Звезды зарубежной эстрады
Дайана Росс (Diana Ross) - популярная американская певица, работает во множестве стилей, основные из которы - стили соул, ритм-н-блюз, поп, диско, джаз, рок-н-ролл. Таже является актрисой и музыкальным продюсером. В 1960-х годах была участницей группы «The Supremes». В начале 1970-х гг. начала сольную карьеру. Неоднократно номинировалась на премии Грэмми, Оскар, Золотой глобус, American Music Awards, BAFTA и др. Д. Росс - одна из немногих, кто имеет сразу две звезды на Голливудской аллее славы (одна - за сольную карьеру, вторая - за карьеру в составе «The Supremes»). В общей сложности, за всю свою музыкальную карьеру Дайана Росс записала 57 студийных альбомов и продала более 150 миллионов дисков по всему миру. В 1999 году музыкальный канал VH1 занёс Дайану Росс в список 100 величайших женщин в рок-н-ролле, поместив её под № 38 (группа The Supremes значилась под № 16). В 2005 году журнал Rolling Stone включил Дайану Росс вместе с группой The Supremes в число 100 величайших исполнителей всех времён под № 97. Сценарий фильма «Телохранитель» (1992), написанный Лоренсом Кэзданом, писался в 1970-х в расчете на Дайану Росс и Стива Маккуинна.
Автор: А. ГАВРИЛОВ
Журнал "Музыкальная жизнь", 16, 1983 г.
В программе Московского Международного кинофестиваля 1973 года была американская лента «Леди поет блюз» - рассказ о судьбе замечательной негритянской певицы Билли Холлидей. Зрители по достоинству оценили мастерство исполнительницы главной роли, которая должна была не только достоверно сыграть свою героиню, но и спеть за «королеву блюзов» песни из ее репертуара. Актрисой, блестяще справившейся с этим, была Дайана Росс.
Дайана Росс родилась 26 марта 1944 года в Детройте в бедной негритянской семье. В конце пятидесятых годов она начала выступать в школьных концертах с двумя своими подругами - Флоренс Баллард и Мери Уилсон. Свое трио девочки назвали «Прайметс».
На одном из вечеров их услышал руководитель созданной незадолго до этого в Детройте кампании «Тамла Мотаун» Берри Горди. «Тамла Мотаун» записывает, как правило, музыкантов-негров (среди артистов, в разные годы сотрудничавших с этой кампанией, такие известные исполнители, как Стиви Уандер и Марвин Гей, группы «Темптейшнз» и «Джексон 5») и с первого дня своего существования ориентирована, прежде всего, на коммерческий успех. У Берри Горди работали популярные композиторы и поэты-песенники, особенно славились братья Эдди и Брайан Холланд и Ламон Дозье. Они и выработали стиль, названный позже Мотаун саунд» («Звук Мотауна») - это музыка, опирающаяся на ритм-энд-блюз, с характерной сладковатой окраской, одинаково приемлемая как для черной, так и для белой аудитории. Фирма назвала ее «звучанием молодой Америки».
В поисках дарований для «Молодой Америки» Горди и объезжал детройтские клубы, концертные залы и танцплощадки. Талант трио «Прайметс» он распознал сразу, однако не спешил заключать с ним договор. Он уговорил девушек закончить школу, изменил название ансамбля на «Сьюпримз» («Те, кто превыше всех») и начал готовить из них «звезд».
Первый сингл нового вокального ансамбля «Твое сердце принадлежит мне» (1962) и ряд следующих прошли незамеченными публикой и критиками. Минимальный успех принесла «Сьюпримз» песня «Парень, от которого дух захватывает», даже в то время воспринимавшаяся как образчик дурного вкуса. Следующие записи были не лучше с точки зрения музыки и текстов, но росло мастерство певиц, опыт продюсеров, да и реклама делала свое дело, и пластинка «Когда свет любви начинает сиять в его глазах» стала первым, хотя и не особенно значительным успехом группы. Признание сначала в США, а потом и за пределами страны пришло два года спустя: синглы «Куда ушла наша любовь?» и «Детская любовь» заняли первые места в американских хит-парадах. «Сьюпримз», по общему признанию, стал лучшим вокальным ансамблем США.
Отдавая дань модному в то время ритм-энд-блюзу, «Мон-таун» начал выпускать и пластинки с музыкой, более близкой к джазу и госпэлу. Это направление и ассоциировалось с ДайанойРосси группой «Сьюпримз». В таком духе, например, трио записало одну из самых популярных до сих пор своих пластинок «Остановись во имя любви», признанную лучшей записью фирмы за 1965 год.
Впрочем этот год был вообще, наверное, самым удачным в истории «Сьюпримз». Пластинки трио расходились миллионными тиражами, его песни постоянно звучали по телевидению и радио. Неудивительно, что «Сьюпримз» сделался самым откровенно коммерческим ансамблем «Мотауна». Шлагеры следовали один за другим: после «Остановись во имя любви» был выпущен сингл «Приди проведай меня», потом - «Любовь нельзя торопить», «Ты не даешь мне бросить тебя», «То, что случилось» и так далее, и тому подобное. В большинстве случаев авторами песен оставались Холланды и Дозье, «госпэльная» музыка «Мотауна» превратилась в клише, штампованную формулу, обеспечивающую высокое место в хит-параде. Ансамбль «Сьюпримз» прекрасно знал, чего именно ждет от него публика, а публика прекрасно знала, чего именно можно ждать от «Сьюпримз». Новые пластинки трио стали все больше походить друг на друга, песни словно варьировали одну и ту же тему, а выступления повторяли друг друга до абсурдных мелочей. «Вульгарными концертами с элементами са-мопародии» назвала телешоу ансамбля того времени известный американский кинокритик Паулин Кэйл.
Руководство «Мотауна» в большой степени само определяло репертуар своих групп и не очень беспокоилось за судьбу «Сьюпримз». Дайана Росс, уже тогда выделявшаяся своим артистизмом, творческим обаянием, незаурядными вокальными данными, могла обеспечить успех (опять-таки коммерческий, разумеется) любой песне, где «почти джазовый», полуспетый, полупроговоренный запев сменялся энергичным, ритмическим припевом.
И все-таки нужно было искать новую формулу успеха. Тут-то и вспомнили, что во многих статьях о трио, рецензиях на его пластинки критики в той или иной форме сравнивали музыку «Сьюпримз» с джазом. И вот на прилавках магазинов появился альбом - «Сьюпримз» поют песни Роджерса и Харта» (композитор Ричард РоджерсилибреттистЛоренцХарт - классики американского джаза, американского мьюзикла; написанные ими песни включали в свой репертуар Нэт Кинг» Коул, Элла Фитцджеральд, Луи Армстронг, Билли Холлидей и многие другие). На обложке диска - уходящая вдаль улица, на которой, как вывески на магазинах, неоном высвечены названия песен Роджерса и Харта и слово «Сьюпримз». Покупателю давали понять, что на этот раз песни трио - несколько осовремененные трактовки джазовой классики. Оценить этот любопытный эксперимент смогли немногие.
В середине шестидесятых годов стало абсолютно ясно, что по всем профессиональным показателям Дайана Росс значительно превосходит своих подруг и коллег по трио. Рекламная кампания строилась уже не столько вокруг «Сьюпримз» в целом, сколько вокруг фигуры центральной певицы, тем более что в составе трио произошли изменения: его покинула Флоренс Баллард, а на ее место пришла менее известная и менее одаренная Синди Бердсонг. На конверте диска «Отражения» уже значилось: «Дайана Росс и «Сьюпримз». Сольная карьера Росс по существу началась именно с этого момента, а Флоренс Баллард умерла в Детройте девять лет спустя в такой же нищете, в какой росла в детстве.
«Отражения» считаются одним из наиболее популярных дисков группы. Огромные тиражи, которыми расходились пластинки «Сьюпримз», - это не только результат массовой, порой доходящей до виртуозной точности в оценках вкусов аудитории рекламной кампании. И не только своеобразной инерции покупателей, которые не спешат переключиться на что-нибудь новое. «Сьюпримз» - группа, артистический и творческий уровень которой оказался намного выше среднего уровня музыкантов «Мотауна», да и не только «Мотауна». «Они могут спеть практически все что угодно, невозможного длянихнет», - писала об участницах трио пресса (предоставляя читателям самим решать, комплимент то или нет). Это относилось, в первую очередь, к Дайане Росс.
Новые поэты и композиторы, которые начали работать для «Сьюпримз» (Холланды и Дозье покинули фирму), оказались не менее опытными, чем их именитые предшественники. К тому же в своих песнях они отражали изменения, произошедшие на американской внутриполитической сцене. Вторая половина шестидесятых годов - время подъема нового музыкального движения, которое принято называть термином «песни протеста», время расцвета талантов Боба Дилана, Джоан Баэз, Арло Гатри. Пробуждается гражданское и национальное самосознание Черной Америки. Это нашло выражение и в музыке. В репертуаре «Сьюпримз» появились песни определенного социального звучания - «Ребенок любви», «Я живу в позоре» и другие. Но их нельзя назвать «песнями протеста» в полном смысле слова, как нельзя сказать, что группа «Сьюпримз» активно включилась в борьбу американских негров за свои права. Это была откровенная дань моде, еще один способ добиться дальнейшего роста популярности.
Став звездой международного плана, Дайана Росс решила покинуть «Сьюпримз». Первые ее сольные синглы, казалось, подтвердили правильность решения. «Такой высокой горы нет», «Дотронься до меня утром», «Помни меня», «Я все еще жду» и другие пластинки укрепили ее статус «суперзвезды». Дайана Росс тщательно выбирала репертуар - для тех, кто ждал от певицы выступлений по актуальным политическим вопросам, были записаны песни умеренно гражданского
содержания, разрекламированные как «послание к негритянской молодежи»; для тех, кто привык к сладковатым текстам «Сьюпримз» - лирические песни. Нельзя сказать, чтобы молодежь особенно спешила раскупать обращенное к ней «послание», но общие тиражи дисков Д. Росс постоянно росли, и если ее первая сольная пластинка называлась скромно «Дайана Росс», то третья - уже просто «Дайана!».
Не изменила певица и своей «полуджазовой» манере пения. Может быть, именно поэтому, а может быть, из-за ослепительной красоты Д. Росс и избрал ее Б. Горди на роль Билли Холлидей в картине «Леди поет блюз» (режиссер Сидней Дж. Фьюри). Критика была практически единодушна в низкой оценке фильма, мнения же относительно игры Д. Росс разделились, хотя большинство было склонно считать ее удачной. Вот, например, что писал известный джазовый критик Иоахим Беренд в своей книге «Джаз»: ,,...Еще в 1969 году Ленин Тристаносказал: «Я думаю,чтоДайанаРосс -самаявеликая джазовая певица после смерти Билли Холлидей» - заявление, встреченное в то время в джазовом мире с недоверием. Однако мнения переменились после того, как Дайана Росс великолепно сыграла и спела в роли БиллиХоллидей в фильме «Леди поет блюз». К сожалению, ее участие в этом фильме - единственное, что как-то искупает его грехи. Это дешевая, сентиментальная драма штампов в голливудском духе, не имеющая практически ничего общего с подлинной историей Билли Холлидей».
А вот мнение Паулин Кэйл: «Согласно сложившейся голливудской традиции, экранная Билли Холлидей своим пением не обязана быть похожей на настоящую. Тем не менее, показывая ее первое выступление на публике, Дайана Росс полностью передает ее стиль исполнения... У нее такой же голос, слабый, тонкий, пронзительный, невесомый, как у маленькой девочки, но когда она исполняет те песни, которые навсегда закрепили в нашей памяти интонации Холлидей, и имитирует это произношение, память мутится... В голосе Дайаны Росс нет боли, нет в нем и той медлительной, приглушенной чувственности, которая являлась формой вызова... «Эти глаза» Дайана Росс исполняет в момент наивысшего счастья героини, исполняет прелестно - но в обычном поп-стиле. Она поет знаменитый «Странный плод» очень хорошо, это может нравиться, но в ней не чувствуется той леденящей напряженности Билли, которая заставляет слушателей замирать до тех пор, пока последнее слово - «урожай» - не ударяло его, как хлыстом».
Оценки разные, но заслуженно убийственные для картины и, несмотря на выраженные в них противоречивые взгляды на игру Росс, в общем, положительные для певицы. Вряд ли кто-нибудь вспоминал бы сейчас эту слезливую мелодраму, если бы не Дайана Росс. Альбом с записями песен из фильма долгое время был в числе наиболее популярных долгоиграющих пластинок и остается по сей день одной из лучших работ Дайаны Росс. Кинематографическая карьера певицы на этом не завершилась - она снялась в фильмах «Красное дерево» и «Волшебник», но никогда больше ей не сопутствовал такой ошеломляющий успех, как в «Леди поет блюз».
И снова, как и в случае с пластинкой «Сьюпримз» поют песни Роджерса и Харта», у высшего джазового достижения Дайаны Росс не было продолжения. После «Леди поет блюз» в творчестве певицы наметился резкий поворот от джазовых вокальных форм - госпэла и соула - к поп-музыке. Причем не к ритм-энд-блюзу, который предполагает наличие и у исполнителя, и у слушателя определенной музыкальной культуры. И не к року, который, как и джаз, требует постоянного творчества со стороны музыканта. А к самой откровенной коммерческой эстраде.
Резко возросло количество теле-шоу с участием Дайаны Росс. Обставлялись они с редкой импозантностью, граничащей с дурным вкусом. Ее концерты превратились в театрализованные спектакли, цены на билеты увеличивались чуть ли не в пять раз по сравнению с обычными. И хотя «Сьюпримз» - «Те, кто превыше всего» - всегда были частью американского музыкального истэблишмента, Д. Росс в нем растворилась полностью...
Такой стиль работы привел к неизбежному: минусы Д. Росс-артистки стали намного заметнее. Тем более что их уже нельзя было списывать, как прежде, на неопытность и молодость. Пение Д. Росс, как правило, лишено чувства и внутренней убежденности. Она относится к разряду тех певиц, которые скорее показывают, что они могут сделать своим голосом, чем стремятся передать слушателям эмоции и переживания, заложенные в песнях. Этот несколько технический подход к вокалу, кстати, сближает Дайану Росс отнюдь не с Билли Холлидей, а с другой знаменитой джазовой певицей - Сарой Воан.
Все это хорошо слышно, например, на пластинке 1977 года, выпущенной у нас фирмой «Мелодия». Диск покоряет высоким уровнем мастерства певицы, и вместе с тем в записанных на нем песнях чувствуется отстраненность, бесцветность, холод. Певицу явно не трогает то, о чем она поет, - хотя поет она безупречно.
В последнее время Дайана Росс продолжает выступать - там, где гарантированы высокие гонорары. Но пластинки ее не пользуются уже большим спросом. Правда, удачным оказался диск 1981 года - «Почему влюбляются глупцы?», а прошлым летом альбом «Тренируй свое тело» числился даже среди наиболее популярных пластинок в стиле диско.
Сможет ли певица найти силы, чтобы повторить свой успех начала 70-х годов? Или последние удачные записи - временное явление, вызванное, в частности, тем, что с 1981 года Д. Росс не сотрудничает больше с «Мотауном»? Пока ответить на это трудно.
По материалам зарубежной прессы. 1983 г.
Добавлено: 17 июня 2014 г.
|
|
|