Речь будет идти о Яне Нагурском, поляке по происхождению, который в 1914 году, являясь российским морским офицером, первым в мире совершил ряд полярных полетов над Новой Землей
Историю полярной авиации хорошо знают только немногие специалисты и любители, а для обычных людей это все не очень-то и интересно. Однако большинство россиян гордятся рекордами своей страны в разные времена, и особенно в технологической сфере. Так, никто не станет спорить о том, что первый самолёт классического типа был изобретен именно в России, и хотя он практически не мог летать, но все же пытался, и даже пролетел какое-то расстояние, и случилось это почти за 20 лет до первых полетов братьев Райт. Также многие прекрасно знают, что именно Россия (или СССР, что, в принципе, одно и то же) – родина атомного судостроения, также именно у нас построили самую большую боевую субмарину, а также самый большой в мире по грузоподъемности самолет. В России же впервые в мире поднялся целый флот многомоторных стратегических бомбардировщиков («Илья Муромец»), первые в мире космические корабли тоже появились и начали успешные полеты именно в России. Много чего именно в России появилось и началось использоваться впервые в мире, однако никто почему-то не вспоминает, что и полярная авиация зародилась и начала совершать первые практические действия тоже именно в России.
В то время, когда в других странах, в том числе и технически развитых, даже никто не мыслил о покорении Арктики и Антарктики на самолетах, а не на уже устаревших к тому времени воздушных шарах или дирижаблях, в России эта мысль начала воплощаться в действительность. 21 августа 1914 года, через три недели после вступления Российской империи в Первую мировую войну, был совершен первый полет российского самолета с российским летчиком на борту и произведена первая в истории Арктики разведка в сложных метеорологических условиях, при этом полет длился более 4-х часов. Впоследствии было совершено еще несколько полетов вдоль берегов Новой Земли, при этом с воздуха было обследовано более 1000 километров побережья и собрано множество уникальных данных, которые не имел тогда никто в мире. К слову сказать, первые полеты европейских полярников в арктических условиях начались только почти 10 лет спустя, так что этот рекорд Россия удержала надолго. Кстати, впоследствии она его и не потеряла, так как одновременно с зарубежной полярной авиацией она начала самую настоящую экспансию к Северному полюсу, апогеем которой можно считать 1937 год, когда экипаж Чкалова совершил беспосадочный перелет через полюс в США.
Но вернемся в 1914-й год. Что же это была за экспедиция, и кто же был этим пилотом?
Экспедиция, которая отправилась в том году к берегам Новой Земли, состояла из 4-х кораблей и была организована царским правительством для поисков сразу трех пропавших морских полярных экспедиций – Седова, Брусилова и Русанова. В советское время было модно рассуждать о том, что царям было наплевать на пропавших русских полярников, и это было сплошной ложью, так как специально для поисков экспедиций, даже в условиях войны «неблагодарное» царское правительство снарядило целых 4 корабля, специально подготовленных к полярным плаваниям, и которыми командовали опытные капитаны. Два корабля были куплены, два – арендованы за большие деньги. Также был куплен и новейший самолет, который переоборудовался в качестве гидроплана, это был французский «Фарман», хотя первоначально предполагалось задействовать летающую лодку Григоровича М-5. Но отечественный самолет, который позже стал одним из самых используемых в морской авиации, в тот момент еще не был доведен «до ума», потому был выбран уже проявивший себя на практике «Фарман».
Ну, теперь поясним личность пилота, который стал первым в мире летчиком полярной авиации. Это Ян Иосифович Нагурский, поляк по происхождению, но российский офицер, морской инженер и воздухоплаватель, состоявший на службе Главного Гидрографического управления Российской империи. Именно ему начальник управления поручил подготовку к воздушной части экспедиции, хотя молодой 26-летний авиатор не имел опыта полярных полетов. При подготовке Нагурский связался с Амундсеном, который за два года до этого покорил Южный полюс и слыл одним из самых опытных полярников в мире. В начале 1914 года офицер отправился во Францию, где присутствовал при строительстве и оборудовании своего будущего самолета. Прошло несколько месяцев, и вооруженный полученными от Амундсена знаниями и новеньким «Фарманом», Нагурский отправился в Норвегию, откуда на корабле прибыл в морскую базу на Кольском полуострове (ныне г. Полярный). Самолет в разобранном виде был перегружен на пароход «Печора», и экспедиция отправилась к Новой Земле.
Евгений Кузнецов и Ян Нагурский в кабине своего "Фармана" перед полетом
18 августа самолет был выгружен на берег, и экипаж парохода приступил к его сборке. Погода стояла летняя, относительно теплая, днем стояла хоть и небольшая, но плюсовая температура, и потому «Фарман» собрали всего за 2 дня. Предполагалось провести целую серию испытательных полетов, однако после первого же вылета Нагурский приказал загрузить самолет снаряжением и продовольствием, взял с собой опытного авиационного механика (техника по старой терминологии) Евгения Кузнецова и улетел на первую полноценную разведку. Кстати, Евгения Владимировича Кузнецова вместе с Нагурским также можно считать героем этой истории, и хотя в тот момент он был всего лишь в звании матроса, во время Первой мировой он стал боевым морским летчиком, был отмечен многими наградами (полный Георгиевский кавалер) и погиб, к сожалению, в 1920-м году при испытании самолета в Петергофе на службе в Красном воздушном флоте.
Самолет выгрузили в разобранном состоянии и собрали за два дня
Итак, 21 августа 1914 года поплавковый «Фарман» отправился в первый разведывательный полет, который длился, как писалось выше, более 4-х часов. Было преодолено 450 километров, самолет вел себя в воздухе прекрасно, и к вечеру авиаторы вернулись на базу. Полеты продолжались до 12 сентября, во время одного из них самолет почти долетел до Земли Франца-Иосифа, но вскоре было решено экспедицию сворачивать, тем более что шла война, и корабли и летчики нужны были в других местах. Воздушная разведка была проведена очень тщательно, и был даже обнаружен каменный знак, оставленный на берегу экспедицией Седова, но других следов не отыскалось. Самолет был разобран, погружен на корабль, и на этом экспедиция закончилась.
Самолет Нагурского готов к полетам
Однако, несмотря на такие результаты в поисках пропавших полярников, благодаря полетам Нагурского была получена очень ценная информация, которая впоследствии очень помогла его последователям, в частности – летчику Чухновскому, который считается первым уже советским полярным авиатором, выполнившим в 1924-м году целый ряд очень значительных задач над северными морями. Во-первых, были уточнены и исправлены карты западного побережья Новой Земли, так как авиаторы облетели его все на протяжении 1060 км. Во-вторых, были определены очень многие нюансы полетов в полярных широтах, в очень сложных климатических условиях полярного моря. В-третьих, были выделены широким списком основные требования к полярным самолетам и пилотам, которым приходится действовать в необычных для летательных аппаратов условиях. В общем, полеты Нагурского оказались настолько полезны, что по возвращении из экспедиции он был награжден орденами «Святого Станислава» и «Св. Анны 3-й степени», причем последний был пожалован самим императором Николаем II-м. Кузнецова же приняли в школу пилотов морской авиации, и впоследствии он стал одним из самых известных воздушных асов Балтики.
Дальнейшая судьба Яна Нагурского не очень интересна, хотя и не обошлось без приключений. Пилот освоил доведенную до ума летающую лодку Григоровича и сделал первую в мире «мертвую петлю» на этом типе самолетов. После Февральской революции его самолет, выполнявший разведывательный полет, был сбит над морем, но пилоту повезло – его обнаружили с русской субмарины буквально через несколько часов после падения и доставили на базу. После Октябрьской революции Нагурский несколько месяцев служил в Красном воздушном флоте, но как только Польша стала независимым государством, он переехал в Варшаву и подал заявление на службу в польскую авиацию. Почему его не взяли, хотя опытные пилоты полякам тогда очень требовались – доподлинно неизвестно, ходили слухи, что из-за того, что он, хоть и недолго, но служил большевикам. В общем, с тех пор летная карьера первого в мире полярного летчика закончилась, и вплоть до 1976 года (когда отважный полярник умер в возрасте 88 лет) он работал на разных должностях в разных областях, далеких от авиации. Ходили слухи, что Нагрурского звал к себе работать иммигрировавший в США Сикорский, что к нему в Польшу приезжал сам Ричард Бэрд, планировавший тогда полет к Северному полюсу, но вся эта информация нуждается в проверке.
Нагурский пережил гитлеровскую оккупацию, неплохо жил при коммунистах, и никто о его героическом прошлом не знал, пока в 1955-м году на одной из лекций в Варшаве, посвященной полярным исследователям, и на которой он присутствовал, не было упомянуто его имя в качестве погибшего в 1917-м году в воздушном бою. В принципе, ничего удивительного в такой ошибке не было – после революции многие документы просто утерялись, а сам Нагурский о себе никому ничего не рассказывал. Однако после такого «воскресения» у него началась буквально новая жизнь – он был срочно приглашен в Москву, где встречался практически со всеми известными советскими полярниками, а также с вдовой капитана Седова, которого он искал у берегов Новой Земли за 40 лет до этого. Затем первый полярный пилот совершил большое путешествие по СССР и написал две книги о своих полярных и военных приключениях («Первый над Арктикой», 1958 г. и «Над пылающей Балтикой», 1960 г.), которые очень сильно изменили его материальную жизнь к лучшему. Кроме того, ему был вручен второй по значимости орден страны – «Орден Возрождения Польши», который когда-то был введен маршалом Пилсудским, вручался за высочайшие гражданские заслуги, причем не только польским иммигрантам после Второй Мировой войны, но и коммунистическим правительством.
В заключение следует сказать, что в СССР именем Нагурского было названо множество объектов (станций, аэродромов, баз и пр.), имевших отношение к полярным исследованиям. Некоторые из них функционируют и сегодня.
P. S. Также нужно напомнить, что после Яна Иосифовича Нагурского над полярными морями и землями на самолетах не летал вообще никто почти 10 лет. Это тоже можно засчитать ему как рекорд, своеобразный, конечно, но тем не менее!
Автор:
Микола Питерский
Опубликовано:
5.10.2020 г.
|