ДЭВИД БАЙРОН
ПОСЛЕДНИЙ ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ

ДЭВИД БАЙРОН. ПОСЛЕДНИЙ ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ

История человека по имени Дэвид Байрон много короче и трагичнее, нежели история Кена Хенсли. Сам того не осознавая, Дэвид поставил целью жизни постепенное саморазрушение и вполне преуспел 28 февраля 1985 года, приняв смерть в возрасте тридцати восьми лет. Он не обладал ярким композиторским дарованием Кена Хенсли, он не был наделён профессиональной истовостью Керслэйка, дружелюбным спокойствием и техницизмом Мика Бокса, но Байрон, как никто другой, близок духу исповедуемой Кеном Хенсли и всеми хипами музыки. И именно совместная работа Дэвида и Кена, как впрочем и всех Хип, дала феномен "Юрайя Хип". Все последующие вокалисты группы будут обречены на постоянные сравнения с Дэвидом, всё больше убеждающие в неповторимости Байрона.

David Byron Недолговечный союз выдающихся вокалиста современности, рок-композитора и гитариста стал уникальным по пониманию друг друга с полуслова и полувзгляда. Начавшиеся в 1974 году между магической троицей трения вскрыли не только пагубную страсть Дэвида, но и слабость человека, не привыкшего выдерживать удары судьбы, трезво воспринимать действительность. Дэвид вдруг решил, что успех Хип в 1974 году обеспечили только его вокал и его фантастическое обаяние на концертах.

Последовавшая сольная карьера Байрона всё же открыла глаза любимцу публики, показав, чего он стоил без Кена и Хип. Дэвид сам нашёл в себе мужество признать правду в памятном разговоре в 1981 году, когда уцелевшие хипы пришли звать Дэвида обратно в группу без Хенсли.

Но это произойдёт спустя шесть лет, а пока свой первый проект Дэвид делает в пику надоевшему патрону, сам не отдавая себе отчёта в том, что мыслит в том же музыкальном направлении, что и Кен. Достаточно глянуть на состав приглашённых для записи диска музыкантов, чтобы убедиться в этом: Бокс играет на гитаре, Керслэйк стучит на ударных, чередуясь с неким Питом Томпсоном, на клавишных играет Лу Стоунбридж, в точности... воспроизводящий манеру игры Кена!

Вместо того, чтобы обрадоваться этому неожиданному открытию и убедиться, какие мелкие и недостойные дрязги мешают совместной работе, Дэвид идёт по другому пути и, словно лишённый любимой игрушки капризный ребёнок, резко меняет стиль, уходит окончательно из Хип и... терпит сокрушительную неудачу.

Byron Это было непостижимым, но вокал Байрона ложился только на музыку, сочинённую Хенсли. Однако в момент, когда Байрон записывал свой первый альбом "Take no Prisoners", он этого ещё не знал. Альбом записывался в кратчайшие сроки, за февраль 1975 года, возможно, с использованием каких-то заготовок. Первый альбом получился по-своему незаурядным, хотя и был, по сути, ремейком с Хип. Многие фаны приняли альбом с большим удовольствием, начавши его скупать и нахваливать, но это продолжалось недолго, так как сравнительно быстро разобрались, что Хип, работая в том же стиле, делает тот же саунд с большим вкусом. Но самым интересным в альбоме Дэвида Байрона стал список людей, которым он выносил благодарность за участие в создании пластинки: мистеру Веттону - за игру на "Меллотроне" (!), Кену Хенсли - огромная благодарность за игру на акустической гитаре.

Как же так? А где же соперничество с Веттоном и конфликт с маэстро Хенсли? Всё очень просто. Не было никакого конфликта. Были разногласия, перешедшие значительно позже 1975 года в непримиримое противостояние, которое вовремя не остановил ни сам Байрон, ни его оппоненты. В музыке же они были едины, по крайней мере, в год дебюта Дэвида. Сам Байрон в интервью с Крисом Тетли объясняет причины своего ухода страхом перед превращением Хип в супергруппу, а также желанием расширить свои музыкальные и личностные горизонты, не замыкаясь в какой-либо одной группе, пусть даже это и "Юрайя Хип".

Как бы там ни было, спустя год Байрон окончательно покидает Хип. Почему и как - не так уж важно. Гораздо важнее то, что было дальше: Байрон быстро сколачивает новую группу "Rough Diamond", в которую входят его старый приятель Джефф Бриттон, примечательный разве тем, что был изгнан из группы Пола Маккартни "Wings" и увлёкся каратэ, что для сессионного барабанщика вполне приемлемо. Третьим стал тоже "вечно бывший" Клем Клемпсон, гитарист, игравший в таких группах, как "Humble Pie" и "Collosseum". Четвёртым стал клавишник Дэймон Батчер, пятым - басист Вилли Бэт, и новая группа окончательно оформляется в "квинтет неудачников", как их сходу окрестили журналисты. Байрон, казалось, делает всё, чтобы сделать первую же пластинку группы провальной, так как не привлекает к работе ни одного из тех, кто помогал делать первый "сольник". Видимо, Байрон принадлежал к типу людей, которые предпочитают если уж целоваться, то с разбегу, а если ругаться - то навсегда. Как бы там ни было, в январе 1977 года появляется первый (и последний) диск "квинтета неудачников" под названием "Rough Diamond", которое можно перевести как "Необработанный..." или "Твёрдый, как алмаз".

Почти все песни написаны Байроном в соавторстве с группой. Альбом получился на редкость неудачным, только инерцией можно объяснить то, что пластинку успели даже погонять на радиостанциях, чтобы, разобравшись что к чему, навсегда забыть и диск, и группу. То же самое спустя некоторое время сделали и фаны. В России диски "Rough Diamond" также "пролетели" очень быстро, нигде не задерживаясь.

Приговор был вполне справедлив: музыканты играли неровно, мелодическая основа была груба и не обработана, точно соответствуя названию, особенно если изъять слово "алмаз" как случайное и не имеющее отношение к предмету. Байрон явно поторопился, выпустив поистине сырой материал на суд публики, тем самым сведя на нет очень обнадёживающие итоги первоначальной гастрольной деятельности группы, исполнявшей песни Хип и Байрона. Даже критики поначалу были довольны, видя безотказную работу старого репертуара Хип. Но эти же самые критики сравнили уже студийную пластинку, составленную из наспех надёрганных композиций, с обедом в привокзальном ресторане: живот набит, а во рту вкуса не осталось.

Byron Естественными итогами неудачи стали финансовые проблемы, отказы в гастролях и записи. В октябре 1977 года Байрон уходит из "Rough Diamond", предоставив ей возможность агонизировать без его участия. Агония была и вправду недолгой.

Если итоги провального "Rough Diamond" и смутили Байрона, то он не подал вида и вплоть до своей кончины выпустил ещё три сольных альбома, о которых практически ничего не известно. И в этом нет ничего удивительного: падение интереса к року в конце семидесятых стало к тому времени свершившимся фактом. Первыми жертвами стали команды и исполнители второго эшелона, к которым теперь относился и Байрон. Затем настала очередь супергрупп, включая самих Хип, которые вышли из этой передряги не без серьёзных потерь.

Тем не менее финансовые возможности Байрона позволяли ему, видимо, заниматься нарциссизмом: "Baby Faced Killer" выходит в 1978 году, "On The Rocks" - в 1982-м, причём в составе группы "Byron Band". Бедный Дзвид, он ещё надеялся, что его имя кто-то помнил! Но поставленную и продекларированную цель Байрон всё-же достиг: все его музыкальные проекты состояли из различного музыкального материала (с вкраплением "заблудившихся" шедевров), а музыканты... музыканты постоянно менялись.

Чем занимался Дэвид три года вплоть до своей кончины от сердечного приступа в 1985 году? Мы не знаем. Доподлинно известно только одно: в 1981 году, когда Болдер и Бокс пришли агитировать Дэвида вернуться в группу, Байрон предпочёл работать сольно, нежели реанимировать Хип без Хенсли, с которым Дэвид ни разу не встречался с 1976 года.

Если же вернуться в эпоху сотрудничества, то к числу немногих шедевров композиторского дарования Байрона можно отнести, безусловно, "Gypsy". Если б не было Байрона, Хип бы не состоялся (Кен Хенсли состоялся бы безусловно). Хип могли состояться в союзе с Кеном даже без Бокса, но это была бы совсем другая группа. Хип стали Хип только тогда, когда сложился союз Бокса, Байрона, Хенсли.

Игры с самолюбием хипов лишили нас марочного "элитного" Хип 1970-1975 годов, а Дэвида вогнали в могилу, явившуюся следствием тоски и безысходности. Он выбрал уход в небытие за девять лет до своей официальной кончины, лишив себя коллективного творчества и взаимообщения с публикой на грандиозных рок-концертах, кумиром которых он останется навсегда.

Автор:
Игорь Котельников

Дэйвид Байрон


Uriah Heep ПОДРОБНАЯ БИОГРАФИЯ ГРУППЫ

Uriah Heep, история группы КАК УВОЛЬНЯЛИ ДЭВИДА БАЙРОНА

ДЭВИД БАЙРОН: ПОСЛЕДНИЙ ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ

КЕН ХЭНСЛИ: «РОК-Н-РОЛЛ ЭТО МОЯ КРОВЬ»

СЕВА НОВГОРОДЦЕВ РАССКАЗЫВАЕТ ОБ "URIAH HEEP"


Тайна острова Оук. Александр Владимирович Бирюк. Читать книгу


Вернуться в LP ГРУППЫ URIAH HEEP

Вернуться в URIAH HEEP

Вернуться в РОК-МУЗЫКУ

Вернуться в КАРТУ САЙТА