Элис Купер - кумир молодёжи

ОБЗОР ОСНОВНЫХ АЛЬБОМОВ
ЭЛИСА КУПЕРА
Alice Cooper albums

Источник: Блог о Рок Музыке. Май 26th, 2014

Элис Купер – один из самых продуктивных долгожителей не только американской рок-сцены, но и всей мировой поп-культуры. Рассматривая его творчество, растянувшееся почти на полвека, следует разделить его на чётко очерченные периоды, причём не совсем по стилям, так как стиль его музыки, в принципе один и тот же – рок-н-ролл той или иной степени тяжести и рок-баллады той или иной степени качества и совершенства. У Элиса даже имеется несколько достаточно интересных пластинок, стиль музыки на которых можно идентифицировать как хэви-метал, однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что это тот же рок-н-ролл, только очень сильно утяжелённый игрой музыкантов. Чисто визуально творчество Элиса Купера можно охарактеризовать как шок-рок, в каком бы стиле не преподносились его песни.

Добро пожаловать к Элису Куперу Итак, рассмотрим первый период, который начался в 1969-м году, и закончился в 1978-м. Первые две пластинки - "Pretties for You" (Красивости для вас) и "Easy Action" (Нетрудное дело), вышедшие в 1969-м и 1970-м соответственно можно назвать экспериментальными, хотя многие специалисты определяют музыку на них как «гаражный рок» с примесью психоделии. Ничего серьёзного, всё сделано в стиле популярных тогда в США комиксов и на основе музыкальных идей таких британских рок-групп, как «The Rolling Stones», «Yardbirds» и «The Who». В техническом плане это уже тот Элис Купер, который стал всемирно популярен несколько лет спустя, однако композиторские качества не то что не блещут – они там совсем отсутствуют. В этом плане навевается сравнение с зародившимся в середине 70-х годов панк-роком - звуковой напор на сцене без всякой музыкальной нагрузки. Именно поэтому многие исследователи музыкального творчества Элиса Купера эти два альбома выносят за пределы дискографии музыканта, принимая за точку отсчёта третий альбом, который вышел в самом начале 1971 года.

«Love It to Death» (Люблю до смерти) – это самый настоящий прорыв группы Элиса Купера в музыкальной рок-индустрии. Почему именно группы, а не Купера? Дело в том, что сам Купер написал музыку только к самым главным хитам альбома, все остальные песни были написаны гитаристами и барабанщиком. Но, конечно же, славы за этот альбом прибавилось самому Элису Куперу, а кто сейчас помнит его первых музыкантов?

В общем, первый период творчества Элиса Купера, как утверждают последующие поколения его фанатиков и «научных» исследователей, начался именно в 1971 году. Этот период самый яркий и наиболее обсуждаемый. Можно даже сказать, что если бы по окончании этого периода музыкант вообще больше ничего не сделал, то всё равно остался бы в истории рок-музыки как один из главных её персонажей. В конце того же, 1971 года выходит следующий альбом – «Killer» (Убийца). На этот раз вклад самого Купера стал гораздо весомее, мало того – благодаря его усилиям музыка утяжелилась, невзирая на явную рок-н-ролльность многих песен. Звучание гитар стало пронзительным, и это позволяет выдвинуть альбом «Killer» в ряды первых альбомов в стиле «хэви-метал» таких английских групп как Black Sabbath и Deep Purple (“Master Of Reality” и “In Rock” соответственно).

Впрочем, что-то помешало Куперу до конца стать «тяжёлым рокером», и уже в следующем альбоме «School's Out» (Вне школы) он заметно отыгрывает назад в звучании, приближаясь к первоначальной концепции стиля группы – «гаражный рок». Гитары снова уходят на задний план, прорываясь лишь в отдельных моментах. Не будем вдаваться в суть коммерческой ценности альбома – она огромна. В музыкальном же плане ничего нового не было изобретено – всё тот же музыкальный микс, от чистого рока до слащавых баллад по всему спектру. В начале статьи было упомянуто слово «комиксы» - вот как раз под понятие «комикс-рок» музыка этого альбома подпадает в полной мере. Постороннему любителю рока он может показаться не совсем интересным, но для фаната Купера он представляет несомненную ценность.

Alice Cooper, 1973, Billion Dollar Babies Далее – более. В 1973-м году, также как и в 1971-м, выходит сразу два альбома. Первый, «Billion Dollar Babies» (Миллион долларов детей, можно перевести и как-то иначе, используя имеющиеся в названии слова) и «Muscle of Love» (Мускул любви, под «мускулом» подразумевается тут именно то, что приходит на ум при разглядывании цветной картинки с передней части обложки, где изображен публичный дом). Первый альбом – несомненный шедевр всего мирового рок-искусства, его с удовольствием слушают до сих пор, и мало того что слушают – его превозносят как одно из самых главных музыкальных достижений 20-го века. В музыкальном плане альбом полностью идентичен предыдущему, но композиторские данные на уровень, гораздо выше – тут полностью доминирует Элис Купер при мощной поддержке Боба Эзрина – самого выдающегося специалиста-организатора в области рок-музыки.

«Muscle of Love», выпущенный в ноябре того же года, можно рассматривать как попытку закрепить успех предыдущего альбома, но в коммерческом плане эта попытка не удалась. Впрочем, в музыкальном плане альбом рассматривать как провал нельзя, так как он полностью сделан на уровне альбома 1972 года «School's Out», единственное отличие – практически полное отсутствие хитов. Но альбом получился ровный и достаточно интересный. Даже самые критично настроенные исследователи Купера настаивают на том, что лучше такой альбом, чем вообще никакого. Для фанатов, конечно, вопрос так не стоит – альбом «Muscle of Love» воспринимается ими как нечто выдающееся в сравнении с последующими работами Купера и полностью компетентное, если так можно выразиться. А коммерческая неудача была списана на непрофессионализм Джека Дугласа и Джека Ричардсона, которые занимались продюсированием альбома взамен временно отошедшего от дел Эзрина.

Таким образом, можно очертить вторую часть первого периода творчества Элиса Купера. В 1974-м году ему стало тесно в рамках группы, он распустил музыкантов, издал сборник песен периода 1971-1973 гг. "Alice Cooper's Greatest Hits" и объявил о начале сольной деятельности. Учитывая коммерческий провал предыдущего альбома, на помощь снова был призван Боб Эзрин, и он снова сделал шедевр, разделив с Купером честь написания почти всех песен для нового альбома. «Welcome to My Nightmare» (дословный перевод - Добро пожаловать в мои ночные кошмары) явился ещё более фонтанирующим финансовым успехом Элиса, нежели шедевр «Billion Dollar Babies», кроме того он значительно подрос в плане профессионального мастерства музыкантов. Впрочем, к самому Элису это не относится, потому что уровень лично его профессионального мастерства и так довольно высок с самого начала его деятельности. Композиторские данные этой звезды также невозможно переоценить – они всегда были очень высоки. «Welcome to My Nightmare» считается вторым (и практически последним) мировым музыкальным достижением Купера. Если позже он и создал нечто подобное, то всё это теряется в лучах славы, инициированной альбомами «Billion Dollar Babies» и более совершенным «Welcome to My Nightmare».

Третья часть второго периода (кроме «Ночных кошмаров») ознаменовалась некоторым упадком композиторских качеств музыканта. В 1976 году вышел «Alice Cooper Goes to Hell» (Элис Купер идёт в Ад), он продемонстрировал всего один хит – заглавную песню. Всё остальное – добротно сделанный глэм-рок в стиле «Billion Dollar Babies», но гораздо менее интересный. Все песни вторичны, к тому же на этот раз подкачал Боб Эзрин, испортив звучание инструментов – музыкальное сопровождение он задвинул на задний план, оставив только вокал Купера и зачем-то усилив звучание барабанов, которое портит всю музыку. В общем, альбом хоть и знаковый по некоторым параметрам, но демонстрирует явный застой в творчестве Элиса Купера. Вышедший годом позже «Lace and Whiskey» (Кружева и виски) показал ещё больший упадок – явно заметная небрежность в написании абсолютно всех песен, неважное исполнение и продюсерская работа. В общем, слушая этот альбом, можно прекрасно увидеть, что это закат Элиса Купера как автора музыки, впрочем, он и сам это не скрывает в интервью, которые даёт и сегодня. Альбомы 1976 и 1977 годов – жалкая тень былого могущества Купера, но завершают этот упадочный момент не они, а следующий альбом, вышедший в 1978 году.

«From the Inside» (Изнутри) - последняя попытка Элиса Купера восстановить своё значительно пострадавшее музыкальное реноме, однако и из этого ничего не вышло, невзирая на привлечение в качестве продюсера известнейшего канадского музыкального специалиста Дэвида Фостера и поэта Берни Топина – «карманного текстовика» англичанина Элтона Джона. Состав музыкантов также в основном сменился, однако всё получилось не так, как планировалось изначально. Тема альбома могла шокировать кого угодно – будни обитателей дурдома, музыкальное сопровождение – великолепное, однако альбом всё равно получился вялым и не совсем внятным (в композиционном, конечно, плане). Этому способствовал продолжающийся алкоголизм Элиса Купера, и наконец его боссы предложили завершить музыкальную деятельность, чтобы избежать крупных убытков, связанных с падающей популярностью невменяемой поп-звезды.

Flush the Fashion, 1980 г. После выпуска альбома «From the Inside» Элис Купер свернул свою звукозаписывающую деятельность, но не свернул гастрольную. Гастроли по-прежнему проходили с неизменным успехом, и это вдохновило кумира американской и мировой молодёжи начать следующий, второй период своего творчества. Этот период продлился всего четыре года и ознаменовался выпуском 4-х альбомов. Первые два из них - "Flush the Fashion" (Писк моды) и "Special Forces" (Силы особого назначения, или просто – спецназ) (1980 и 1981 годы соответственно) являются несомненными шедеврами, хотя и выполнены в совершенно несвойственной Элису Куперу музыкальной манере. Очень живые, агрессивные, «бьющие по кумполу», как выразился как-то один из самых прожженных фанатов рок-звезды. Без всякого сомнения, это шедевры, хотя и несколько упрощённые в аранжировках в угоду смысловой скорости. Состав музыкантов на этих альбомах, правда, совершенно разный, но зато это самые настоящие специалисты своего дела, они прекрасно поняли задумку Элиса (который, впрочем, вошёл в новый штопор в отношениях со спиртным) и реализовали её на уровне всех мировых стандартов.

Однако когда в 1982-м Элис решил повторить музыкальный успех, мастерство ему изменило, и не помогли даже высококлассные музыканты. «Zipper Catches Skin» (Змейка прищемила кожу). Если слушать этот альбом отдельно от предыдущих, то он может показаться даже прекрасным. Та же экспрессия, сарказм, неожиданные стилистические повороты, композиторские данные тоже не так уж и хромают… Однако всё же после его прослушивания остаётся какая-то недоговоренность. Такое ощущение, что Купер напел и наиграл о чём-то личном, непонятном большинству посторонних. Да и продюсерская работа оказалась не на высоте. В общем – это яркий пример того, как хорошую идею можно испортить небрежным к ней отношением. Впрочем, если взять самые слабые работы первого периода (первые два альбома – не в счёт) - «Lace and Whiskey» и более совершенный «From the Inside» - то «Zipper Catches Skin» всё же гораздо интересней, он живой, саркастический, и по многим параметрам напоминает «Killer», «School's Out» и якобы упадочный «Muscle of Love».

Последний альбом второго периода «Da Da» (1983 г.) не имеет совершенно ничего общего с предыдущими тремя. Во всех отношениях (кроме вокала, естественно) он – практический близнец альбома британской группы «Pink Floyd» под названием «The Final Cut», вышедший в том же году. По сути оба альбома являются завершающими определённые периоды обеих групп, потому они и получились такие унылые, словно музыканты прощаются со своими поклонниками, пытаясь оправдаться в том, что у них не хватило сил завершить свою карьеру достойно. Впрочем, фанаты Элиса в любом случае не считают «Da Da» плохим альбомом, их позиция такова же, как и прежде – «лучше такой, чем никакой». Однако начинать знакомство с творчеством Элиса Купера именно с этого альбома не рекомендуется.

Спустя несколько лет Купер, полностью излечившись от алкоголизма, начал новый, третий этап своей творческой деятельности и по настоящее время (2017 г.) записал ещё 12 альбомов, некоторые из которых стали большим достижением и имели оглушительный коммерческий успех, но не более того. Среди этих одиннадцати альбомов нет ни одного знакового, можно отметить только альбом «Hey Stoopid» (Эй, тупица!) 1991 года выпуска, но невзирая на своё великолепие, никаких новых идей этот альбом не принёс. Не увенчалась успехом и попытка Купера полностью сменить стиль в альбоме 2000 года «Brutal Planet» (Брутальная планета), где он обратился к самому тяжёлому варианту хэви-метала. Однако очень скоро он снова вернулся к стилистике «Hey Stoopid», и по сей день от неё не отступает.

Источник:
Блог о Рок Музыке
(Блог временно не работает)



ИЗ БИОГРАФИИ ЭЛИСА КУПЕРА - 2001

ИЗ БИОГРАФИИ ЭЛИСА КУПЕРА - 2002

ХРОНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА ЭЛИСА КУПЕРА

ЧАСТНЫЕ ЗАПИСКИ ПОКЛОННИКА

КОЕ-ЧТО ЕЩЁ ИЗ БИОГРАФИИ КУПЕРА

СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ ALICE COOPER


Обзор основных альбомов Элиска Купера


Вернуться в ALICE COOPER

Вернуться в ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА