстать в облике ослепительного негодяя. Кое-что все-таки объединяет ансамбль с классикой английской литературы. Ансамбль как бы приглашает слушателя в мир своей сказки, где главные герои - типы резко отрицательные (см. названия альбомов). При этом, правда, «Юрай Хип» не опускается до смакования насилия и изуверства, как это делает хотя бы американец Элис Купер. Это объясняется тем, что у «Юрай Хип» основной зритель - подростки, которые тысячами стекаются на концерты. Благодаря концертам, этим Путешествиям по миру призраков и волшебников, ансамбль и получил подобную популярность. Что нужно подростку? До серьезных вопросов он еще не дорос, насилием удивить трудно, а вот в сказки он верит охотно, особенно если в них прославляются сильные личности.

Как я уже говорил, начало у «Юрай Хип» было многообещающим. В их музыке, наполненной фантазией, чувствовалась широта, она охватывала слушателей мелодикой, причудливыми, мягкими, гармоническими переходами, вознося на гребне и без того высокий голос Байрона. К тому же музыканты одними из первых стали применять устройства, изменяющие тембр и высоту голоса. Выдумка музыкантов ощущалась во всем. Например, их альбом «Посмотри на себя» был упакован в обложку из блестящей фольги, в которой, словно в зеркале, отражались лица покупателей. Вообще, художники работали на «Юрай Хип» очень старательно, все образы, которые можно встретить лишь в самых причудливых снах, смотрели с обложек их дисков.

Но с самого начала «Юрай Хип» окружала атмосфера какой-то неуверенности. Это отражалось прежде всего на составе. Об ансамбле никогда нельзя было сказать «коллектив». Разносторонние интересы музыкантов не могли слиться, образовать нечто цельное и постоянное. Многие из членов группы записывали сольные диски, из которых наиболее интересными считаются работы Кена Хэнсли. Частые изменения в составе не помогали. Пожалуй, лишь в 1972-73 годах «Юрай Хип» по составу был ближе всего к идеалу музыкального коллектива. Тогда в ансамбле выступали Бокс, Байрон, Хэнсли, Ли Кёрслэйк (барабаны) и Гэри Трэйн (бас). Но вскоре из ансамбля уходит Байрон, пробует силы как солист. Новый вокалист, Джон Лавтон, следуя манере Байрона, не смог все-таки заполнить брешь. В конце 75-го года «Юрай Хип» собираются в очередное турне. Противоречивые слухи доносят до нас историю о том, как на репетиции Трэйна ударило током, и ансамбль все-таки уезжает, захватив при этом басиста Тревора Балдера, и выступает с успехом, в то время как Трэйн умирает в больнице.

Со второй половины 70-х годов к творчеству группы практически потерян интерес. Альбомы, методично выпускаемые каждый год, отличались разве что названиями. Музыка ужесточилась, музыканты вращались в кругу уже поднятых тем. Невыразительные композиции уже не напоминали «Юрай Хип» начала 70-х. Что осталось от ансамбля? Композиции «Июльское утро», «Посмотри на себя», «Легкая жизнь»... Но ни одна из них не вышла в ранг «вечнозеленых» тем, к которым охотно возвращаются через много лет. Конечно, «Юрай Хип» может выступать еще долго, но трудно поверить в чудо... Хотя герой Диккенса и утверждает, что «время не имеет власти над нашей фирмой, разве только помогает возвыситься ничтожности», - он ошибается. Время властно и над музыкой.


ИЗБРАННАЯ ДИСКОГРАФИЯ «ЮРАЙ ХИП»:

1. «Очень тяжело, очень скромно» («Юрай Хип») («Very 'eavy, Very 'umble») - «Uriah Heep») 1970 г.
2. «Солсбери» («Salisbury») 1971 г.
3. «Посмотри на себя» («Look At Yourself») 1971 г.
4. «Демоны и ведьмы» («Demonds At Wizards») 1972 г.
5. «Именины волшебника» («The Magicians Birthday») 1972 г.
6. «Мир чудес» («Wonder world») 1974 г.
7. «Возвращение к мечтам» («Return To Fantasy») 1975 г.
8. «Светлячок» («Firefly») 1977 г.
9. «Невинная жертва» («Innocent Victim») 1977 г.
10. «Падший ангел» («Fallen Angel») 1978 г.
11. «Завоевание» («Conquest») 1980 г.


Автор:
Д. ПОДБЕРЕЗСКИЙ
Опубликовано: 3 ноября 2014 г.

Оригинал статьи

Падшие ангелы Юрай Хип. Рок-энциклопедия

Журнал Рабочая смена, №11, ноябрь 1980 г.


Uriah Heep. Рабочая смена, №11, ноябрь 1980 г.


Вернуться в ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ

Вернуться в URIAH HEEP

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА