Масленица на Руси
Масленица (масляница) – народно-языческий праздник, то есть некий праздничный цикл – неделя, - который сохранился на Руси ещё с дохристианских времён. В народе и до сих пор существуют особые названия каждого дня масляной недели. Эти названия интересны именно потому, что в них проглядывает исключительная народная наблюдательность, и отчасти – юмор, который был свойственен нашему народу во все периоды его истории. Ещё сто лет назад этому празднику придавалось такое исключительное значение, что во многих сельских областях сохранились древние традиции, сопровождавшие его проведение. В этой статье мы и расскажем вам о некоторых, дошедших из глубины веков до наших дней.
Понедельник масляной недели называют «Встречей». Во «Встречу» во всех домах начинают печь блины и по возможности, не занимаются больше никакой другой работой. Вторник – «Заигрыши», среда – это «Лакомка» (именно в этот день все лакомятся тем, чем Бог послал), четверг – «Перелом» (масляная неделя переломилась, то есть наступила вторая её половина) и «Разгул» (все гуляют и пьют), пятница – «Тёщин день», «Тёщины вечерки» (люди женатые пируют у тёщ), суббота – это «Золовкины посиделки», а воскресенье – «Проводы», «Прощанье», «Прощальный день», Прощенный день», «Целовальник», «Целовник». Все названия воскресенья, за исключением «Проводов», указывают на обычай, и теперь ещё сохранившийся в некоторых самых отдалённых деревнях и сёлах, просить прощения за обиды.
В некоторых местах Руси в деревнях дети встречали первый день масленицы таким образом. Они с утра все выходили на улицу, строили снежные горы и при этом скороговоркой приговаривали: «Звал-позывал наш чистый семик широку белу масленицу в гости к себе во двор. Душа моя масленица, ты широкая боярыня, перепелиные твои косточки, блинное тельце, да сахарны твои уста, ты приезжай в гости ко мне на широкий двор да на горах покататься, да в блинах поваляться, да сердцем потешиться, мне на веселье и радость-утеху!»
В некоторых местах, по некоторым данным многих этнографов, приготовление первой опары для блинов и сейчас содержится в величайшей тайне ото всех, как от домашних, так и от соседей и знакомых. Опару иногда даже приготавливают с особыми обрядами; так, иные старухи готовят её не на молоке или воде, а на снегу, и при этом приговаривают: «месяц, ты месяц, ясный месяц, и золотые твои рожки, выгляни в оконце, посмотри на опару, на мою опару на блинную, что на блинную, да на масляничную!». Эти хозяйки-старухи до сих пор верят, что от этого приговора блины будут печься белыми и рыхлыми.
На Украине до революции существовал древний обычай – привязывание колодки всем девушкам, холостым парням, вдовцам и вдовам, не успевшим «окрутиться», то есть жениться или выйти замуж в мясоед. Этот обычай, без сомнения, является остатком самой глубокой старины, и скорее всего начало его теряется в том отдалённом времени, когда славяне ещё были язычниками. Община, соблюдая интересы общества, требовала, чтобы все люди пребывали в женатом состоянии, а если кто-нибудь остался к известному времени или сроку, например предшествовавшему началу полевых работ, не женатым, - тот должен был поставить общине нечто вроде штрафа. Это был, так сказать, налог на холостых и незамужних. По прошествии времени этот дореволюционных обычай на местах утратил свой социальный и экономический смысл, и стал пустым увеселительным обрядом.
Как только наступала масляная неделя, замужние бабы собирались толпой и шли по деревне с колодкой, украшенной цветной лентой и, встречая на улице или заходя в хаты неженатых и незамужних, убеждали их позволить привязать к ноге колодку. Те откупались водкой или деньгами. Всё это сопровождалось шутками, весёлым смехом, что вносило развлечение в однообразную и скучную жизнь тогдашнего украинского села. Если кто не откупится, и колодка будет привязана к ноге, тот человек не имел права снять её самовольно.
В Пинежском уезде Архангельской губернии очень долго существовал обычай катания с гор. Катались в самых лучших своих нарядах, каждому «новобранцу», то есть поженившемуся в период времени с последней пасхи до настоящей масленицы, вменялось в обязанность скатить с горки свою молодуху. У горки собиралась толпа зрителей. На горку взбирались «молодые», а молодухи стояли у горы. Зрители начинают кричать» «Молодуха (такого-то) вы ходь на горку!». Она, услыхав приглашение, выходит из толпы, кланяется в пояс на четыре стороны и затем, взошедши на гору, вновь отвешивает три низких поклона. Супруг её в это время уже сидит в санях (обычно это были дровни, на которых возили воду, сено, дрова, но только без оглобель); она садится к нему на колени и целует его несколько раз. Зрители иногда были недовольны малым количеством поцелуев и говорили, держа сани и не спуская их с горы: «Подмажь, подмажь ещё, ещё разик, ходче сани пойдут!», и заставляли целоваться до десяти раз. Когда сани скатывались с горы, молодая ещё раз целовала мужа, как бы благодаря его за доставленное ей удовольствие, и затем они оба – муж и жена – кланялись зрителям.
Во многих городах и даже больших сёлах устраивались на масляной неделе езда на лошадях в «круговую», то есть по известным улицам и в заранее известном направлении. В воскресенье (целовник, прощенный день) все, и стар, и млад, шли в церковь, и после обедни расходились по могилам умерших родственников и знакомых. У могил они делали земные поклоны, и тем самым просили прощения у умерших. Иногда на могилах служили панихиды и ели холодные блины.
Вечером, перед тем, как спать ложиться в воскресенье, обыкновенно просили прощения у своих домашних. Конечно, сначала молодые подходили к старшим, отвешивали перед каждым земные поклоны со словами: «Прости меня грешного!», или «Прости меня грешную!». Те в свою очередь кланялись этим (очень старые люди кланялись только в пояс) и затем целовались в знак прощения.
В Калужской губернии очень долго сохранялся небезынтересный обряд похорон масленицы. В воскресенье после обеда собирались девки и бабы и делали из соломы большую куклу с руками. На эту куклу надевали белую рубашку, сарафан, и на голову повязывали платок. Одна баба надевала на себя рогожу вместо ризы (так она изображала попа или священника) и в руки брала навязанный на верёвке веник. Затем двое из участников в обряде похорон масленицы брали куклу под руки, выносили её на площадь и в сопровождении многочисленной толпы, под предводительством этого новоявленного «попа», пускались в весёлый путь с одного конца села в другой. При этом звучали шутки, смех и пелись различные песни. Когда процессия двигалась обратно, то масленицу непременно сажали на палки, служившие вместо носилок и непременно закрывали её пелёнкой. Когда процессия доходила до другого конца деревни, она останавливалась, куклу раздевали и затем разрывали и разбрасывали остатки кругом, а иногда и сжигали её в поле.
|
|
|