Диско – едва ли не самое позитивное музыкальное направление за всю историю человечества. Эта музыка стала популярна на рубеже 70-х и 80-х годов и доминировала еще долгие годы, породив великое множество хитов и продолжая влиять на мировую поп-музыку до сих пор. Европейское диско развивалось в основном в странах Скандинавии и Германии (что, вероятно, предопределило его несколько "холодноватое" звучание), откуда вышло немало высокотехничных команд и продюсеров - от ABBA до Supermax, удачно использовавших в своем творчестве элементы "классики", арта, регги и др.
Диско (Disco, «дискотека») - один из основных жанров танцевальной музыки ХХ века, возникший в начале 1970-x годов. Изначально диско было ориентировано на афроамериканцев, латиноамериканцев, представителей ЛГБТ и поздней психоделической сцены Нью-Йорка и Филадельфии в конце 1960-х и начале 1970-х годов. Диско-движение также было реакцией против как доминирования рок-музыки в чартах, так и против стигматизации танцевальной музыки как контркультуры в этот период.
Диско почти одновременно развивалось в США и Европе. На становление жанра преимущественно повлияли такие стили музыки, как фанк, латиноамериканская музыка и соул-музыка. Для американского диско характерно звучание, близкое к фанку и соулу, в то время как европейское диско тесно переплеталось с традиционной эстрадой и общими тенденциями поп-музыки. В большинстве песен диско струнные, духовые, электрическое пианино и электрические гитары создают сочное и полированное звучание. Оркестровые инструменты, такие как флейта, часто используются в качестве солирующих инструментов, в отличие от гитары, солирующей в рок-музыке. С развитием технологий многие исполнители стали включать в аранжировку электронные инструменты, например, синтезаторы. В 70-х диско имел несколько подстилей, в том числе «диско-фьюжн», «мюнхенское звучание» и т. д., а после 1976 года благодаря распространению электронных музыкальных инструментов - такие подстили, как Euro Disco, Italo Disco и Space Disco.
Самые известные исполнители диско - это Донна Саммер, Дайана Росс, Bee Gees, KC and the Sunshine Band, Глория Гейнор, Village People, Chic и The Jackson 5. Донна Саммер станет первой известной и самой популярной диско-певицей, в конечном счете получив звание "Королевы диско", дарованное ей различными критиками, а также будет играть роль первопроходца в электронной музыке, которая позже стала заметным элементом диско-музыки в целом. В то время как исполнители и группы получили львиную долю внимания публики, продюсеры, работающие за кулисами, играли равную, если даже не большую, роль в создании диско-музыки, так как они сочиняли песни и создавали инновационные методы производства, которые были частью звука диско.
Многие не-диско-исполнители записывали танцевальные композиции в разгар популярности стиля, и такие фильмы, как "Лихорадка субботнего вечера", только способствовали его популяризации и вторжению в верхние строчки чартов. По словам музыкального критика Пьеро Скаруффи, феномен диско-движения распространился необычайно быстро, потому что "коллективный экстаз" диско был освободительным и регенеративным и привел к свободе слова и самовыражения". На данный момент диско является последним массовым движением поп-музыки, которое было обусловлено поколением бэби-бума.
Несмотря на свое американское происхождение, со временем диско стало все более и более влиятельным именно в европейском обличии. Диско-бизнес в Европе перерос уровень чисто музыкального бизнеса, включившись как составная часть в экономику ряда стран.
Европейское диско развивалось в основном в странах Скандинавии и Германии (что, вероятно, предопределило его несколько "холодноватое" звучание), откуда вышло немало высокотехничных команд и продюсеров - от ABBA до Supermax, удачно использовавших в своем творчестве элементы "классики", арта, регги и др. Германскую "прописку" имел и диско-коллектив Boney M, состоявший из темнокожих музыкантов-вокалистов.
Диско было (и остается) "пластиночной" культурой. "Живое" исполнение не имеет здесь такого "сакрального" смысла, как в роке, так как по сути своей диско является прикладной музыкой. Бесспорно, артист как исполнительская индивидуальность в диско весьма значим, но это в первую очередь - "лицо с обложки", за которым стоит "серый кардинал", а именно продюсер. В числе "заправил" диско-бизнеса можно назвать Джорджио Мородёра (Giorgio Moroder), Фрэнка Фариана (Frank Farian), Жака Морали (Jacques Morali) и др.
Приобретает вес и фигура ди-джея, представляющего собой новый тип музыканта-исполнителя. Ди-джей работает с пластинками (чаще всего это специальные 12-дюймовые диски с расширенными версиями песен) как с исходным материалом, который нужно выстраивать в протяженные по времени композиции нон-стоп, стыкуя по ритму, темпу, тональности, настроению и др. Для этого используются особые "столы" с двумя виниловыми проигрывателями, ритм-боксы, эквалайзеры и проч., а также обыкновенная ловкость рук, позволяющая "сводить" пластинки так, чтобы слушатель не почувствовал момента перехода. Зачастую и на лонгплеях композиции записываются без перерыва. На рубеже 70-80-х первая волна европейской диско-лихорадки схлынула, однако ее роль в дальнейшем развитии поп-музыки трудно переоценить.
Но в 1980 году стиль диско снова начал возрождаться. Стиль итало-диско, пользовавшийся большой популярностью на протяжении практически всех 80-х годов, является одним из самых удивительных феноменов в истории мировой популярной культуры. В отличие от многих других, зачастую более поздних направлений поп-музыки уже успевших кануть в Лету, исполнители итало-диско до сих пор популярны и любимы.
|