EMERSON. LAKE & POWELL ~ 1986
ЭМЕРСОН, ЛЕЙК и ПАУЭЛЛ
Рок-энциклопедия

Эмерсон, Лейк и Пауэлл, Emerson, Lake & Powell, 1986


Фирма «Мелодия», СССР
Выпуск 1987 г.


Статья к советскому выпуску альбома

ЭМЕРСОН, ЛЕЙК и ПАУЭЛЛ


В 1970 году состоялся дебют британской рок-группы «Эмерсон, Лейк и Палмер» (сокращенно - ЭЛП) - одного из ведущих коллективов того направления современной музыки, которое позднее будет определено как арт-рок (от слова «арт» - искусство). Хотя обращение арт-рока к опыту серьезной музыки, как к классическому наследию, так и к экспериментам XX века, было подготовлено работами «Битлз», «Мазере ов Инвеншн», «Найс», «Кинг Кримсон» (из двух последних коллективов пришли двое участников ЭЛП - Кит Эмерсон и Грег Лейк), успех ЭЛП у самой разной аудитории - от поклонников рока до профессоров консерваторий - тем не менее превзошел все ожидания.

В отличие от других существовавших в то время супергрупп (т. е. ансамблей, состоящих из уже зарекомендовавших себя музыкантов; барабанщик Карл Палмер был известен по группам «Крэйзи Уорлд ов Артур Браун» и «Атомик Рустер»), трио ЭЛП ориентировалось на инструментальную музыку, крупные формы - сюиту, концерт - и соответственно не на аккомпанирующую гитару, а на солирующие клавишные инструменты. Как это ни парадоксально, при возникновении группы предполагалось участие и гитариста: шли переговоры даже с самим Джими Хендриксом. Кит Эмерсон фактически заложил «техническую» основу сегодняшней «новой волны», впервые продемонстрировав возможность концертного применения таких электроинструментов, как синтезатор Муга. Перспективной (в том числе и для современной «видеомузыки») оказалась и театрализация эстрадных выступлений, к которой прибегали участники ЭЛП, стремясь облегчить восприятие серьезных музыкальных форм.

Но главное в том, что участникам ЭЛП, разносторонне образованным музыкантам, первым удалось обнаружить восходящую к фольклору общность простых, даже примитивных, но при этом жизнестойких интонаций «тяжелого рока» - с «неопримитивизмом» и экспрессионизмом первых десятилетий XX века: трио записало на пластинки «Варварское аллегро» Белы Бартока, «Симфониетту» Леоша Яначека, «Скифскую сюиту» Сергея Прокофьева. Нельзя не назвать и броскую (хотя и не самую глубокую) работу ЭЛП - адаптацию «Картинок с выставки» М. Мусоргского, впрочем, при- влекшую к сочинению русского композитора внимание многих рок-музыкантов (в том числе и японского мастера музыкальной электроники Исао Томита). Примечательно, что видные композиторы А. Хинастера (Аргентина), А. Копленд (США), к произведениям которых обращались Эмерсон, Лейк и Палмер, неизменно высоко оценивали их творческий подход к своим сочинениям.

Все десять долгоиграющих альбомов ЭЛП (самый яркий из них - «Операция мозга» - был выпущен в 1973 году) строились по принципу жанровой мозаики, монтажа, на первый взгляд, самых разнородных стилей - от инструментального концерта в сопровождении симфонического оркестра до французской шансон с аккордеоном, от импровизации в духе Дэйва Брубека или рэгтайма на «расстроенном» фортепиано до лирической баллады с гитарой. Разумеется, не сами участники ЭЛП изобрели составные части этой мозаики, но умение монтировать такие разноплановые детали в единое целое - также признак большого мастерства. Однако Эмерсон и его коллеги добились гораздо большего, чем умелая компиляция: они создали свое неповторимо индивидуальное звучание, легко узнаваемое по виртуозному стаккато Эмерсона на синтезаторе или балладам Лейка в сопровождении акустической гитары, слегка «подкрашенной» электроникой...

Со временем у ЭЛП обнаружились и талантливые последователи в Великобритании («Джентл Джай-ант»), в Италии («ПФМ»), в Чехословакии («Коллегиум музикум»), в ГДР («Штерн-комбо-Майссен»), и подражатели, без присущего ЭЛП вкуса и чувства меры эксплуатировавшие идею рок-аранжировки классической музыки (нидерландская группа «Иксепшн»). Поэтому к концу 70-х годов многие идеи арт-рока исчерпали себя: многие коллективы либо распались, либо - как «Йес« или «Генезис» - претерпели значительные стилистические изменения, обратившись к диско- и поп-музыке.

Но уже в первой половине 80-х годов стало очевидным, что одним только жанром танцевальной песни рок-музыка ограничиться не может. После «новой волны» молодые музыканты начинают осваивать опыт арт-рока (как, например, британский «Мэриллион», венгерский «КФТ», советский «Горизонт»). И нет ничего удивительного в том, что вновь на сцене появляются хорошо знакомые имена. В 1986 году возрождается трио «Эмерсон, Лейк и ...Пауэлл». Вместо Карла Палмера, сейчас работающего в группе «Азия» (с ней сотрудничал одно время и Лейк), в трио теперь играет Коузи Пауэлл, которого любители «тяжелого рока» хорошо знают по группам Джеффа Бека и «Рэйнбоу» Ричи Блэкмора.

Творческая программа группы «Эмерсон, Лейк и Пауэлл», несомненно, та же. «Итак, леди и джентльмены, добро пожаловать снова на наше представление, которое никогда не кончается», - этими словами завершается композиция «Счет», открывающая данную пластинку. Эти же слова были, напомним, и в названии большого концертного альбома ЭЛП 1974 года. На концертах коллектив вновь исполняет лучшие вещи из репертуара 70-х годов - антивоенную песню «Счастливчик», «Фанфары для простого человека» А. Копленда (кстати, единственную свою «сорокапятку», попавшую в 1977 году в хит-парад «ТОР 20»).

Настоящая пластинка также очень напоминает и дебют 1970 года (и тоже не имеет самостоятельного названия), и все последующие грамзаписи ЭЛП: есть на ней и типично эмерсоновский пафос («Счет», «Чудо»), и лирика Лейка («Ослепленный любовью»), и хард-роковая «Рискованная игра», и обработка симфонического произведения («Марс, войну приносящий»). Однако стилистика отдельных композиций уже не столь контрастна. В 70-е годы балладу «Ослепленный любовью» Лейк спел бы без сопровождения, а яркая характерная пьеса «Отойди» напоминала бы больше «начало века», чем новый джаз-рок в духе американской группы «Стили Дэн».

Но если раньше идейное содержание с трудом угадывалось за стилизациями «под старину» и абстрактной символикой, то новые слова Грега Лейка в расшифровке не нуждаются: «Мы ждем чуда, чтобы спасти нашу мать-Землю» («Чудо»), Музыканты изображают гротескную панораму современного западного общества, за развлечениями забывающего о грозящей всему человечеству катастрофе («Рискованная игра»), и в заключение прямо призывают: «Сложите оружие». В наивности их, однако, упрекнуть нельзя: после этого прекраснодушного лозунга следует своего рода инструментальное послесловие - обработка одной из частей программной сюиты композитора Густава Холста «Планеты» (это, кстати, еще один взаимообмен идеями между Эмерсоном и Томита, аранжировавшим всю сюиту Холста). ЭЛП в отличие от Томита делает центральной часть сюиты, которая недвусмысленно названа самим композитором «Марс, войну приносящий«. Грандиозно и вместе с тем тревожно звучат последние аккорды «Марса», но, после того как они отзвучат, в памяти вновь возникают слова: «Сложите оружие и выпрямьтесь - и мы поднимемся над грозой!».


Автор:
Д. Ухов


Опубликовано:
2.7.2019 г.


СОВЕТСКИЙ ВЫПУСК АЛЬБОМА
Фирма "Мелодия", 1987, СССР


Эмерсон, Лейк и Пауэлл, 1987, USSR

Эмерсон, Лейк и Пауэлл, 1987, СССР, фирма Мелодия

Эмерсон, Лейк и Пауэлл, 1987, советский выпуск




Emerson, Lake & Powell ~ 1986 ~ Эмерсон, Лейк и Пауэлл
Советский выпуск 1987 г.


Сторона 1:
1. Счет (The Score) - 9:10
2. Учимся Летать (Learning To Fly) - 3:52
3. Чудо (The Miracle) - 7:02

Сторона 2:
4. Рискованная Игра (Touch And Go) - 3:35
5. Ослепленный Любовью (Love Blind) - 3:08
6. Отойди (Step Aside) - 3:42
7. Сложите Оружие (Lay Down Your Guns) - 4:20
8. Марс, Войну Приносящий ~ Из сюиты "Планеты" Г. Холста (Mars, The Bringer Of War) - 7:53


Кит Эмерсон: клавишные
Гркг Лейк: вокал, гитара, бас-гитара
Коузи Пауэлл: ударные


Музыка Кита Эмерсона (1-7)
Слова Грега Лейка (1-6
Грега Лейка и Стива Гулда (7)
Обработка Кита Эмерсона, Грега Дейка и Коузи Пауэлла (8)


На английском языке (1-7)
Mabufactured under licence of POLYDOR International GmbH, Hamburg
Запись 1986 г.


Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок
Арт. 11-5. Цена 3 руб. 50 коп.
Выпуск 1987 г.


Released: 26 May 1986
Recorded at 1985–1986 in Maison Rouge, LondonFleetwood Mobile, Sussex
Length - 42:50
Label: Polydor
Produced by Tony Taverner & Greg Lake
Engineered & mixed by Tony Taverner


АМЕРИКАНСКИЙ ВЫПУСК АЛЬБОМА
Polydor, 1986, USA


Эмерсон, Лейк и Пауэлл, 1986, USA

Эмерсон, Лейк и Пауэлл, 1986, США, Polydor

Эмерсон, Лейк и Пауэлл, 1986, американский выпуск


Где и как купить и продать контент для сайта


Вернуться в ДИСКОГРАФИЮ EMERSON. LAKE & POWELL

Вернуться в EMERSON. LAKE & POWELL

Вернуться в СОВЕТСКИЙ И РОССИЙСКИЙ ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ВИНИЛ

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА