Альманах «Про Пианино»
№ 3, март 2016 г.
Заметки на коленке
ЛЕГЕНДАРНЫЙ «SPACE»:
МУЗЫКА С КОСМИЧЕСКИМ ОТТЕНКОМ
Легендарный "Space" воплотил замысел создания научно-фантастической, «космической» музыки.
«Электронная музыка». Каждый слышит в этом словосочетании что-то свое. Для кого-то это техно, для другого это будет что-нибудь вроде трип-хопа. Некоторые вспомнят «Оксиген» Жана Мишеля Жарра, а другие, хоть и с некоторым усилием, вспомнят Дидье Маруани, основателя группы "Space".
Несмотря на вполне англоязычное название - "Space" - это исконно французская группа, играющая в стиле электронный рок. Это стало наиболее очевидным во времена туров «Париж-Франция», когда, наряду с синтезаторами, доминировала и электрогитара. Но из-за преобладания синтезаторов ее стиль можно также отнести и к synthpop. Некоторые могут также вспомнить, что группа являлась одним из пионеров электронной музыки, да и сейчас работает. Хотя и не с тем размахом, что раньше.
Основатель и руководитель группы Дидье родился в 1953-м году, в Монако. Сначала он стал певцом, ему тогда было примерно семнадцать лет. Кроме того, он закончил Парижскую консерваторию, а в первой половине семидесятых произошло историческое событие. Его знакомый решил открыть научно-популярную передачу, название которой должно было звучать как «Магический полет». И он попросил Дидье сочинить к нему вступительную мелодию.
Тот вполне успешно справился с этой задачей, написав одноименную композицию. Вот только передача так и не увидела свет, а композиция сохранилась. И Дидье решает собрать группу, которая должна была воплотить замысел создания научно-фантастической, «космической» музыки. Так возникает группа "Space".
Не все знают, что Дидье к тому времени уже обладал некоторой известностью как сольный исполнитель и композитор. Для всех он остается главным идеологом группы, а раннее его творчество прячется за завесой времени. В итоге название "Space" и имя Дидье стали едва ли не синонимами. На концертах они играли группой, а в студии Дидье работал один, записывая практически все партии инструментов самостоятельно.
Сама группа был продолжением сольного творчества композитора и была целиком и полностью рассчитана на концертную работу. Так, например, музыканты группы очень часто устраивали грандиозное лазерное шоу явно на научно-фантастическую тематику, а сами играли в скафандрах.
Автором мелодий в последнем альбоме выступает Роланд Романелли, который играл на синтезаторах и фортепиано. Так получилось по все той же классической причине: музыканты опять между собой что-то не поделили. Как результат, Дидье покидает группу, и Deeper Zone становится последним альбомом группы. Без своего основного идеолога группа не может долго продолжать свое существование. Да и сам альбом, хоть и получается, что выдержан в самых лучших традициях жанра, но все же резко отличается от предыдущих.
Последующие творения Дидье также мало отличаются каноничностью, хотя и близки по тематике. От его последующего проекта - «Париж-Франция-Транзит» ждали примерно такого же звучания, что и на прежних альбомах. Но оно все-таки заметно отличалось, причем в сторону попсовости. Конечно, спору нет, альбом получился замечательным, но все же линия научной фантастики была как-то скоропостижно перенесена на Землю. Даже «Голоса Юпитера» не делают альбом достаточно «космическим». Ну да ладно, альбом все равно получился хорошим.
Но суть проблемы сохранилась. Линия была пресечена на самом интересном месте. Поэтому спустя какое-то время Дидье уединяется в студии и выдает новый альбом, который называется простенько и со вкусом: «"Space" Opera».
Но это произошло с заметной задержкой. Если быть точным, то он вышел 1987-м году.
На радостях советское правительство, которому Дидье как-то уж очень импонировал, отправило копию пластинки на станцию «Мир».
«Париж-Франция-Транзит» - это диско с космической тематикой. "Space" - это космическая музыка с диско-мотивами. И лишь "Space" Opera стала тем, чем и должна была быть, - эпичной космической музыкой. Это уже не диско, а более традиционная электронная музыка. Как ее оценивать, вопрос далеко не однозначный.
По мне, именно на этой пластинке раскрылся талант Дидье Маруани. Все-таки диско-мотивы были определенно какими-то вынужденными и старательно облицованными в скафандры. А вот для Космической Оперы никаких скафандров и не понадобилось, откуда эта музыка, и так было понятно с первых звуков установленной пластинки.
Помимо фантастического во всех смыслах звучания, у этого альбома есть и своя собственная судьба. Например, как уже говорилось выше, советскому правительству альбом понравился так сильно, что его отправили в космос (хотя особенность была в том, что там пел Краснозвездный хор), а вот остальному миру он был как-то безразличен. И Великая эпопея космической музыки, открывшаяся первым альбомом, на нем и закончилась (зато в СССР его покупали хорошо). А жаль, был бы по-настоящему замечательный проект.
Занятно, что при выходе первого альбома никакого Дидье там не светилось. Было имя Ecama и четыре скафандра, за которыми практически ничего не было видно. Это уже потом стало ясно, что известный певец и загадочный клавишник – одно и то же лицо. На тот момент это было довольно неожиданно. Примерно так же неожиданно, как и осознание того, что раньше он работал в другом жанре. Как особенно хорошо ему шел скафандр, надо сказать.
Последующее сольное творчество было с космическими оттенками, а возникшая в начале девяностых группа хоть и носила все то же название, но общего с той первой группой имела мало. По сути, от нее остались лишь старые хиты, с которыми Дидье до сих пор время от времени колесит по свету.
Новые альбомы, выпущенные под старой маркой, откровенно разочаровывают. Это и не космическая опера, и не старый добрый электронный рок. По определению это называется «непоймичтотакое». Пять-шесть лет активной эксплуатации скафандров и четыре альбома с мировым именем. Потом штиль лет на тридцать и безжалостная эксплуатация сложившегося образа без всякого намека на прогресс или развитие. Право же, это действительно похоже на состояние космической программы!
Лично мне на ум приходят аналогии с отечественным автопромом. Хорошие машины строились в шестидесятых-семидесятых. Добротные, мощные и не очень дорогие. На весь мир расходились. А вот тот факт, что те же Жигули или Москвич выпускали практически без изменений на протяжении сорока лет – это уже перебор.
Вот так и получилось, что о продукции тех лет да в те годы вспоминают с теплым чувством на душе, а сегодняшнее раздражение мотивируют тем, что другого просто не было. Ну, у иностранцев-то было что выбирать, а они все равно выбирали и все те же Москвичи, и Запорожцы, и Жигули. Вот только логическое развитие с середины семидесятых годов прекратилось напрочь. Поэтому слова, которые раньше произносились с почтением: «Советский автопром», теперь упоминают с иронией, презрением и пренебрежением. А все потому, что ему просто не давали логически развиваться. Покупают – и ладно.
Хоть аналогия выглядит несколько дикой, но ситуация практически та же самая. «Не тот "Space" уже, совсем не тот». Бренд раздулся, получил короткое замыкание и впал в кому.
Это было достойное явление своего времени. И, надо сказать, было бы замечательным течением современности. Но есть все же различие между развитием жанра и странными экспериментами. Когда новый материал - это, по сути, тот же самый старый, что и тридцать лет назад, но засунутый в упаковку транса, слова заканчиваются. Вроде есть группа, и в то же время вроде как ее и нет.
Поэтому и можно назвать реальные даты в виде 1977-1981 (годы выхода студийных альбомов) и 1987-й (год выхода Космической оперы). Но за эти короткие несколько лет создался яркий феерический образ, который жив и поныне.
Несколько по-другому сложилась судьба у других музыкантов. Например, у Рональда Романелли. «Астерикс и Обеликс против Цезаря» смотрели? Ну так вот, музыку к нему написал именно он - бывший клавишник и композитор "Space". Кроме того, издав примерно в том же космическом жанре еще несколько альбомов, он работал с Жарром, Селин Дион, а к концу девяностых у него сложилась репутация весьма качественного композитора музыки к фильмам. И, кто знает, возможно, это даже лучшая судьба, чем та, что сложилась у Дидье Маруани.
Опубликовано:
18.10.2018 г.
|