Alice Cooper Brutal Planet

ALICE COOPER ~ 2000
BRUTAL PLANET
Рок-энциклопедия


Альманах «Metal Kings»
№ 6, июнь 2000 г.


Заметки на рукаве

НОВАЯ РЕИНКАРНАЦИЯ КОРОЛЯ УЖАСОВ: BRUTAL PLANET


"Brutal Planet" - новое творение старого кумира. Похоже, на этот раз у нас в рецензиях практически всех рок-изданий полно "старичков". Подобно релизу "Iron Maiden", этот альбом также практически везде получает пятерку, но на этом сходство заканчивается. В отличие от вышеупомянутой группы, старый шок-рокер делает то, что у него получается лучше всего - удивляет. Как сказал один классик, Купер никогда не делает того, чего люди от него ожидают, и это действительно так. Я никогда не был настоящим фанатом Элиса, так что я особенно не следил за его последними релизами. Более того, честно говоря, я покупал этот диск с тайным намерением разгромить его в пух и прах и поставить ему не более 2 баллов.

Признаться, я очень ошибался. Если попытаться с чем-нибудь сравнить этот диск, то первое, что приходит мне в голову - последний альбом Брюса Дикинсона, особенно из-за чрезвычайно тяжелых гитар. Нет, серьезно, когда вы говорите о музыке Элиса Купера, вы обычно имеете в виду глэм-рок или что-нибудь подобное. А вот и нет. "Brutal Planet" содержит 11 треков, музыка и тексты которых снова уносят вас в жуткий мир фильмов ужасов и кошмаров. 10 из 11 песен имеют тяжелое, экспериментальное звучание (не то подобие экспериментов, которым занимаются в наши дни все, кому не лень - индастриал и т.д., а нечто гораздо более сложное), брутальны и моментально цепляют. 11-ый трек являет собой более традиционную балладу с замечательной лирикой, и хотя она более типична для Купера, это не делает ее хуже. В общем, это один из тех немногих альбомов, которые я могу прослушать дважды подряд.

Автор:
Troll


Опубликовано:
10 августа 2018 г.

Alice Cooper. Welcome To My Brutal Nightmare


Welcome To My Brutal Nightmare
Источник: журнал Alive #5, 2000

"Brutal Planet" - что это? Бредовые видения грядущего тотального Апокалипсиса или вполне реальное недалекое будущее, в котором всем нам вскоре суждено оказаться? Элис Купер склоняется, скорее, ко второму. "Brutal Planet" - это кошмарный, но абсолютно правдоподобный прогноз на ближайшее будущее от короля шок-рока, который уже не первое десятилетие показывает нам в своем театре абсурда всю неприглядную изнанку жизни, обнажая социальные язвы и пороки общества. Реалии современной жизни - тема для Купера не новая (вспомним хотя бы "Eighteen", "Elected" или "Lost In America"), но на этот раз он решил преподнести нам кое-что особенное...

Alice Cooper, "BRUTAL PLANET", 2000 "Я всю жизнь писал концептуальные альбомы", - говорит маэстро - "но никогда по-настоящему не затрагивал научно-фантастические темы, и я решил, что на этот раз это будет нечто вроде футуристической новеллы. То, что происходит с людьми в повседневной жизни, то, о чем мы слышим каждый день в новостях - намного страшнее всяких вымыслов и фантастики. Говоря о том, что нам грозит в недалеком будущем, невозможно не говорить о том, что происходит сейчас. Если бы я собирался записать альбом с названием типа "Маргаритки и одуванчики", то я бы привлек к работе каких-нибудь старых джазмэнов. Но когда я говорю "Brutal Planet", у меня возникают ассоциации с музыкой Rage Against The Machine, Korn или Limp Bizkit. У них такая музыка неплохо получается, но во всем, что касается настоящей тяжести, я достаточно старомоден, и скорее предпочту Black Sabbath. Мы всегда играли тяжелый рок, иногда - даже слишком тяжелый, и перед началом записи "Brutal Planet" я решил, что это будет самый тяжелый альбом, который я когда-либо записывал".

Атмосфера зловещего макабрического театра, где все доведено до абсурда, осталась прежней, но слегка подновленное обрамление в виде актуального саунда и набора очередных остросоциальных кошмаров вдохнули новую жизнь в классический театр ужасов Купера. Оставаясь преданным своему коронному стилю, Элис предлагает нам на этот раз набор песен, в которых при желании вполне можно найти параллели с классикой "Black Widow", "Billion Dollar Babies", "No More Mr. Nice Guy" или "Elected" как в музыкальном, так и в текстовом плане.

"Я всегда стараюсь подмечать скрытую иронию в том, что происходит вокруг", - говорит Купер. "Чтобы заставить людей задуматься о чем-либо, я раздуваю это до немыслимых пределов, довожу до абсурда или превращаю в мрачную шутку. Но в любом случае то, о чем я пою, имеет корни в нашей реальности и не так уж фантастично, как может показаться на первый взгляд. "Brutal Planet" - это мир, от которого отвернулись боги, где правят лишь боль и отчаяние".

Альбом начинается с титульной композиции - "Brutal Planet" четко заявляет о том, что времена коммерческого рока для Купера давно уже прошли. Продолжая линию "The Last Temptation", Элис выходит на новый уровень - именно жесткая и скрежещущая поступь этого тревожного и тяжеловесного марша является прекрасным вступлением к саге о кошмарах постиндустриального общества. Забойная и скоростная "Sanctuary" своим размазанным резким звуком гитар напоминает вещи Black Sabbath, быть может, здесь не хватает филигранности Вая или Сатриани, но ведь на этой опаленной прогрессом и выжженной дотла земле нет места для изысков и красивостей. "Wicked Young Man" - мрачный и злобный гимн с блуждающим эхом аморфного и бензопильно позвякивающего гитарного звука. Купер: "Эта песня о человеке, которого породила эта планета, он самое настоящее воплощение зла. Он настолько одержим насилием, что даже его агрессивные собратья не принимают его, и он обречен скитаться в полном одиночестве. В ком-то тяга к насилию могла бы проснуться из-за современных игр, фильмов, музыки, а он - из тех, кто порочен от рождения, настоящий социальный психопат, и таких людей множество на этой планете".

Несколько последующих номеров написаны в традиционной для Купера 80-х -90-х манере и вполне могли бы оказаться на любом альбоме тех лет, но за счет аранжировок и современного звучания они вполне органично смотрятся и на "Brutal Planet". Из этих песен яростное месилово "Gimme" вкупе с сомнабулическим вокалом Купера ближе всех по своему настроению к его классике 80-х. Этот номер посвящен низменным инстинктам, которые овладевают людьми, ода жадности, зависти, бесконечному стяжательству и обжорству. "Мы просто сами себя съедаем с лица планеты", - говорит Элис. "Это жадность ради жадности. В целом каждая песня на альбоме посвящена разрушению, ведь человеческая раса просто одержима самодеструкцией".

Вслед за "Gimme" следует "Cold Machines", на все 100% соответствующий своему названию номер, воспевающий холодный расчет и бездушную монолитную поступь механизмов будущего, и, наконец, ритмичные резаные риффы "It's The Little Things" - традиционные для Купера эпохи 1989 - 1991 гг., подкрепленные ироничным самоцитированием в припеве: "Welcome to my nightmare, no more Mr. Nice Guy!" "It's The Little Things" - наглядное подтверждение теории хаоса, когда не связанные между собой на первый взгляд события приводят к катастрофическим последствиям: "Эта вещь о том, как маленькие, незначительные вещи могут перерасти во что-то ужасное", - утверждает Элис. "Например, когда ты сидишь в кинотеатре, иногда за твоей спиной весь фильм кто-то говорит, и под конец ты уже почти готов обернуться и проломить им голову стулом, и тебе уже не важно, заберут ли тебя в полицию или нет, ты просто хочешь разобраться с этим ублюдком. Это словно цепная реакция, одно цепляется за другое, и вот ты уже не осознаешь то, что ты делаешь, и ты вполне можешь нажать на курок. Мне кажется, мы все находимся на шаг от этого. "Blow Me A Kiss" - история о бессмысленных убийствах. Я не хочу сказать, что в каком-то случае я могу оправдать убийство, но если кто-то вдруг говорит: "Я собираюсь убить 20 докторов, которые делают аборты", то это уже серьезно. Такие люди могут подойти к кому-нибудь в школе и сказать "Я тебя убью, потому что ты черный, гей, ты мне просто не нравишься", и для меня было очень трудной задачей написать эту песню, но я не мог пройти мимо этого, ведь это - часть нашей жизни, часть нашей брутальной планеты".

Старина Элис всегда знал, что нужно его поклонникам, так было и в 70-х, и в середине 80-х, и в начале 90-х, и вот Купер вновь стреляет без промаха - если "The Last Temptation" выглядел как невнятный и смятенно зависший в воздухе снаряд, не знающий, куда ему лететь, то "Brutal Planet" восхищает своей целенаправленностью и выверенностью с точностью до миллиметра. Порой жуть и брутальность на этом альбоме перерастают в некий черный юмор, и в конце концов все снова сводится к старой как мир фабуле - отношениям между мужчиной и женщиной. "Take It Like A Woman" - неожиданная балладная передышка, обогащенная соло и клавишными пассажами в лучших традициях 80-х. "Это - один из самых горьких и отчаянных моментов альбома," - рассказывает Элис. "Эта песня о том, как все складывается совсем не так. как хотелось, и в конце концов ты понимаешь, что героиня песни умирает. Она принимает это как женщина, иногда говорят: "Веди себя, как настоящий мужчина", но она намного сильнее - она принимает смерть как женщина." Наверняка найдутся те. кто после первых аккордов этого номера будут сравнивать его с "Only Women Bleed", но если прототип из 70-х был достаточно сопливым и жалостливым номером, то "Take It Like A Woman" - настоящий гимн женской силе.

Вслед за медленным и гнетущим "мистическим" номером "Pessimystic" следует "Taste The Pain" с давящими, как тонна цемента, вязкими гитарными риффами, а венчает эту коллекцию леденящих кровь апокалиптических сказаний от Купера "Pick Up The Bones" - жуткая история в духе финального триптиха с "Raise Your Fist And Yell" Купер: "Bones" - песня о парне, о котором я узнал из телевизионных новостей. Он планомерно зарезал всю свою семью, затем расчленил все трупы, разложил их по наволочкам от подушек и понес хоронить. Вот это и есть настоящий кошмар!"

Элис написал весь альбом в соавторстве с продюсером Бобом Марлеттом. работавшим с Black Sabbath, The Storm, Шерил Кроу и Джоном Уэттоном, который, помимо кручения ручек пульта исполнил все партии бас-гитары. К работе над пластинкой были привлечены также незаменимый драммер Эрик Зингер и гитаристы Фил X (соратник Роба Зомби), Чайна и Райан Рокси (экс-Electric Angels и Dad's Porno Mag). Элис выбрал именно их, потому что "Стив Вай и Джо Сатриани уже были, и мне хотелось чего-то нового, попробовать поиграть с другими ребятами." Альбом был записан в лос-анджелесской студии А&М Studios и в домашней цифровой студии Боба Марлетта. Для Купера это было первым опытом работы в полностью цифровой студии без использования пленки за его более чем тридцатилетнюю карьеру. Запись альбома заняла четыре месяца (Купер: "A Metallica за это время лишь отстроила звук барабанов!"), в течение которых кресло исполнительного продюсера занимал легендарный Боб Эзрин. Элис: "Как только у нас получалось что-то не слишком тяжелое, Боб Эзрин подходил к нам и говорил: "Эй, ребята, бросайте эти аккорды, они не достаточно тяжелы, это звучит совсем не брутально и никакая это не "Brutal Planet"! Давайте что-нибудь потяжелее!"

Альбом вполне способен удовлетворить и старых фэнов, выросших на классике типа "Welcome To My Nightmare" или "Constrictor", и тех. кому хочется чего-то новенького. Элис: "Мы с Бобом Марлепом не хотели сделать еще один предсказуемый альбом Купера, как только у нас получалось что-то похожее на старые дела, мы тотчас же это изменяли. Боб Эзрин помог нам определиться с общей концепцией и звучанием альбома. Несмотря на очень тяжелый звук, я старался не потерять традиционных для Элиса мелодичности и фирменных запоминающихся припевов. Я сторонник того, что рок - это не куча сэмплов и электронщины, а пятеро ребят, собравшихся в гараже. Две гитары, бас, барабаны и певец - вот что такое рок. а не бездушный индустриальный ритм".

Но ветеран шок-рока не склонен впадать в совсем уж беспросветный пессимизм: "Все, что я описал на альбоме, вполне может случиться на самом деле. Мне, как обычному человеку, хочется надеяться на то. что у нас все-таки есть шанс, но мое alter ego Элис - пессимист, и он твердо отвергает все надежды на то, что кошмаров "Brutal Planet" удастся избежать. Этим альбомом я старался показать, что мы уже сорвались со скалы и летим в пропасть, но мы пока еще не упали на дно. А когда мы все-таки упадем, это будет еще не конец, а лишь остановка в пути. Я старался показать людям то. что может произойти, ведь это мы живем на Брутальной Планете. Хотим ли мы всего этого? Конечно же нет! Несмотря на то, что все песни моего альбома - вымысел, он может превратиться в реальность. Будем надеяться, что это не случится".

В концертный сет "Brutal Planet" включены такие сенсационные реликты, как "Black Widow", "Go To Hell", "Caught In A Dream" и "Dead Babies". Логическим продолжением брутальной линии нового альбома стала усовершенствованная (куда уж дальше-то?!) модель гильотины, которая будет использована в предстоящем туре. В концертный состав Купера на данный момент входят гитаристы Райан Рокси и Питер Фризен (экс-The Almighty, играл с Купером в турах с материалом альбомов "Trash" и "Hey Stoopid"), ас-басист Грег Смит, работавший с Элисом еще на турне "Hey Stoopid" и записывавший "The Last Temptation", а впоследствии работавший в Rainbow и группах Джо Линн Тернера и Винни Мура), неизбежный Эрик Зингер и клавишник Тедди "Зигзаг" Андреадис.

"Моя задача - развлекать людей несмотря на все те тяжелые темы, которые я затрагиваю в своих песнях", - говорит Купер. "Взять хотя бы Мэрилина Мэнсона. Говорят, что он многое перенял у меня. Может быть, и так. Вообще я считаю, что он очень хорошо ориентируется в маркетинге, и знает, как нажимать на нужные рычаги. Если бы он спросил у меня совета, я бы посоветовал ему найти хорошего автора песен и добавить хоть немного юмора в его шоу. Мне многие говорили: "Разница между тобой и Мэнсоном в том, что я иду домой после твоего концерта, и мне весело, а после концерта Мэнсона я ухожу в полной депрессии". Я не хочу, чтобы люди уходили с моего концерта в депрессии, хотя в своих песнях я могу затрагивать очень мрачные темы. Я хочу, чтобы людям на моих концертах было весело,и чтобы они в то же время задумались и сказали себе: "Я не хочу, чтобы песни, которые я слышу, стали описанием реальности!"

Тайна острова Оук. А. В. Бирюк. Читать книгу


Вернуться в СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ ALICE COOPER

Вернуться в ALICE COOPER

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА