История пива на Руси
На Руси пиво как таковое было известно издревле, и упоминания о нём встречаются повсеместно начиная чуть ли не с основания города Киева, хотя само слово «пиво» тогда означало не конкретно пиво, каким оно существовало тогда, а любой напиток вообще. Конкретные упоминания именно о пиве дошли до нас только на старинных берестяных грамотах X-XI веков, найденных недавно в Новгороде. Но в те древние времена пиво не было так популярно как сейчас. Оно служило, в свою очередь, сырьём для гораздо более крепких напитков, таких как «перевары» - эти «перевары» отваривались из пива и мёда и конечный продукт входил в перечень продуктов, которыми на Руси, помимо солода и хмеля, платили дань и всяческие оброки, например за пользование землей. В одном из самых известных документов тех лет, являвшемся универсальным сборником древнерусского права – «Русской правде», помимо прочего рассказывается, что, например, сборщику податей полагалось в день из казны ведро солода, наверное, у этого представителя тогдашней налоговой инспекции работа была такая же нервная, как и сегодня у современных работников этого ведомства.
В Древнерусском государстве хлеб и пиво, судя по источникам, составляли практически основной и главный набор продуктов питания. Кроме того, пиво стало самым настоящим ритуальным напитком, и многие исследователи-историки считают, что, скорее всего потому, что центром всего древнерусского пивоварения являлись тогда именно монастыри. Но постепенно монополия на пивоварение стала переходить в руки государства, и одним из первых шагов к этому стал запрет первого русского царя Ивана Третьего на производство пива кем бы то ни было, за исключением специально привлечённых к этому занятию людей. Примерно в те же времена, или чуть раньше, пиво было разрешено продавать в кабаках, а спустя сто с лишним лет, когда монополия полностью перешла в царские руки, Борис Годунов издал ряд новых ограничений, основным из которых был запрет на продажу его молодёжи.
В общем, «пивные» деньги с самого начала царской монополии стали приносить казне такой большой доход, что появились опасения насчёт неизбежной иностранной конкуренции. В связи с этим государственные мужи стали идти на самые разные уловки, чтобы не допустить конкуренции монополии в любом виде. Например, самый первый царь из династии Романовых – Михаил Фёдорович – издал указ, запрещающий покупать хмель для пивоварения за рубежом, в частности в Прибалтике, обосновывая этот запрет тем, что якобы в Литве издревле существует клан ведунов, «наговаривающих на хмель» с тем, чтобы наслать через пиво на Русь мор. Первый Романов не был дураком, распространяя подобные слухи, и таким образом он просто-напросто ограничил импорт зарубежного сырья, заставив русских производителей расширить производство отечественного хмеля. А вот сын его, Алексей Михайлович, он же отец будущего царя Петра Великого, ограничил частное пивоварение внутри страны, разрешив крестьянам варить пиво только лишь для домашнего пользования, и то всего несколько раз в год – на Рождество, на Масленицу, на Дмитриевскую субботу и на Пасху.
Следующий царь, Пётр I, ещё более укрепил государственную монополию на производство пива, но при этом он решил всячески улучшать ассортимент, для чего им были приглашены в Россию лучшие пивовары Европы. Тогда-то и было сделано открытие, что пиво является прекрасным лекарством от цинги. Именно в эту эпоху отечественное пивоварение превратилось в самую настоящую науку, развивающуюся по лучшим европейским стандартам. Качество пива улучшилось настолько, что ещё почти через столетие очередной российских монарх Александр Первый разрешил продавать его на вынос. Именно от этого события и ведёт свой отсчёт современная история русского пива.
Источник: журнал "НАУКА И ЖИЗНЬ", 1979 г.
Автор: Кокряцкий П. Ф.
Опубликовано: 30.9.2007 г.
|
|
|