Оборона Петропавловска-Камчатского в 1854 году
Оборона Петропавловского порта от нападения англо-французской эскадры в 1854 году - одна из самых ярких страниц истории города. В середине прошлого века основные противоречия между Россией, укреплявшей свои южные границы, и противостоявшей ей Великобританией с союзниками возникли на Балканах и Ближнем Востоке. Они послужили причиной Крымской войны. В планах Англии и Франции определенное место занимали дальневосточные окраины России, в первую очередь Петропавловский порт - ее главная военно-морская база на Тихом океане. Англия и Франция намеревались отобрать у России Аляску и богатые промыслами Алеутские и Командорские острова, побережье Берингова и Охотского морей, проникнуть на Камчатку, Сахалин.
С этой целью одна из объединенных англо-французских эскадр под командованием контр-адмирала Прайса крейсировала в Тихом океане, ожидая начала войны. С ее объявлением летом 1854 года шесть военных кораблей: фрегаты "Президент", "Пайке", "Форт", "Евридика", бриг "Облигадо" и пароход "Вираго" двинулись к Петропавловскому порту.
Зная о возможном нападении на город, губернатор В. С. Завойко принимал меры к организации обороны. Но гарнизон располагал малыми силами и слабым вооружением.
19 июня подошла неожиданная подмога: в гавани бросил якорь фрегат "Аврора" под командованием И. Н. Изыльметьева, случайно избежавший пленения англо-французской эскадрой. На следующий день подошел корвет "Оливуца", и, наконец, 24 июля на военном транспорте "Двина" прибыли 350 солдат из устья Амура.
В. С. Завойко обратился с воззванием к жителям города, окрестных сел и поселений, в котором говорилось: "Петропавловский порт должен быть всегда готов встретить неприятеля. Я пребываю в твердой решимости, как бы ни многочислен был враг, сделать для защиты порта и чести русского оружия все, что в силах человеческих возможно, и драться до последней капли крови".
Началось всеобщее обучение. Те, которые не могли держать оружие, помогали в другом деле. Изо дня в день, от зари до зари кипела работа. Общими усилиями было построено семь батарей, насчитывавших сорок пушек. В большинстве своем они сооружались под руководством ийженер-поручика К. И. Мровинского (деда известного советского дирижера Е. А. Мравинского).
К моменту прихода вражеской эскадры численность гарнизона, несмотря на существенное пополнение, составляла всего 988 человек. В это число входили 18 русских добровольцев, 36 охотников-камчадалов, экипажи транспорта "Двина" и фрегата "Аврора", на которых было 27 пушек. Силы союзников в несколько раз превосходили их: они насчитывали 2140 человек экипажа и 500 солдат морской пехоты, вооруженных дальнобойными штуцерами; эcкадра на вооружении имела 212 новейших пушек и бомбических орудий.
17 августа 1854 года англо-французская эскадра вошла в Авачинскую бухту. Началась героическая оборона города, которая длилась десять дней.
Дважды враги пытались захватить Петропавловский порт. Они рассчитывали найти здесь незащищенную территорию, которую смогут легко разорить, и уничтожить население, но встретились с подготовленными позициями и героизмом русских людей, отстаивающих свою землю. Понимая, что победы не добиться, и боясь позора, командующий объединенной эскадрой английский контр-адмирал Прайс до главных боевых действий покончил жизнь самоубийством.
Главной ареной боя стала Никольская сопка, где 24 августа схлестнулись две силы. Свыше 900 англичан и французов высадились на берег и устремились на сопку. Им противостояли всего около 300 русских воинов.
Никольская сопка вместила такое количество людей, какого она еще не видела. На вершине стороны сошлись и схватились врукопашную. Противник бежал, оставив защитникам знамя полка. Потеряв 450 человек убитыми и ранеными, завоеватели отказались от захвата города и покинули бухту.
Неувядаемой славой покрыли себя защитники третьей батареи под командованием Александра Максутова, не пустившие десант врага на свой участок обороны.
Рапорт о победе и трофейное знамя доставить в Петербург было поручено одному из славных защитников города - Дмитрию Максутову, командиру второй батареи.
Лучом солнца, вдруг прорвавшимся сквозь мрачные тучи, назвал советский академик Е. В. Тарле известие об этой победе. Вскоре весь мир узнал о подвиге защитников Петропавловского порта. Имена Александра и Дмитрия Максутовых, Ивана Николаевича Изыльметьева, Семена Удалова, Василия Степановича Завойко чтят камчатцы. Именами А. П. Максутова, С. Удалова и В. С. Завойко названы улицы нашего города, а Никольская сопка стала священным памятником доблести, геройства и мужества русского человека.
С уходом англо-французской эскадры защитники города стали готовиться к новым сражениям, опасаясь возвращения врагов с подкреплением.
В. С. Завойко вновь обратился к жителям Камчатки с воззванием готовиться к защите родной земли.
Однако генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев, опасаясь, что порт из-за его отдаленности будет тяжело защищать, принял решение перевести Петропавловский порт в Николаевский. В апреле 1855 года по прорубленному во льду бухты каналу пять кораблей с имуществом и гарнизоном покинули Авачинскую бухту. Одновременно оставило город и гражданское население, переселившись в глубь полуострова.
Город был разорен во время нового нападения на него англо-французской эскадры летом 1855 года.
С окончанием Крымской войны главным русским портом на Дальнем Востоке стал Николаевск-на-Амуре, затем с 1871 года - Владивосток. Камчатка из области в 1884 году была преобразована в округ с подчинением Приморской области. И теперь в этом, некогда оживленном и бойком районе Тихого океана жизнь замерла до начала XX века.
Источник: Камчатка-Тур
Опубликовано: 1.2.2014 г.
|
|
|