Tarkus, Emerson, Lake & Palmer 1971

Emerson, Lake & Palmer. 1971.
T A R K U S
Рок-энциклопедия

Tarkus - второй студийный альбом британской рок-группы Emerson, Lake & Palmer, выпущенный 14 июня 1971 года на лейбле "Manticore Records ". Продюсером этого альбома снова стал Грег Лейк. Он же обрисовал и идею альбома, которую музыканты воплотили со всей присущей им фантазией и мастерством. Таркус - фантастический киборг, наполовину броненосец, наполовину танк, изображённый на обложке альбома. На внутреннем развороте альбома содержится последовательность картинок борьбы Таркуса с другими полумеханическими созданиями, заканчивающаяся победой мантикоры. Первоначально планировалось использовать в качестве обложки картину Сальвадора Дали, но стороны не сошлись в цене и обложку нарисовал Уильям Нил. Песня «Are You Ready Eddy?» написана в честь звукорежиссёра Эдди Оффорда. Диск занял 9-е место в американском чарте Billboard 200.


АНГЛИЙСКИЙ ВЫПУСК НА ISLAND RECORDS

Emerson, Lake & Palmer, Tarkus 1971, Great Britain



Emerson, Lake & Palmer ~ 1971 ~ Tarkus

Arranged and directed by Emerson, Lake & Palmer
All lyrics written by Greg Lake.

Side one:
1. Tarkus - 20:40
Eruption (Emerson) – 2:43
Stones of Years (Emerson / Lake) – 3:43
Iconoclast (Emerson) – 1:16
Mass (Emerson / Lake) – 3:09
Manticore (Emerson) – 1:49
Battlefield (Lake) – 3:57
Aquatarkus (Emerson) – 3:54

Side two:
2. Jeremy Bender Emerson / Lake - 1:41
3. Bitches Crystal Emerson / Lake - 3:54
4. The Only Way (Hymn) Emerson / Lake - 3:50
5. Infinite Space (Conclusion) Emerson / Palmer - 3:18
6. A Time and a Place Emerson / Lake / Palmer - 3:00
7. Are You Ready Eddy? Emerson / Lake / Palmer - 2:09

Length - 38:55

Keith Emerson: keyboards
Greg Lake: bass, guitars, vocals
Carl Palmer: drums, percussion


Released: 14 June 1971
Recorded January 1971 at Advision Studios in London
Engineer – Eddy "Are You Ready" Offord
Paintings – William Neal (C.C.S. Association)
Label: Island
Produced by Greg Lake for E. G. Records


РОССИЙСКИЙ ВЫПУСК НА АНТРОП, 1993


Tarkus, Emerson, Lake & Palmer 1971, США


Не думаю, что меня сильно осудят, если я немного разочарую читающих эту рецензию: пишется она отнюдь не на альбом, а на заглавную с него композицию. Впрочем, она стоит того, чтобы написать о ней отдельно - подобных жемчужин не видывал больше свет прог-рока, и я преклоняюсь перед величием Таркуса, генальностью мелодий и переходов, монументальностью без излишнего пафоса, Эмерсоном, Лэйком и Палмером во всей их красе. "Таркус" - зверь уникальный среди своих сотоварищей - он кристально чист своим звучанием, как и все, что выходило из-под пера Трио в начале 70-х, в нем нет ничего лишнего и все, что есть - безупречно. Но одной безупречности для великой композиции все равно мало, и он не пренебрегает этой особенностью, содержа в себе моменты, от которых кто-то заплачет, кто-то захочет улететь в небеса, кто-то будет сходить с ума от удовольствия, незабываемые моменты, которые музыканты способны подарить слушателю только благодаря вмешательству Высших сил, которые человек понять не способен. Вот в чем красота Таркуса, уникального и неземного.

Двадцать с небольшим минут фантастического полета музыкальной мысли начинаются с атмосферного хора, который взрывается и странный танк вылупляется из яйца, начиная свое существование - Эмерсон использует "хаммонд" чисто и красиво, вписываясь в периодически сбивающийся и рисующий собственную картину ритм Палмера - затем орган взмывает ввысь вместе со взлетевшей птицей "муга", едва не дотягивающейся до небес...гонг останавливает полет и продолжается движение, все более сбито и скорее обещающее что-то новое впереди - "хаммонд" беснуется под пальцами Эмерсона, въезжая на "Stones of Years". Остается лишь ненадолго одинокий бас - он здесь как небесное русло для неземной реки голоса Лэйка, сводящего с ума:

Has the dawn ever seen your eyes?
Have the days made you so unwise, realize you are?
Had you talked to the winds of time?
Then you'd know how the waters rhyme, taste of wine,
How can you know where you've been
In time? You'll see the sign and realize your sin...


"Камни Лет", обтекаемые этой рекой, сладко дремлют и не ждут перемен - они спокойны и прекрасны и не размышляют, в каком моменте времени они находятся. Сладкий хор голосов вновь возвышается до небес и растворяется в тумане, из которого вновь выезжает наш герой, движимый Эмерсоном и его небыстрой, вальяжной импровизацией, разгорающейся неожиданно и становящейся даже агрессивной - пока Лэйк не смывает ее своим чистым туманом снова - но на этот раз и голос расширяется и, кажется, объемлет все пространство, пока не сметается лавиной "Иконоборца". Яростный, как цунами, каскад клавишной какофонии также похож на летнюю грозу, страшную и смывающую все на своем пути, но непродолжительную по времени, и солнце снова сияет голосом Лэйка, отдавая весь объем новой музыкальной теме с "механическим" звучанием клавиш. Ненадолго - снова "хаммонд" сплетается в странные клочки, разгораясь с маслом ударных в большой костер, из которого впервые возникает соло-гитара с хардовым звучанием - в общей картине довольно заурядное соло становится настоящей изюминкой композиции, но по законам жанра, не балует длительностью, стремительно возвращаясь к основной теме "Mass". Паук в своей сети, Таркус идет на подвиги, и начинается битва с Мантикорой - сумасшедшая часть, так присущая Эмерсону, и здесь выполненная блестяще. Рывками со сбитым маршем ударных "хаммонд" описывает историю битвы, и к ее завершению Палмер что есть силы лупит по барабанам, когда торжественный выход клавиш возвещает о великом событии и открывает нашему взору "Battlefield".

Безграничное поле рисуется и появившейся вновь соло-гитарой, и звук снова становится атмосферно-широким, из которого божественным голосом Лэйка раздается:

Clear the battlefield and let me see all the profit from our victory
You talk of freedom, starving children fall, are you deaf when you hear the season's call?
Were you there to watch the earth be scorched, did you stand beside the spectral torch?
Know the leaves of sorrow turned their face scattered on the ashes of disgrace...


Вот тогда и начинает сводить с ума не подвластная земному разуму сила - безумная красота, созданная в полотне Эмерсона и Палмера Грегом Лэйком. Чистое небо разрывается реверсивным следом от гитары, которая окончательно лишает рассудка - космос накрывает тебя с головой, и уже непонятно, где ты - под небом на восходящих потоках взлетаешь, среди крон деревьев и рассеянных лучей затерян, в морской глубине среди серебристой ленты косяка рыб или на поверхность дельфинами поднят, чтобы осознать свою ничтожность в бесконечной стихии... Голос Лэйка снова накрывает небом, а затем лишь последние капли клавиш напоминают про только что происходившее музыкальное безумие.

Тихий звук "хаммонда" предвещает марш "Акватаркуса" - нового воплощения нашего героя, бездушного и идущего по своей колее независимо ни от чего - военный марш барабанов отражает это вместе с неживым клавишным "кваканьем" - он исчезает вдаль, оставляя за собой разрушения и размышления, вечно вращавшиеся в умах людей начала семидесятых: зачем война? Но удар гонга возвещает о том, что он вернется к нам и снова покажет свою силу - вновь повторяется путь "Eruption", на этот раз оканчивающийся массивным звуковым громом, растворяющимся в безграничной атмосфере - вечной силе Эмерсона, Лэйка и Палмера.


Написал: Lightrider


НЕМЕЦКИЙ ВЫПУСК 1974 ГОДА НА MANTICORE RECORDS

Emerson, Lake & Palmer 1971, Tarkus, Manticore



АМЕРИКАНСКИЙ ВЫПУСК НА COTILLION RECORDS



Tarkus - второй альбом британской группы прогрессив-рока Emerson, Lake & Palmer, вышедший в июне 1971 на Island Records в Британии, в августе 1971 - на Cotillion в США. Tarkus принес ELP огромный успех у себя на родине - альбом стал №1 в британских чартах, и достаточно высокого успеха достиг в США - №9 в Биллборде. Tarkus дал значительный толчок дальнейшему развитию группы, а многими любителями расценивается лучшим у ELP, наряду с Brain Salad Surgery (1973).

Альбом назван по одноименной сюите "Таркус", которая заполняет всю первую сторону пластинки и длится 20:35. Это самое длинное произведение ELP до появившегося позже "Karn Evil 9" (1973). Впрочем, на концертах группа делала более длинными и другие композиции.

Tarkus - некое фантастическое существо, представляющее собой смесь животного броненосец и танка на гусеничном ходу. Его живописно изобразил на обложке альбома художник и график Уильям Нил. Художник объяснил само название 'Tarkus' производным от двух слов: Tartarus - то есть Тартар - известное место в аду, упоминаемое в 1-м Послании Апостола Петра 2:4, отличающееся вечным холодом и 'carcass' - то же что и по-русски, то есть "каркасс", а для живых существ - "скелет", "тушка". В общем, получается эдакий "Адский каркас" или "Адская тушка", что вполне соответствует сюжету произведения. Слово "Tarkus" вообще-то означает на эстонском "мудрость", но вряд ли Эмерсон, или Лэйк, или Палмер знали об этом, изобретая свое воинственное существо.

Говорят, первоначально задумывалось использовать для обложки альбома какую-то картину Сальвадора Дали, но художник, известный своими высокими ставками, заломил непосильную цену. Обошлись своим родным, кондовым и сермяжным англичанином Уильямом Нилом. На внутреннем развороте конверта Нил проиллюстрировал изобретенный ELP миф об этом Таркусе, по которому и развивается сюжет сюиты. Она разбита на семь частей, которые плавно, без пауз, переходят одна в другую и поочередно перемежаются: то инструментальная, то с вокалом и текстом.

В первой части - инструментальной пьесе "Eruption" (Извержение) - показывается, как в результате извержения вулкана откуда ни возьмись возникает яйцо, из которого и рождается полуорганическое - полумеханическое существо Таркус. Кит Эмерсон - главный изобретатель Таркуса - превосходно имитирует вулканическое извержение яркими каскадами на Хаммонде и Муге в необычном размере 10/8 (4+3+3) при "огневом" прикрытии барабанов Карла Палмера.

В последующих частях Tarkus сражается с другими полумеханическими животными, о чем свидетельствуют батальные картинки Уильяма Нила. Первым его атакует нелепое существо с хвостом крокодила, лапками кузнечика и бронированной башней, вооруженное ракетами класса "земля - земля", но Tarkus как-то легко отправляет это чучело в нокаут. Битва происходит в части под названием "Stones of Years" (Камни лет). Глубокомысленный текст этой песни никоим образом не касается кровавой битвы. За ней идет опять инструментальная вещь под названием Иконокласт - это прозвище очередного милитаристского биомутанта, представляющего собой смесь доисторического птеродактиля с современным боевым истребителем. Эмерсон опять активизирует клавишную баталию. Врагу не сдается наш гордый Таркус и поражает его, как ковбой, стреляя сразу из двух стволов. Несчастный Иконокласт умирает, истекая одновременно горючим и кровью.

Тогда против Таркуса выступает новый монстр по имени Mass, что означает, во-первых то же что и по-русски - Масса, однако носит еще и смысл Месса - т.е. церковная служба у католиков. Судя по тексту, Месса ближе по смыслу, ибо там постоянно упоминаются то священник, то паломник, то епископ, то проповедник. Но сам текст неудобоварим для понимания, это набор фраз, удобных для мелодекламации. Само существо Масс можно в принципе описать известным эпиграфом из Радищева: "Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй." Однако все эти монстры, будучи велики сами по себе, выглядят ничтожно, став на пути у могучего Таркуса. Судьба Масса повторяет судьбу других повстанцев. На конверте, кстати, картинки с Иконопластом и Массом поменялись местами - сначала Mass, потом - Iconoclast. В музыке - наоборот.

Но и на старуху бывает проруха. А на Таркуса - Мантикор. Это единственное, чисто биологическое существо, без всякой примеси железа и софта, но изрядно смешанное по своей генеалогии: туловище с головой и гривой льва, но человекообразным лицом, драконьими лапами и гигантским скорпионьим хвостом. Этот монстр и по размерам составил наконец достойного соперника непобедимому Таркусу, и сотворил с ним что-то неприличное, поскольку на последней картинке мы видим крупным планом глаз Таркуса, из которого выделяется не то пар, не то слезы. Скорее всего, Мантикор ужалил его своим скорпионьим хвостом прямо в глаз. Все это происходит в части, естественно называющейся "Manticore", которая целиком инструментальная. В честь этого существа-победителя, Emerson, Lake & Palmer назовут организованный позже свой собственный лейбл (фирму записи) - Manticore Records.

После "Manticore" идет песня "Battlefield" (Поле битвы), целиком написанная Лэйком с проникновенным антивоенным текстом. И довольно редкое для Лэйка соло на электрогитаре. На концертах Грег иногда вставлял в "Battlefield" выдержки из старой доброй песни "Epitaph" (Эпитафия) с первого альбома King Crimson, которую он написал в соавторстве с первой инкарнацией Короля Кримсона.

Последняя часть сюиты "Tarkus" - инструментальная "Aquatarkus" соответствует последней картинке на внутреннем развороте, где мы видим смиренного Таркуса, покидающим грешную землю и уходящим в водные глубины. Пришлось переквалифицироваться в Акватаркуса.

Грег Лэйк в ранних интервью говорил, что видит в Таркусе олицетворение военно-промышленного комплекса, а все тексты пьесы - о бессмысленности войн и всякой вражды. Немного позже он расширил это трактование: "Эти слова - о произошедшей революции. Вот она пришла, свершилась. Ну и что? К чему она привела? Ни к чему." На концертах группа часто исполняла "Stones of Years" и "Mass" без вокала, чисто в инструментальном виде, а Лэйк пел только свою подводящую итог "Battlefield". Хотя сам позже признавался, что "Stones of Years" - его любимая часть в Таркусе. Правда, он и сам не до конца понимает, о чем она. Но, говорит, это о "внимании, слушании, понимании". "Stones of Years" даже выходила на сорокопятке.

Вся сюита "Tarkus" давно признана класикой жанра, одной из лучших органных работ в прогрессивном роке, и непременным номером концертных программ ELP. Любопытно, что часть ее использовалась в качестве фоновой музыки в советском фильме "Бегство мистера Мак-Кинли" (1975) - ныне почти забытой фантасмагорической кинокартине Михаила Швейцера с участием Д. Баниониса, В. Высоцкого и др. Неизвестно, насколько лицензионно было ее применение, но "Tarkus" звучит там очень "в жилу".

Вторая сторона пластинки представляет собой сборку несвязанных между собой песен, хотя по звучанию и динамике они вполне согласуются с "Таркусом" - например, "A Time and a Place" или "Bitches Crystal" и "Infinite Space", где Эмерсон явил виртуозную игру на электропианино. "The Only Way" (Единственный путь) с подзаголовком "Гимн" являет собой действительно гимн. Это гимн атеизма Грега Лэйка с наивными рассуждениями, типа "Как ты можешь верить, что Бог подарил тебе дыхание? Почему же он допустил потерю шести миллионов евреев?" Гимн завершается пафосными утверждениями: "Не боись: человек сам сделал себя... Делай все по-своему. Это единственный путь." Забавно, что в подтверждение этим безбожным заявлениям, Эмерсон использовал фрагменты из музыки Иоганна Себастьяна Баха, вся музыка которого, как известно, проникнута глубоким христианским чувством.

В конце альбома оставался хвостик, который группа заполнила с юмором, скорее всего, с ходу, когда все вероятно уже устали, хотелось наконец поставить точку. А заодно развеять перебор с преобладающей на пластинке "сурьезностью". Эта песенка "Are You Ready Eddy?" - стандартный номер рокабилли с авангардистскими проездами Эмерсона на пианино и смешным текстом, обращающимся к звукоинженеру альбома - Эдди Оффорду. "Ты готов, Эдди, включить все свои шестнадцать каналов? ... Ты готов, Эдди, двигать эти фейдеры вниз?" - на фоне каламбурной подпевки: "Eddie edit, Eddie, Eddie edit" - "Редактируй Эдди, редактируй!" А в конце Карл Палмер, вероятно, пародируя манеру Эдди, произносит фразу: "They've only got 'am or cheese!" (У них там только с сыром или ветчиной!), сообщая, какие сэндвичи остались в меню буфета при студии Advision. Судя по этой песенке, неплохая у них там сложилась атмосфера для записи альбома "Tarkus" - немаловажный фактор для создания великих альбомов.


Написал: Oldies Goldies


СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ EMERSON, LAKE & PALMER

КОНЦЕРТНЫЕ АЛЬБОМЫ EMERSON, LAKE & PALMER


Классическая реклама от Emerson, Lake & Palmer

Вернуться в EMERSON, LAKE & PALMER

Вернуться в РОК-МУЗЫКУ