Введение
Историю России можно познать только исходя из задач изучения общей истории человечества. Общая история человечества носит название всеобщей (или всемирной) истории. Процесс становления человечества как единой цивилизации закономерно ставит нас перед вопросом о месте России в мировой цивилизации. За свою более чем тысячелетнюю историю государство российское прошло сложный путь развития, на что влияли как внутренние , так и внешние факторы. Как найти в истории России общие черты, присущие той или иной цивилизации? Эти вопросы ставились давно, и не только в России, но и вне ее. Можно выделить четыре точки зрения.
1. Россия является частью западной цивилизации. Эту позицию развивали в 30-40-х гг. ХIХ в. русские историки и литераторы К.Д. Кавелин, Н.Г.Чернышевский, Б.Н. Чичерин и др., получившие название «западников». Они считали, что Россия по своей культуре, экономическим связям, христианской религии лежит ближе к Западу, чем к Востоку, и должна стремиться к сближению с Западом. Период Петровских преобразований сделал значительный шаг в этом направлении.
2. Россия является частью восточной цивилизации. На этой точке зрения стоят многие современные западные историки. Так, американские историки Д. Тредголд и Р. Пайпс, определяя принадлежность России к восточной цивилизации, отмечают следующие общие черты: для восточного общества характерен политический монизм - сосредоточенность власти в одном центре; социальный монизм, означающий, что права и собственность разных общественных групп определяются центральной властью; слабо выраженный принцип собственности, которая всегда условна и не гарантирована властью; произвол, суть которого в том, что властвует человек, а не закон. Именно такая модель общества, считает Тредголд, возникла и укрепилась в процессе становления Московского государства в ХV - XVII вв. С реформ Петра I Россия начала сдвиг к западной модели. И только к 1917 г. ей удалось вплотную подойти к рубежу, разделяющему западную и восточную модели, но Октябрьская революция вновь отдалила Россию от Запада.
3. Россия является носителем самобытной славянской цивилизации. Историки и ученые этого направления, названные «славянофилами», такие как И. Киреевский, А.С.Хомяков, К. Аксаков, Ю. Самарин, в 40-е гг. XIX в., когда Россия стояла на пороге реформ, отстаивали самобытность, «славянский характер» русского народа. Славянофилы считали особенностями русской истории православие, общинный быт, коллективистский характер труда. В результате великого переселения народов в начале новой эры восточные славяне оказались на девственной, нетронутой земле в отличие от их сородичей по арийской ветви - франков и германцев, расселившихся в бывших провинциях Римской империи и положивших начало истории Западной Европы. Таким образом, русское государство развивается из самого себя. Этими первичными условиями жизни русских славян, по словам В.О. Ключевского, определялась и сравнительная медленность их развития и сравнительная простота их общественного состава, а равно и значительная своеобразность и этого развития и этого состава.
4. Россия является примером особой евроазиатской цивилизации. Сторонники этой теории, имевшей хождение в 50-х гг. ХХ века, опирались на географической положение России, многонациональный ее характер и многие общие черты как восточной, так и западной цивилизации, проявляющиеся в российском обществе.
Литература по истории России чрезвычайно многообразна. Она включает в себя:
1) Исторические памятники, такие как «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет», «Задонщина»;
2) Документы и материалы, сосредоточенные в сборниках документов, хрестоматиях;
3) Воспоминания политических деятелей и свидетельства очевидцев событий, такие как сочинения Екатерины II, дневники Николая II, воспоминания декабристов и др.;
4) Научные труды русских и советских историков. В их числе: М. Карамзин. История государства Российского; В. Ключевский. Курс русской истории; С. Соловьев. История России с древнейших времен; Н. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей; современных ученых: Б. Грекова, Б. Рыбакова, М. Нечкиной и др.;
5) Литературные произведения таких выдающихся писателей как Н.Лажечников, К. Валишевский, Г. Данилевский, В. Ян , Л.Н. Толстой, А.Н. Толстой, М.Шолохов и др.
Современные документы и материалы, статьи и книги, мемуары и исследования завтра станут важнейшими историческими источниками, способными помочь в осмыслении современного периода.
ДРЕВНИЕ ВЕКА
Откуда взялись русские?
Генетику не обманешь, а все остальные версии – ерунда
Были ли скифы предками славян?
Походы Святослава
Трипольская культура. Новые находки
Занимательные исторические факты о Древней Руси
Откуда пожаловал Рюрик?
ДНК-анализ показал, кем на самом деле был Рюрик
Кем были варяги
Язычество и христианство древней Руси
Крещение Руси. Великий князь Владимир
Загадки крещения Руси
Нашествие монголо-татар и его последствие
Так называемого татаро-монгольского ига не было
XV ВЕК
Грюнвальдская битва
XVI ВЕК
Как город Псков присоединяли к Государству Российскому
На родине св. Ольги
Царь Иван Грозный и начало Российской Империи
Угличская драма
XVII ВЕК
Война Ивана Болотникова
Протопоп Аввакум
Царь Алексей с соколом
XVIII ВЕК
Петр I - человек, создавший Россию
Екатерина Великая на Днепре
Московская чума 1770-1771 года
XIX ВЕК
Почему не пошла перестройка у Александра I
Либеральные реформы Александра II-го
Две смерти императора Александра Первого
Колониальные потуги империи
Форт-Росс – русская крепость в Калифорнии
Русский след в гавайской истории
Англия против России. Борьба за Персию
Оборона Петропавловска-Камчатского. 1854 г.
Оборона Камчатки. 1904 г.
XX ВЕК
Небылицы о Григории Распутине
Российская империя – родина полярной авиации
ОБЩИЕ МАТЕРИАЛЫ
Масленица на Руси
Зачем русскому борода?
Язык гербов
История пива на Руси
Этюды о масонстве (в России)
|