Я - Элис Купер

Я - ЭЛИС КУПЕР
Из секретных архивов
"ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МИРОВОГО ХАРД-Н-ХЭВИ"
Рок-энциклопедия


Как только не называли этого сына священника из Аризоны - "Король шок-рока", "Современный Франкенштейн", "Исчадие ада", "Верховный жрец Сатаны" и т.п. и т. д. Но для многих рокеров он был и остаётся символом хэви-металлического безумия начала семидесятых годов, а его песни "I'm Eighteen" и "School's Out" до сих пор считаются классикой подросткового бунтарства, американскими аналогами знаменитой "My Generation" группы "The Who".

Я - Элис Купер. Из секретных архивов Элис Купер оказал огромное влияние на многих рок-музыкантов, от Адама Анта и "The Tubes" до Блэки Лоулесса ("W.A.S.P.) и "The Plasmatics", и дело здесь не в заимствовании косметики или сценических трюков, по части которых Элис до сих пор считается непревзойдённым новатором. Наряду с его уникальным имиджем непостижимо притягательными являются как музыка, так и тексты песен короля шок-рока. Несмотря на это особо почитаемый рок-поэт Боб Дилан назвал Элиса Купера самым недооцененным лириком Америки.

Американский композитор и вокалист Элис Купер, настоящее имя которого Винсент Фурнье (Vincent Furnier), родился 4 февраля 1948 года в Детройте, штат Мичиган (хотя существуют и другие версии относительно места и даты его рождения). Свою первую группу - "The Earwigs" - он собрал в 1964 году, ещё учась в школе. В тот состав входили гитарист Глен Бакстон, второй гитарист Джон Тэтум, басист Деннис Данэуэй и барабанщик Джон Спир. Музыка ансамбля базировалась на отработанных и проверенных приёмах "The Rolling Stones" и "The Kinks", но при этом вовсю использовались различные сценические эффекты, включая ультрафиолетовую подсветку. Через год после основания вместо Тэтума и Спира на гитаре, клавишных и барабанах стал играть музыкант-универсал Майкл Брюс, и название группы изменилось на "The Spiders".

В конце 1966 года в коллектив попал новый ударник Нил Смит, и ансамбль стал называться "The Nazz". Только после переезда в "столицу Запада" - Лос-Анджелес в 1968 году коллектив стал носить имя своего организатора и лидера. К этому времени группа уже исполняла свой собственный репертуар. Условия жизни музыкантов в ту пору были ужасные - они вдевятером занимали одну комнату. Приходилось играть в дешёвых клубах и барах, но по счастливой случайности во время одного из таких выступлений их услышали знаменитые Шеп Гордон (Shep Gordon) и Фрэнк Заппа. В студии последнего Купер со своими помощниками записали при помощи Шепа, ставшего их менеджером, в 1969 году дебютный альбом "Pretties For You". Диск был выпущен на фирме "Straight" под вывеской "Alice Cooper", но не снискал большого успеха. Такая же участь постигла и вторую пластинку - "Easy Action" (1970 г., тоже лейбл "Straight"). Всё дело в том, что даже в привыкшем ко всему Лос-Анджелесе музыка и особенно шоу Элиса Купера показались публике слишком экстраваганьными и "неприличными", и через полгода безрезультативной работы Купер с друзьями ушёл от Заппы.

Музыканты вернулись обратно в Детройт, город автомобильной и другой тяжёлой промышленности, молодёжь которого оказалась более восприимчивой к тяжёлой музыке и странным прикидам. Об этом же говорит тот факт, что Детройт выпестовал в своих задымленных недрах таких монстров, как "MC5" и Игги Попа (Iggy Pop). Купер подписал контракт с лейблом "Warner Bros" и начал работать под руководством известного уже тогда продюсера Боба Эзрина. Первый же альбом "Love It To Death " (1971 г.), сделанный с Эзрином, стал мгновенно "золотым". От несложных, мелодически наивных песен Купер перешёл к ярко выраженному хард-року, в котором органично слились динамика и лиризм. Сингл с этой пластинки - "I'm Eighteen" - сразу же попал в двадцатку американских хитов. Ряд следующих пластинок: "Killer" (1971 г.), "School's Out " (1972 г.) и "Billion Dollar Babies " (1973 г.) удостоились платины. Что касается концертных программ, то они проходили в атмосфере шокирующей и пугающей публику. На сцене воцарялись декорации фильмов ужасов и театра абсурда - появлялись виселицы, гильотины, электрические стулья и другие орудия казней и пыток. А сам Купер на глазах у ошеломлённых зрителей отрубал живой курице голову и щедро поливал кровью первые ряды. Не забывал шоумен и об эротической стороне. Любимыми объектами его демонстративной похоти были надувные куклы в человеческий рост, а иногда и нанятые живые модели, с которыми он имитировал сначала экзотические половые акты, а потом расчленение на мелкие кусочки.

Международный успех пришёл с выходом потрясающего альбома "School's Out" (1972 г.). Он попал в списки популярности почти всех европейских стран и Японии. Этому способствовали и многочисленные нападки музыкальных изданий, пишущих для солидной публики. Гнев "взрослых дядей" вызвали прежде всего неприличные слова на школьной парте, изображенной на обложке пластинки. Да и тексты песен никак не могли радовать родительский слух. Этот глобальный успех закрепил поистине эпохальный альбом "Billion Dollar Babies", вышедший в следующем, 1973-м году. Именно с этого момента во всем мире заговорили об Элисе Купере как о самой настоящей супер-звезде космического масштаба.

Однако альбом "Muscle Of Love", записанный в том же 1973-м году по "горячим следам", оказался намного слабее предыдущих. Скорее всего поэтому дис стал последней записью, сделанной группой "Alice Cooper"; после неё Купер начал выступать сольно. Он работал с сессионными музыкантами, такими как гитаристы Дик Вагнер и Стив Хантер, барабанщики Джон Баданек (впоследствии - The Rockets) и Уитни (Панти) Глэн, Тони Левин (бас, впоследствии - King Crimson), Прэкэш Джон (Prakash "Johnny Stiletto" John, бас) и другими. Вместе с ними был выпущен успешный альбом "Welcome To My Nightmare" (1975 г.). Следующие пластинки были очень неровными по качеству музыкального материала. Так наряду с очень сильными "Alice Cooper Goes To Hell" (1976 г.), "From The Inside" (1978 г.) и "Special Forces" (1981 г.) были и явные неудачи вроде "Lace And Whickey" (1977 г.) и "Flush The Fashion" (1980 г.). Но это мы уже забежали немного вперёд.

Второй успешный период карьеры Элиса Купера закончился в 1978 году, когда он был вынужден лечиться от алкоголизма. Вплоть до середины восьмидесятых попытки певца вернуть былую популярность не имели практически никакого успеха. В 1979 году он принялся записывать альбом с новой группой, которую назвал "Ultra-Latex". Состав группы - Хантер, Глэн, Прэкэш Джон (очень скоро, после гастролей 1979 года, покинули группу), Фред Мэндел (клавишные), Дэви Джонстон (гитара, рекрутирован у Элтона Джона), Джон Лопрести ("Cooker" John Lo Presti, бас) и Деннис Конвэй (барабаны). По итогам работы был выпущен синти-поповый диск "Flush The Fashion", который получил неоднозначные отзывы - хотя тогда продавался он плохо, но сегодня считается одним из лучших "алкогольного периода" карьеры Купера. В следующем, 1981-м году, Купер работал уже с ансамблем "Special Forces" ("Спецназ") в составе: Дуэйн Хитчингс, клавишные, рекрутирован у Рода Стюарта), Грейг Крампф (ударные), Майк Пайнера (гитара) и Эрик Скотт (гитара). При записи одноименного альбома ("Special Forces") участвовал ещё один гитарист, также перешедший от Рода Стюарта - Дэнни Джонсон (позже связавший свою карьеру с Грэхемом Боннетом). Через год Купер вновь вернулся к сессионному составу и записал два совершенно разных по стилю альбома - "Zipper Catches Skin" (1982 г.) и "DaDa" (1983 г., продюсер - Боб Эзрин). После их выпуска и соответствующего коммерческого провала Элис Купер прекратил свою музыкальную карьеру и приступил к решению своей основной проблемы - алкоголизма. Под угрозой развода с любимой женой ему пришлось лечь в клинику для алкоголиков и пройти полный курс лечения. К слову сказать лечение имело успех, и с того самого времени Элис Купер стал полнейшим трезвенником.

В середине 80-х, после лечения, активность Элиса Купера на творческой ниве свелась практически к нулю. Он не записывал новых альбомов, не выступал на концертах. Зато он заинтересовался кинематографом и снялся в нескольких фильмах. Новый прорыв на музыкальном фронте произошёл лишь в 1986 году, с выходом альбома "Constrictor" ("Удав") и появлением среди аккомпанирующих музыкантов великолепного гитариста Кейна Робертса. Сингл "(He's Back) The Man Behind The Mask" попал в национальный хит-парад Америки, в 1987 году Купер успешно выступил на фестивале в Рединге и записал второй альбом "третьего периода" - "Raise Your Fist And Yell", который мог соствить конкуренцию любой группе, игравшей тогда в стиле "хэви-метал".

В 1989 году Элис Купер с помощью коллег-музыкантов из "Bon Jovi ", "Aerosmith" и "Toto" записал прекрсный альбом "Trash". Пластинка, как и ожидалось, имела небывалый успех, сингл "Poison" выбился в верхние места в чартах, и Купер гордо отправился в крупномасштабное мировое турне с сопровождающим составом, в который вошли гитаристы Эл Питрелли и Пит Фризин, басист Томми Карадонна, ударник Джонатан Мовер и клавишник Дерек Шеринэн. Следующие работы музыканта, включая альбом 1991 года "Hey Stoopid", свидетельствуют о том, что музыкант далеко не исчерпал своих творческих возможностей, и ставить точку в карьере не собирается. В записи диска ему помогали такие звёзды, как Оззи Осборн, Джо Сатриани, Стив Вэй, Слэш из "Guns N' Roses" и ребята из "Motley Crue". На пластинке, которая звучит очень свежо и характерно для Купера, можно найти всё что угодно, от психокиллеров типа "Feed My Frankenstein" до сочных любовных баллад вроде "Die For You", но главная достопримечательность - одноименная песня, своеобразный гимн, направленный против попыток самоубийств, которые участились в последнее время среди подростков...

Написала: И. Василёва
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Элис Купер такой, каким мы его знаем


В ПОГОНЕ ЗА НАЖИВОЙ
Источник неизвестен, 1973 г.

УЖАС, ЛЕТЯЩИЙ НА КРЫЛЬЯХ НОЧИ
Источник неизвестен, 1989 г.

ПОП-ИДОЛ ЭЛИС КУПЕР
Газета "Массовая культура", 1974 г.

ЭЛИС КУПЕР
Газета "Красная звезда", 9 сентября 1990 г.

ИЗ БИОГРАФИИ ЭЛИСА КУПЕРА - 2001

ИЗ БИОГРАФИИ ЭЛИСА КУПЕРА - 2002

ХРОНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА ЭЛИСА КУПЕРА

ЧАСТНЫЕ ЗАПИСКИ ПОКЛОННИКА

ЭЛИСА КУПЕРА СПУТАЛИ С АЛЬ-ПАЧИНО

ОБЗОР АЛЬБОМА "BRUTAL PLANET" 2000

ОБЗОР ОСНОВНЫХ АЛЬБОМОВ ЭЛИСА КУПЕРА

СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ ALICE COOPER

КОНЦЕРТНЫЕ ЗАПИСИ ALICE COOPER

СБОРНИКИ ALICE COOPER


Музыкальная реклама от Элиса Купера


Вернуться в ALICE COOPER

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА