"Tarkus" - это альбом, второй в дискографии знаменитой британской арт-рок-группы, считается одним из лучших. Он занял первое место в английских чартах, однако, по правде говоря, произведение это достаточно неровно по структуре. Насколько первая часть может реально сорвать с вас крышу своей виртуозностью, настолько вторая может очень сильно разочаровать. Впрочем, тут уж кому что нравится, многим фанатам ELP вторая сторона нравится больше, чем первая. А кто-то между ними вообще не видит никакой разницы.
Начинается альбом с заглавной темы – сюиты, занимающей половину альбома, что, как известно, является обычным делом для всех арт-рокеров. Не всем музыкантам удается поддерживать у слушателей интерес к тому, что они играют в течение столь длительного времени, однако этим ребятам это с лихвой удается. Сюита состоит из инструменталов, без всяких пауз плавно сменяющихся вокальными фрагментами со стихами Грега Лейка. Музыка меняется практически каждые несколько секунд, а ребята играют настолько завораживающе, что остается только разинуть рот и слушать все это великолепие – красочные пассажи Эмерсона на фортепьяно и клавишных, бас-партии Лейка и превосходную ударную технику Палмера. Всего три человека, но мощи столько, будто их добрый десяток.
Рассмотрим сюиту подробнее. Таркус, если взглянуть на обложку альбома, – это наполовину танк времен Первой мировой войны, наполовину броненосец. Его история была проиллюстрирована в буклете к альбому. В начале идет инструментал «Eruption», открывающийся протяжным хором и символизирующий рождение этого странного существа из яйца, выскочившего из жерла вулкана. Затем следует первая из вокальных частей – тревожная «Stones of Years» с органным соло, в которой Лейк, играющий роль рассказчика, сочувственно относящегося к Таркусу, говорит ему, что он глух и слеп и не понимает, что убивать без причины жестоко. Следующий инструментал, быстрый жутковатый «Iconoclast» с милитаристскими барабанами и периодическим визжанием органа, иллюстрирует битву, в которой Таркус имеет дело с существом, символизирующим, как я понимаю, религию. В следующем вокальном фрагменте, энергичном «Mass», в котором вновь присутствует органное соло под весьма интересный скоростной драмминг, Лейк высказывает свое отношение к этой стороне человеческой жизни, сомневаясь в ее необходимости; название части означает как «мессу», так, возможно, и «массу» опасностей, с которыми сталкивается Таркус в процессе борьбы с различными существами. В скоростном инструментале «Manticore» нам показывают музыкальную картину сражения Таркуса с Мантикором – чудовищем из персидских мифов с телом льва, хвостом скорпиона и головой человека, воплощением тирании и зла. В последней вокальной части, под названием «Battlefield», рассказчик сочувствует глупому Таркусу и говорит о бесполезности войн и революций, надеясь, что наступит еще время, когда люди не будут знать печали; кстати, в этом фрагменте присутствует гитарное соло Лейка, что в музыке группы встречается довольно редко. Итак, Таркус проиграл и был брошен в воду, что и иллюстрирует последний инструментал – «Aquatarkus», в начале звучащий довольно несерьезно благодаря прямо-таки квакающим клавишным, однако после затихающего маршевого прохода ударных и звона тарелок повторяется начальный инструментал, объединяя тем самым сюиту в единое целое и показывая, что Таркус не погиб и ему предстоят еще битвы.
После столь навороченной музыки слушателям явно предлагается расслабиться, чему помогает «Jeremy Bender», прикольный фортепьянный регтайм о парне-трансвестите, решившем стать монахиней. (Bender – это «гомосексуалист» на британском сленге.) По тому же принципу Иэн Андерсон вставил в середину альбома Jethro Tull «A Passion Play» сказку о зайце. Лирика в духе лимериков, притопы да прихлопы – хорошее настроение гарантировано, если вы, конечно, не станете распространяться на тему, как могли вставить такое после столь серьезной музыки.
Следующая композиция, «Bitches Crystal», по скорости и тревожной инструментовке похожа на начало заглавной вещи. В начале и в некоторых местах в середине темы звучит челеста – клавишно-ударный инструмент, внешне напоминающий небольшое пианино, но еще и с колокольчиками. Стоит также упомянуть хорошее фортепьянное соло. В тексте речь идет о различных отрицательных сторонах религии – вроде ведьмовских процессов, борьбы с ересями и ритуальных убийств, при этом голос Лейка иногда звучит весьма гневно.
Ближе всего по эмоциональному воздействию к заглавной сюите, по моему мнению, подходит дилогия «The Only Way (Hymn)» и «Infinite Space (Conclusion)». Красивое органное вступление представляет собой «Токкату» Баха. Однако гимн этот не является песнопением Богу – наоборот, его существование здесь подвергается сомнению (и это после глубоко религиозного Баха!), и человеку самому следует находить свой путь в жизни. В середине звучит быстрое фортепьянное соло в джазовом духе. После заключительной фразы («Не бойся – человека сделал человек [а не Бог]») следует вторая часть – поддерживаемый бас-гитарой фортепьянный инструментал, символизирующий, видимо, желание человека познать бесконечную вселенную.
«A Time and a Place» начинается с жесткой (по меркам ELP) ритм-секции, однако клавишные смягчают звучание. В песне выражается желание попасть туда, где люди будут понимающими, а жизнь не будет казаться пустой.
Заканчивается альбом быстрым и веселым фортепьянным рок-н-роллом «Are You Ready Eddy?», представляющим собой своеобразный кавер на известную песню «Ready Teddy» и посвященном звукоинженеру и продюсеру группы Эдди Оффорду. Хор прикольно подпевает: «Редактируй, Эдди» (Eddie edit – получается каламбур). Не стоит слишком серьезно относиться к этой вещи, как делают некоторые – ребята просто решили поприкалываться и показали, что и у серьезных прог-рокеров бывает в наличии чувство юмора. В конце слышно, как кто-то говорит: «Эй, что там у тебя – ветчина или сыр?» (вероятно, после записи решили пообедать).
Не сказал бы, что я считаю песни на второй стороне этой пластинки разочаровывающими – я, например, не имею ничего против разных рок-н-роллов, – однако следует признать, что альбом не настолько хорош, насколько этого бы хотелось. Да и лирика, честно говоря, и близко не стоит к другим шедеврам прогрессивного рока, выпущенных в то же время другими корифеями жанра. Может быть, все-таки нужно было бы потратить на запись «Таркуса» больше шести дней.
Написал: Featus
|