ОКОНЧАНИЕ
В последующие пару месяцев в группе произошли значительные перемены. Во-первых, сменили название на Uriah Heep (Юрайя Хип) - по имени вредного рыжего персонажа из романа Чарльза Диккенса "Дэвид Копперфилд" (в русском переводе романа его звали Урий Гип). Идею предложил Брон, поскольку имя Диккенса было у всех на слуху в рождественский период 1969 года в связи со 100-летием со дня его смерти. Вторым важным новшеством было внедрение в группу клавиш. Как вспоминал Бокс: "Мы записали уже половину альбома, когда поняли, что неплохо было б добавить к нашему звучанию клавиши. Я был большой поклонник группы Vanilla Fudge с их органом Хаммонда и жгучей гитарой поверх его. А у нас как раз был высокий вибрирующий голос Дэвида, поэтому мы сразу поняли, в какую форму это облечь. Сначала Джерри привел сессионного игрока Колина Вуда, а когда мы стали искать постоянного участника, появился Кен Хенсли, когда-то игравший на клавишах в The Gods вместе с Полом Ньютоном, а на тот момент бывший гитаристом в группе Toe Fat."
"Я увидел в этой группе большие возможности играть нечто совершенно другое," - вспоминает Хенсли, и он присоединился к Uriah Heep. Хенсли сразу же и много привнес в запись альбома не только новаторским звучанием органа и меллотрона, но и сочинением музыки. Правда, менеджмент компании запретил переписывать некоторые из партий, записанных Колином Вудом. Основной материал альбома создали Бокс и Байрон, начиная с первой вещи - знаменитой "Цыганки" ("Gypsy"), где была заложена основа их фирменному звучанию, сочетавшему в себе тяжелые гитары с многодорожечной записью вокалов на высоких тонах. "Забавно, что мы сочиняли все это в Hamwell Community Centre в Шеффердс Буше (район Западного Лондона), где в соседней комнате репетировали Deep Purple. Можете представить, как мы будоражили друг друга!" - вспоминает Бокс.
Уже было записано три четверти альбома, когда барабанщика Алекса Нэпьера заменили на Нигела (Олли) Олссона, которого порекомендовал Дэвиду Байрону Элтон Джон. Дэвид дружил с Элтоном с тех времен, когда они оба работали на Avenue Records, записывая низкобюджетные каверы с хитов из британской Top 30. Теперь, когда очкарик завершил работу над своим первым альбомом, у него освободился барабанщик, который и присоединился к Uriah Heep, чтобы закончить запись их альбома.
ВЫХОД В СВЕТ
...VERY 'EAVY...VERY 'UMBLE (в США под другой обложкой и названием просто URIAH HEEP) вышел в свет 19 июня 1970 на Vertigo со знаменитым логотипом-"сверлом" во весь ярлык пластинки и на весь внутренний конверт-рубашку. На болезненно готичной обложке, во весь двойной разворот конверта, изображено испуганное лицо Дэвида Байрона, запутанное в паутине. Название альбома перекликается с любимой фразой диккенсовского персонажа Юрайи Хипа, называвшего себя "очень непритязательным". Немного погодя, Джерри Брон создал собственный лейбл Bronze Records, на котором выпускал последующие альбомы Uriah Heep, и в первую очередь переиздал в 1971 году ...Very 'eavy... Very 'umble, а также второй альбом Salisbury, который Uriah Heep успели записать к тому времени.
Спродюссированный Джерри Броном, альбом состоит из восьми номеров, отражающих значительное по тем временам музыкальное многообразие. Если упомянутая уже "Цыганка" и "I'll Keep On Trying" ("Я продолжаю пытаться") - обе авторства Бокс/Байрон - типичные вещи Хип: с тяжелыми приземленными гитарными риффами, выпуклыми клавишами и сильными вокальными гармониями, то "Wake Up (Set Your Sights)" относится скорее к прогрессивному року в духе King Crimson, например. Есть здесь и классический блюз "Lucy Blues", и многогранная сюита "Wake Up (Set Your Sights)" с явно выраженными джазовыми и даже симфоническими интонациями.
Тексты во всем альбоме очень трогательные. "Цыганка" - это романтическая история любви к цыганской королеве, отец которой выгнал 17-летнего героя песни взашеи со словами "Ты не нашего племени". Песня завершается твердой уверенностью парня, что однажды он вернется к ее отцу "сильный достаточно, чтобы бороться и победить", вернется "таким мужчиной, которого тот поймет." Еще более трогателен текст баллады про Мелинду, представляющий собой диалог отца с дочерью, которая внезапно обнаруживает, что у нее была мама, погибшая на войне. А сюита "Wake Up (Set Your Sights)" представляет собой эдакое эпическое полотно, полное пафоса какой-то битвы, где припев призывает: "Проснись! Подыми свою планку выше. Отстаивай свои права, и справедливость восторжествует."
Как бы там ни было, альбом представил то уникальное, их собственное звучание, к которому стремились Uriah Heep. Многим музыкальным критикам изначально бросилась в глаза прежде всего тяжесть альбома. Впоследствии, это даст повод считать ...Very 'eavy... Very 'umble одним из первых альбомов "хэви метала". А тогда разброс мнений шел от "интересно" или "искусно, но не особенно оригинально" до скандально знаменитой рецензии Мелиссы Миллз в журнале Rolling Stone (№ 67, октябрь 1970). Мы приводим ее целиком, как образчик оголтело некомпетентного журналистского суждения:
"Если эта группа добьется успеха, мне придется покончить собой. С первой же ноты их не хочется слушать дальше. Uriah - это в десять раз разбавленный Jethro Tull, только еще более занудный и бессодержательный. UH состоит из пяти участников: вокал, орган, гитара, бас и ударные. Им не удалось создать какое-либо характерное звучание. Еще одна причина неинтересности их стиля в том, что все, что они играют, базируется на повторяющихся риффах.
Согласно сопровождаемой скудной промо-информации, Uriah Heep провели весь прошлый год в студии, репетируя и записывая песни. Несомненно, именно недостаток концертной деятельности стал причиной такого качества альбома. Если б они играли живьем в клубах, их бы выбросили со сцены, чем сберегли бы наше время, деньги и винил."
Мик Бокс отвечал на эту нападку, что в Uriah Heep никто никогда не играл на флейте, и никто из группы не умеет стоять на одной ноге! На самом деле, ...Very 'eavy... Very 'umble озадачил большинство рецензентов, и это имело свой эффект. В музыкальном плане, это было время экспериментальных поисков для группы. Творческий союз Бокса, Байрона и Хенсли тогда только начал свое развитие. "Все произошло очень быстро," - вспоминает Бокс, "потому что мы совпали во всем. Получилось так, как оно подразумевалось. Вышла такая вот химия." Эта "химия" получила свое дальнейшее развитие в следующем альбоме - Salisbury.
Список песен на внутреннем развороте снабжен небольшими комментариями от Uriah Heep в духе академичной филармонической программки:
SIDE ONE:
GYPSY (Box/Byron). Ведущая вещь альбома, представляющая дикое органное соло и многодорожечные вокальные гармонии.
WALKING IN YOUR SHADOW (Newton/Byron). Еще один стильный, на сей раз чисто гитарный номер, представляющий гитарное соло от Мика.
COME AWAY MELINDA (Hellerman/Minkoff). Возможность показать более нежную сторону голоса Дэвида. В основе песни беседа между отцом и его юной дочерью, чья мать погибла на войне.
LUCY BLUES (Box/Byron). Все еще в меланхолии после "Мелинды", у нас медленный блюз, едва предсказуемый, но довольно приятный.
SIDE TWO:
DREAMMARE (Newton). После навороченного вступления "Дремота" уносит нас сквозь сны и кошмары под замечательные барабаны Олли.
REAL TURNED ON (Box/Byron). Полностью гитарный фанк в среднем темпе, первое соло от Кена, второе - от Мика.
I’LL KEEP ON TRYING (Box/Byron). Возврат к тяжелой органной аранжировке, как в "Цыганке" с пугающим вау-вау соло от Мика.
WAKE UP (SET YOUR SIGHTS) (Box/Byron). Исходя из текста, "Проснись" не может быть нигде, кроме как в конце. Это из тех песен, что проводят нас, как можно ближе, от начала до конца некоей битвы, и вновь к началу, только уже по-другому.
Там же, на внутреннем развороте помещена, кроме всего прочего, краткая аннотация альбома, подписанная Кеном Хенсли. Она начинается словами "Буквы LP вполне могут означать Large Problem (Большая Проблема) - то, с чем столкнулся каждый, кто участвовал в создании этого альбома." ... ну а далее Вы можете прочитать сами, приобретя эту замечательную пластинку.
|