Журнал "ПРИРОДА и ЛЮДИ", № 6, 1910 г.
ЯЗЫКЪ ГЕРБОВЪ
Наши памятные и городские гербы
Очерк барона П. П. фонъ-Винклера
Стр. 93
С незапамятных времён на оружии, знамёнах, перстнях и проч. помещались символические знаки или изображения, менявшиеся по желанию владельца их и, стало быть, не подчинявшиеся никаким правилам.
В средние века безпрестанныя войны и усобицы заставляли высоко ценить лиц, выдающихся своею храбростью, и лица эти, подобно героям древности, стали помещать на своей одежде и вооружении символическия изображения, обыкновенно в память своих деяний, служившия, отчасти, и для отличия их носителей, так как иначе закованных в железные доспехи рыцарей трудно было и узнать. Это стало особенно необходимо, когда крестовые походы двинули на Восток, для освобождения Гроба Господня, рыцарство всей Европы. По возвращения из похода, знаки на вооружении рыцаря, виденные сподвижниками-крестоносцами, являлись как бы свидетелями подвигов носителя их, а потому стали свято сохраняться не только самим рыцарем, но и переходить по наследству преемникам его титулов, - и таким образом изображения сделались постоянными.
Губернский и уездные гербы Киевской губ. с грамоты 1792 г.
Вслед затем явилась настоятельная необходимость установить особыя правила пользования и употребления подобных знаков, вызывавших всеобщее уважение, – последовало запрещение носить их лицам, не имеющим на то право, особенно, когда с Х-го века возникли рыцарские бои (турниры).
Составление правил возлагалось обыкновенно на лиц, известных своей храбростью и называвшихся в Германии, где впервые, после Палестины, появились турниры, Heer-alt (ветераны). Поэтому и выработанныя ими правила послужили основанием науки, названной Геральдикой - Heraldik.
В то же самое время, передаваясь по наследству и превратившись, стало быть, а родовые знаки, символическия изображения получили названия «герба», - слово, заимствованное у нас с польскаго «herb», встречающагося во многих славянских (herb, erb, irb) и германских наречиях в значении наследника или наследства. Таким образом создались родовые гербы.
Гербом, следовательно, называется символическое изображение, составленное на основании известных правил и утвержденное надлежащей властью.
Герб стал изображением не только на оружии и т. п. предметах владельца, но и на печати, прикладываемой к документам. А это, в свою очередь, привело к тому, что личныя гербовыя печати владельца постепенно превратились в печати самого владения; герб владельца часто был в то же время и гербом принадлежащих ему земель.
Таким образом создались гербы земельные и местные.
В случае возникновения новых городов или государств, специально для них создавались и особые гербы, куда вносились символическия изображения, указывающие местныя отличия, историческия события и т. п. Но при этом не только самыя изображения на гербе, но и самая раскраска их, даже порядок расположения – всё подчинялось известным, строго определенным и установленным правилам, чтобы каждый, знающий геральдику, мог прочитать герб, т. е. узнать его смысл, значение и происхождение.
Что касается наших, русских гербов, в частности - земельных, то, в большинстве случаев, они составлялись не на основании геральдических правил, а часто, как увидим, гербовые знаки выбирались и размещались по красоте, симметрии и т. д.; самый выбор изображений зависел от случайных причин. Только старые города, бывшие некогда немецкими владениями, каковы, напр., Рига, имеют правильные, с точки зрения геральдики, гербы. Из чисто же русских городов и областей к ним, отчасти, примыкают только бывшия удельныя владения; гербы их образовались из областных или городских печатей, которым приданы были впоследствии геральдическия формы, или «аттрибуты».
Рис. 1. Новгородская печать 1426 года, и рис. 2. Новгородская печать XIV века
Гербы же остальных русских областей составлялись герольдией или отдельными лицами обыкновенно случайно, и в них, за основание помещаемых здесь изображений принимались историческое значение города, выдающияся события, происшедшия в нем, географическое положение, промышленность, а иногда и просто совпадение названия города с именами святых, названиями животных, птиц и т. п., - словом, соединялись случайные признаки, иногда не имеющие серьёзнаго значения и уже совсем недопустимые с геральдической точки зрения.
Областныя печати, служившия основанием городских гербов, были, как уже упомянуто выше, первоначально личными печатями удельных владетелей и с переходом области от одного князя к другому менялись. Лишь с течением времени эти печати становятся неизменными, напр., в гербах Киева, Москвы, Литвы и друг. У тех же городов или областей, где личность князя не имела такого значения, напр., в вечевых городах – Великом Новгороде и Пскове, постоянная печать образовалась ранее, нежели у других. Кроме того печати этих городов, имевших постоянное сношение с западом, отличаются большею геральдической правильностью и совершенством.
Действительно, древнейшия Новгородские печати (1426 и 1461 г.) показывают несомненное знакомство с геральдикой. На первой из них изображено геральдическое животное с лошадиной головой, а заднею частью туловища и ногами – львиными, и веревкою на шее в виде узды; на оборотной стороне надпись: «печать Новогородская» (рис 1-ый). Позднейшая печать этого города заключает уже в себе аттрибуты, показывающие значение веча и архиепископа: вечевыя ступени, или «степени», на которыя положен епископский жезл – эмблема нераздельной светской и духовной власти. Вокруг надпись: «печать Господина Великаго Новогорода» (рис. 2).
Гербы и печати Смоленска:
Рис. 3. Печать княжества Смоленскаго XVII века
Рис. 4. Герб Смоленскаго княжества
Рис. 7. Герб Смоленской губернии. Утвержден в 1856 г.
Любопытна печать Смоленская (рис 3). Нужно заметить, что город Смоленск, как пограничный между Польшей и Москвой, неоднократно переходил из рук в руки, то русских, то поляков, при чем каждый раз менялся и герб – польский на русский или - наоборот – русский на польский.
Польским гербом Смоленска был «Радван», русский же – пушка, на которой сидит безногая райская птица («гамаюн»). Смысл русскаго герба был тот, что русская пушка отстрелила у Польши (райской птицы) ноги, взяв город (крепость) Смоленск.
Примечание редакции. Это значение герба прекрасно осознавали русские, постоянно возстановляя древнее расположение фигур, как, напр., видно на серебряной тарелке царя Алексея Михайловича (рис. 4). Самой собою разумеется, отлично знали это и поляки, и потому, как только город переходил к ним в руки, они уничтожали русский герб.
Но вот, в 1856 г. смоленский герб исправили, из желания сделать его покрасивей: птичку посадили на ноги, распушили ей хвост, да ещё и самую пушку повернули в обратную сторону («к Польше», рис. 7). Какое толкование выходит из такого «исправленнаго» герба, ясно: крепость обращена к Польше; райская птичка торжествует…
Вряд ли «исправители» герба предвидели такое толкование…
И таких «исправлений» не мало в русской геральдике. - Ред.
Между тем многие и русские гербы городов имеют за собою историческую давность, напр., Киевский герб. Главную эмблему этого герба, – изображение Св. Архистратига Михаила – мы встречаем ещё в XIII веке на печатях Великих князей (загл. рис). Точно также и герб Московский был первоначально личным В. Кн. Московскаго и сохранился в полной неприкосновенности до нашего времени (рис. 5).
Рис. 5. Лицевая сторона золотой буллы Царя Василия Иоанновича 1514 года
Рис. 6. Печать в. к. Михаила Ярославовича с грамоты 1295 г.
Позднейшие наши «старые» гербы составлены частью в XVII столетии, частью – в начале ХVIII столетия. В этих гербах появилось уже стремление придать им геральдический смысл, указывая при том на значение города, его особенности и т. п. Так, напр., значение Брянска, как тогдашней крепости, показано так (рис. 8): в красном поле золотая мортира с положенными по сторонам пирамидами бомб.
Подобным же образом, более или менее правильно были составлены и некоторые «новые» гербы в 1727-1729 г., напр., герб Кронштадта (рис. 9): в первой части щита, в голубом поле, серебряная башня с маяком, а во второй в красном поле, на острове, чёрный котел, кругом вода.
Зато последующие гербы, особенно Екатерининскаго времени, не только поражают наивностью, не говоря уже о геральдической неправильности, но и являются прямо курьёзными.
Напр., герб г. Луги (рис. 10), утвержденный в 1779 году, составлен так: в 1-ой части щита, в голубом поле, часть герба Костромского наместничества (к которому тогда принадлежал этот город): корма галеры с тремя фонарями и опущенными лестницами. Во второй части щита, в червленом поле, золотая лестница, означающая, что «сему городу, учреждением Наместничества, даны средства для восхождения на верх своего благосостояния».
Правда, через два года при переходе Луги в Псковское наместничество, лестницу из герба убрали, но «исправленный» герб оказался ещё курьёзнее: «в верхней части щита герб Псковский, в нижней - в золотом поле, пущенная в кадь рыба лосось, «которая в реке Луге, омывающей сего города стены, изобильно ловится», как сказано в описании герба.
Не менее любопытен и герб города Нолинска (Вятскаго наместничества), составленный в это же время (рис. 12): в верхней части щита герб Вятский, в нижней в голубом поле - летящий лебедь. В приложенном к гербу подробном описании даётся изображению этой птицы такое любопытное объяснение: «которыя птицы, не останавливаясь в окрестностях сего, мимо пролетают»!
|