Alice Cooper

ALICE COOPER
Источник: Hatross

"Я - абсолютно увлеченная личность. Если б я курил, мне не хватало бы и 25 пачек на день; когда я пил, это было не меньше двух бутылок виски в день плюс упаковка пива. Всё, что я делаю, я делаю до предела: теперь, когда я уже 7 лет как не пью, я - стопроцентный трезвенник!"

Alice Cooper, 1979 Ну да, да, конечно, сейчас речь пойдет о неповторимом Элисе Купере - пожалуй, самом великом шоумене в истории тяжелого рока, да как бы не рока вообще. И дело даже не в том, что его шокирующие выступления даже в самые гиблые для популярности музыканта 80-90-е привлекало внимание тысяч и тысяч рокеров по всему миру. Не в том, что сами эти выступления - извечный театр зловещего абсурда, населенный монстрами и маньяками, карикатурными, но опасными, где правит сам Купер. И не в том, что имидж Элиса (который он, вслед за великим Алексом Харви, довел до умопомрачительного совершенства и сделал своим "брэндом") - на веки вечные образец для подражания, которому следовали и следуют "Kiss", "King Diamond", "W.A.S.P.", "Marilyn Manson" и еще добрая сотня менее известных составов (кстати, как насчет всех блэкметаллических банд?).

Дело не в том, что во многом благодаря ему глэм-рок до сих пор занимает прочные позиции не только в чартах, но и в истории хард-рока, а как минимум десяток самых кассовых в недавнем прошлом и в настоящем команд (от "Aerosmith" до "Guns N'Roses") скажут, что на желание играть их сподвигли пластинки Alice Cooper. Дело в том, что Купер - замечательный во всех вышеуказанных аспектах персонаж, но он - еще и интересная личность, да и музыкант - действительно не из последних, к тому же продолжающий будоражить кровь и нервы любителей и ненавистников его деятельности в новом тысячелетии.

Возможно, в этой статье вы не найдете для себя ничего нового, о Купере сказано и написано достаточно. Что ж, тогда пусть это будет моей личной данью человеку и рокеру, которому я внимаю уже более двадцати пяти лет, и, поверьте, это занятие мне не надоело!



Eighteen (School's Out)

Schools Out, 1972 "В первые годы нашей карьеры нас часто обвиняли в том, что мы делали шоу, а не музыку, в том, что мы не умели играть. На самом же деле 80% всего времени мы отдавали именно музыке, потому что знали - мы не слишком одаренные музыканты. Мы играли по 8 часов в день". В конце 60-х рок превратился в настоящее движение молодого поколения люмпенов, студентов и школьников, он разросся настолько, что от него стали отпочковываться целые жанры, а его влияние на умы молодежи было не меньшим, чем политические влияния Маркса, Мао и Че Гевары... Британия шла во главе рок-колонны, определяя законы и тренды, саму философию рока, она (в силу извечной тяги англичан к порядку) вносила в эту музыку некую долю классификации и иерархии. В Штатах такого движения не было, но тысячи сумасбродных и очень неплохих банд проповедовали Рок-н-Ролл - религию, подразумевавшую хорошие песни, хорошие шоу и хорошее времяпрепровождение. Здесь входил в моду глэм - яркое и тогда еще разношерстное явление - в лице Kiss, Starz, Angel и, конечно, Alice Cooper - команды человека, чье женское имя было не самым шокирующим фактом его биографии и поведения... Начиналась эра шок-рока и декаданса, и, как оказалось в скором времени, равных Куперу по умению будоражить публику музыкой и не только не было. Но начинать нужно не с этого.

Однажды в Америке, Феникс, штат Аризона, пять школьных друзей затеяли рок-банду, назвали ее Earwigs ("уховертки" - не символично ли?!). Громкой, неумелой и грязной музыкой сотрясая родительские гаражи, они еще не знали, что их ждет в недалеком будущем, но лидер и вокалист Винс Фурнье, судя по его хитрой итальянской морде, давно задумал что-то и неуклонно стремился к осуществлению своего "зловещего" плана. Но пока группа только меняет название на The Spiders (а позже на Nazz, что не суть важно), а поскольку школа (ура!!!) окончена, друзья (гитаристы Глен Бакстон и Майкл Брюс, басист Денни Данэвэй и барабанщик Джон Спэир) перебираются в Лос-Анджелес - Мекку американского рок-н-ролла, где находят нового ударника - Нила Смита. "Нил был настоящей рок-звездой, - говорит Элис. - Он был нечто! Надо было видеть его на огромных каблуках, со светлыми до пояса волосами и серебристым гримом на лице. Но это не главное: Нил дружил с Кейтом Муном из The Who, и это была дружба двух соперников. Например, Нил узнавал через кого-нибудь, сколько барабанов в установке Кейта и покупал себе на один больше. Потом он звонил Муну и спрашивал - Кейт, на скольких барабанах ты долбишь? На 32? Ха, так вот, я играю на 33! После этого Мун бежал еще за двумя. Это была настоящая битва гигантов".

Резкая и нетерпимая музыка The Spiders, их странно отвратный имидж (грим, женские платья и прочая хреновина) притягивает единицы и отталкивает сотни, что вскорости позволяет прессе "города Ангелов" назвать ребят "самой дерьмовой из молодых групп Лос-Анджелеса". Но именно в те не слишком веселые дни The Spiders привлекли внимание Фрэнка Заппы, безусловного лидера американского acid-андеграунда, который пригласил ребят для почти серьезного разговора, а их желание "внести сумятицу в сердца любвеобильного поколения хиппи" привело к контракту с Straight Records Заппы. Но прежде всего следует историческое событие - команда меняет название на Alice Cooper. Звезды на орбитах замирают, а история завершает очередной виток спирали...

"Мы пришли в студию, чтобы писать дебютный альбом, вспоминает Купер. - Я спросил Фрэнка, с чего начинать - ударных и баса? Но он ответил: - нет, играйте вживую.

У нас ушло на всё 3 дня. Четыре микрофона и мы…" Первый диск Alice Cooper "Pretties For You" (1969) вполне "ожиданно" и, в общем-то, справедливо проваливается, что вызывает у ребят только одно желание - продолжать. Уже второй альбом ("Easy Action", 1970) достигает ушей боссов Warner Bros., и вышедший там в 71-м "Love It To Death" (под руководством продюсера и на долгие годы друга Элиса Купера - Боба Эзрина) меняет всё окончательно и бесповоротно, открывая эру музыки Alice Cooper. Радиохит "Eighteen" в буквальном смысле расчищает путь для последующих альбомов, становившихся неоднократно золотыми вплоть до второй половины 70-х (кстати, много позже, в свое время эту вещь исполняли Джонни Роттен из Sex Pistols и комик Джим Керри). Конечно, речь идет о "Killer" (1972), "School's Out" (1972), "Billion Dollar Babies" (1973) и "Muscle Of Love" (1973).

Но не забудем еще об одном примечательном факте - Винсент Фурнье официально меняет имя на Элис Купер (кстати, вопреки бытующему мнению, это произошло не до, а после переименования самой группы).



Billion Dollar Babies

"Мы привнесли театр в рок. Мы сделали это до Боуи, до Kiss и до всех остальных. До Alice Cooper в рок-н-ролле не было шоу, это было табу. Но мы попытались шокировать каждую американскую семью, и у нас это получилось. У Alice Cooper 25 "золотых" альбомов и более 50 миллионов проданных дисков, и это - не случайность".

Billion Dollar Babies, 1973

Первая половина 70-х - поистине золотое времечко для хард-рока и глэма, как его ответвления. Популярность Alice Cooper становится поистине безграничной, группа не только выпускает частые и на удивление удачные альбомы, но беспрестанно колесит по свету, являясь одним из самых плотно гастролирующих составов мира.

"Эта команда была уникальной, - убежден Элис. - Ребята не смогли бы джемовать с Canned Heat или играть рок-н-ролл Чака Берри, зато они дружили с Pink Floyd и могли целыми днями наяривать репертуар Velvet Underground. Они играли почти на уровне Mothers Of Invention (группа Заппы), настолько близка была психоделия этим музыкантам. Понадобилось приличное время. Чтобы они "научиться" играть рок-н-ролл".

Безусловно, самыми лучшими с любой точки зрения дисками этой эры являются "Billion Dollar Babies" и "Welcome To My Nightmare" (1975). Во-первых, они очень сильны музыкально. Как композиторы и музыканты Alice Cooper становятся настоящими профессионалами, хотя одним опытом и тренировкой достичь такого уровня, по-моему, невозможно. Песни "Hello Hooray", "Billion Dollar Babies", "No More Mr. Nice Guy", "Welcome To My Nightmare", "Black Widow" - шедевры мелодичного хард-рока, обладающие отличными мелодиями, прекрасными инструментальными партиями и уникальным голосом Элиса. Второй аспект - идеологический - был не менее заметен: шикирующие обывателя "стихи", полные издевательского и кладбищенского черного юмора, спетые в столь же издевательской манере, выдвинули Купера и его группу в ранг первых звезд шок-рока, а вся суть взглядов основного поэта может быть кратко изложена в "гимне" "I Love The Dead" ("Я люблю мертвых" - заголовочек на зависть всем будущим death-, grind-, gore- и doom-бандам!).

И пока рок-эфир наполняли боевики "School's Out", "Under My Wheels", "Generation Landslide", "Muscle Of Love", "Only Women Bleed", всё шло своим чередом. То, что творили люди Купера на сцене, тогда не делал никто: огромные живые удавы и бутафорские монстры на электрическом стуле, реальные гильотины и виселицы, обезглавленные куклы и ведра театральной крови... Протесты со стороны родительской общественности США тонули в шуме водопада аплодисментов детей и в ручейках долларов, стекавших бурными реками в карманы боссов звукоиндустрии. Занавес. Аншлаг. И комиксы о любимом рок-идоле на память каждому пацаненку...

Ясное дело, что столь интенсивный образ жизнедеятельности нес с собой не только славу и шуршаще-звенящие "условные единицы". Плотный график гастролей, постоянная работа в студии тяжелым физическим и моральным бременем ложились на членов команды, а более всего - на самого Элиса. Этот период характеризовался бурными отношениями с алкоголем: "Всё свободное от сна и работы время я был пьян". Возможно, еще хуже было другое - в среде самих "детей стоимостью

миллиард баксов" назревал кризис отношений. Парням не слишком импонировал тот слишком "черный" уклон, который приняла музыка группы, раздражало их и давление (хотя и вполне объективное - на правах самого талантливого) Элиса Купера. Дело завершилось разрывом отношений в 1974-м: Alice Cooper-группа превратилась в Элиса Купера-музыканта.

Вторая половина 70-х была не столько веселым, сколько серьезным временем для Купера. Времена менялись: шокировать людей стало не так-то просто, сама жизнь была полна насилия, реальность убивала сценический шок. Элис понял и принял этот факт: теперь своей задачей он считал развлечение, черный юмор, который сам не советует воспринимать слишком близко к сердцу. Сейчас, многие годы спустя, Элис мудро, со знанием ведущего энтомолога, рассматривает странное голенастое насекомое - Мэрилин Мэнсона - и говорит: "Этому парню явно не хватает чувства юмора, он слишком серьезно относится к жестоким вещам, а вслед за ним идет и его поклонники. Этого нельзя допускать". В любом же выступлении Купера финал не столько мрачный, сколько смешной, да и все действующие лица - слишком карикатурны и смешны, чтобы вызывать настоящий страх или побуждать к жестокости. Утверждать, что Элис Купер - садист, может лишь тот, кто не видел его выступлений.

Несмотря на уход друзей, Купер в 75-м выпустил уже упомянутый "Welcome..." - один из лучших опусов в его дискографии. Однако стремление реализоваться не столько в музыке, сколько в шоу-бизнесе (участие в куче ТВ-сериалов и программ, например, знаменитом "Маппет Шоу") и вполне развившийся алкоголизм на пару лет выбили музыканта из колеи удачи (в том числе и для лечения в нью-йоркской клинике). Последний проблеск таланта Элиса в 70-х - удивительно лиричный и честный альбом "From The Inside", написанный и записанный совместно с поэтом Берни Топином (соавтор Элтона Джона) и музыкантами Диком Вагнером (группа Лу Рида) и Стивом Лукатером (Toto). Концептуальный диск повествует об историях жизни обитателей дурдома, во многом опираясь на личный опыт автора, перенесшего упорную битву с собственными демонами.



Zipper Catches Skin

Zipper Catches Skin, 1982 "Я не слишком часто задумываюсь о смерти. Она меня интересует как и большинство других людей, но чаще я просто шучу над ней. Ясно, что эти шутки - не что иное, как испытание судьбы, ведь каждое шоу заканчивается моей "смертью". Может я и шучу над ней, потому что боюсь ее..."

Начало 80-х не принесло Куперу, как впрочем, и многим старым рокерам, ничего хорошего, окромя плохого. Такие альбомы, как "Special Forces", "Zipper Catches Skin" и "DaDa" до сих пор не вызывают у самых ярых поклонников Элиса ничего, кроме сочувственного пожимания плечами и нервного подергивания век. Старина Купер (опять же не он один) попытался влезть в чужую кожу электронно-танцевального поп-рока, моду на который принесли еще поздние 70-е. Костюмчик оказался маловат, трещал по швам, из которых лезло нечто гибридно-хардроковое мутно-неопределенного и нездорового цвета. Что ж, я уже не раз в течение моего повествования пытался напомнить, что наш герой - такой же человек, как и все мы, он не пришелец с другой планеты и не мифический герой - ему свойственно заблуждаться и гоняться за неуловимыми призраками (славы и монеты). Да и любой, чуток поживший в этом мире, прекрасно понимает - любой опыт положителен, даже самый отрицательный. Всё дело в том, как нему подходить. Фанаты Купера подошли не слишком терпимо, в результате Элис, в 70-х выгонявший по диску каждый год после 83-го замолчал почти на три года. Депрессия и наркотики, вот, говорят, что с ним было. Но Элис выжил. Он выжидал, а чтобы понять - чего, нужно вспомнить то, что творилось на американской и мировой тяжелой сцене в те времена. Он дождался, ну и мы, соответственно.



He's Back

"Я надолго ушел со сцены, потому что она захлебнулась танцевальной музыкой. На радио пробиться было невозможно, пластинки никто не покупал. Я устал плыть против течения, признаюсь. Тогда всем было плевать на рок-н-ролл, но сейчас хард-рок и металл дают новую жизнь моей музыке. Считайте, что Элис просто был в отпуске, а сейчас в нем опять возникла необходимость!"

В 1986-м как-то втихаря, без особой огласки (во всяком случае, именно так оно выглядело со стороны) в продажу поступил диск Купера "Constrictor", и всё закрутилось вновь, хотя и на несколько ином - возможно, более солидном и обдуманном - уровне. Если релизы начала 80-х неприятно поражали легковесностью и каким-то пластиковым (если не пластилиновым!) звуком, то "Constrictor", еще не избавившийся от электронного наваждения, был жестким, как крупная наждачка и тяжелым, как задница сумоиста. Он был тяжелее "Goes To Hell" и "From The Inside", а это о чем-то да говорит! Мало того, на диске было достаточно отличных боевиков, пригодных не только в хит-парада, но и способных расшевелит массы уснувших рокеров. Особняком стояла просто суперовская вещь - песня к очередной серии ужастика "Пятница, 13", о герое которого Купер (большой любитель страшилок) говорил: "Это мой кореш! Самое страшное в Джейсоне то, что на его лице из-за маски не видно никаких эмоций. Он - настоящая машина для убийств".

За "Constrictor" последовал более ровный и гитарный "Raise Your Fist And Yell", принятый публикой гораздо теплее. Дела налаживались, и хотя в финансовом отношении Купер еще находился в приличной яме, но перемены, происходившие в музыке, давали надежду на лучшее. Что более важно для нас с вами - Элис доказал: он, как и Джейсон - практически бессмертен...

Впрочем, не всё было так просто: рубеж 90-х оказался временем коммерческого металла и усиления роли музыкальных монополий. Доказать, что тебя будут покупать, и покупать много и быстро, было нелегко. Помощь пришла неожиданно, но объяснимо: в 1989-м на прилавках магазинов и в хит-парадах объявился новый диск Купера "Trash". Хороший коммерческий глэм-рок с чуток металлизированным саундом, который Элису помогли записать... самые успешные из его учеников - Стив Тайлер, Том Хэмилтон, Джой Крамер и Джо Перри (Aerosmith), Джон Бон Джови и Ричи Самбора (Bon Jovi), Стив Лукатер (Toto) и еще куча других уматных чувачков (Кип Уингер, Кэйн Робертс, Гай Мэнн-Дьюд, Марк Фрэйзиер и т.д.). Мало того, турне в поддержку альбома прошло как нельзя успешно так же благодаря участию некоторых вышеобозначенных музыкантов. То, что дал рок-музыке Элис Купер, старицей вернулось к нему - "Trash" взял "платину".

На мой взгляд, диск 91-го "Hey Stoopid", хоть и носит такое веселое название ("Эй, придурок!"), был более серьезной и сильной работой музыканта, нежели "Trash". В нем опять-таки содержались очень сильные мелодически и драйвово вещи, окутанные металлической аурой и великолепным продюсирванием (). Солидная пачка солидных треков - забойных и баллад ("Hey Stoopid", "Snakebite", "Dangerous Tonight", "Die For You"): есть, что послушать, есть, чем гордиться. Это, опять-таки неудивительно. Не отнимая славы и композиторского гения у Купера, скажу: альбом ковали такие мастера, перед которыми меркнет даже команда, отметившаяся на предшественнике: Джо Сатриани, Стив Вай, Слэш и Винни Мур на гитарах, басист Никки Сиккс и бэк-вокалист… Оззи Осборн, не говоря о Самборе, Бон Джови и Эксле Роузе. Правда, всезнающие и очень компетентные штатовские критики разбабахали альбом вдребезги, да мы тут в "совке" привыкли своим мозгами раскидывать (чужими - только на войне).

Странно, но после такого приличного, пусть не полностью денежно успешного начала десятилетия, Элис вновь уходит в тень на несколько лет. Впрочем, тенью назвать его непомерную активность на ТВ, в кино и почти не имеющих к музыке аспектах жизни никак нельзя. Лишь в 1997-м он отоварил нас очередным студийником. "The Last Temptation" был не только чуток тяжелее предшественников, он был "другой". Во-первых, музыка здесь - скорее хард-рок, без закосов под глэм-металл. Во-вторых, диск концептуален, а лирика очень умна. Ну и, в-третьих, это просто хороший музон. "Каждый альбом для меня - особый, - говорит Купер. - Никогда нельзя рассчитывать, что коль прошлый диск продался миллионным тиражом, новый должен быть еще успешнее. Конечно, у меня есть свой контингент поклонников, но в нашем деле нельзя рассчитывать на прошлые заслуги, если ты только не Metallica и Guns N'Roses". Потому-то и состав игроков на этом диске был более "спокойным" (умы будоражил лишь Крис Корнелл из альтернативной Soundgarden), и музыка более основательной. Хотя после этого неплохого и чуток загадочного диска Купер надолго "завязал" с выпуском студийных альбомов, его концертная деятельность по плотности уступала лишь славным 70-м: оказалось, что и новым поколениям меломанов по душе развеселые шоу мастера шок-рока. Что касалось новой музыки под маркой Alice Cooper, то здесь было затишье.

И вот, как уже было несколько раз в жизни Купера, когда все почти забыли, на что он способен...



Brutal Planet

"Мне нравится пугать людей. Я думаю, рок-н-ролл - отличное средство пугать обывателя".

Элис еще раз поразил народ, вынырнув после довольно долгого перерыва в 2000-м с жутко странным и брутальным альбомом "Brutal Planet" (ах, какое названьице!).

Пока старые поклонники Элиса (и ваш покорный слуга средь них) задумчиво и даже разочарованно чесали в затылках, убитые наповал такими метаморфозами (ну да, не разглядели сходу!), Купер извлек на свет, словно факир Вася Иванов из шляпы, следующее творение в том же духе - "Dragontown". Младший братец не уступал старшему: изорваные дисторшном индустриальные ритмы, тупое упорство nu-металлического драйва, тяжелые риффы …и извечные, чисто "куперовские" мелодии вперемежку с этим чудным голосом, знакомым нам с раннего детства. Не скрою, я понял и полюбил эти диски не сразу, а если честно - лишь пару месяцев назад, когда изрядно покрутил их на ушах. Впрочем, это вовсе не значит, что вам тоже понадобится несколько лет для их "удобосварения", как не значит, что вы вообще когда-либо поймете и примете "Brutal Planet" и "Dragontown". Но то, что они ни на йоту не предали приверженности Купера тяжелой музыке - факт однозначный. Наша брутальная планета вертится, времена меняются, а попытки идти в ногу ними, хоть и не всегда удаются, но не лишены смысла, ведь Элис на сцене уже более 30 лет. За эти годы выросли и стали взрослыми одни, постарели и появились на свет другие. Так что я уверен: с этими альбомами всё О.К.



Man Of The Year (What Do You Want From Me?)

"Когда меня спрашивают, как я отношусь к тем, кто пытается "содрать" мой имидж, я отвечаю - слово "содрать" чуток неуместно. С нас берут пример. И мне приятно, что именно Alice Cooper сотворили дизайн для целого рок-поколения. В начале 70-х мы носили грим, кожу и штаны-резинки, пока все остальные обряжались как хиппи. Тогда мы дали моде пощечину, а сейчас эта пощечина стала модой…" То, чем занимался и занимается Элис в последние годы, можно (и нужно!!!) оценивать по-разному. Однако, стоит сделать скидку на возраст и несомненные заслуги. Это значит - ему можно всё, от вышеописанных заездов на чуждую музыкальную территорию, до возвращения к корням и традициям группы Alice Cooper начала 70-х годов. Именно в таком старом духе и сделан последний на сей момент альбом нашего героя - "The Eyes Of Alice Cooper". Не стану говорить о нем подробно (см. рецензию в № 4 Hatross), скажу лишь, что он несомненно порадовал сердца давних любителей музыки Купера, а звук его - вполне в духе современности. И если диск не тянет на шедевр года, то возвращение его автора к корням - явно событие года. Пусть оно так и останется отныне и навеки. И что тут еще пожелать? Мы уже говорили, что на протяжении всех этих долгих лет рядом с Элисом шли друзья-музыканты - представители разных поколений и направлений рока. Вот и сейчас в его команде не только молодые, и вполне профессиональные инструменталисты (гитаристы Эрик Довер и Райен Рокси, басист Чак Гэррик), но и барабанщик с огромным опытом работы в глэмовых и хардовых составах (в том числе в Kiss) Эрик Сингер. Впрочем, главный человек в группе - сам Элис, и на его место никто не посягает. Да и потянет ли кто-то еще такой груз? Сомнительно.

Так кто же он - Элис Купер? Пошлый фигляр или Король Декаданса? Крутой бизнесмен или гениальное зеркало американского образа жизни? Элис - легенда рок-н-ролла, причем, не такая дутая, как Motley Crue, Guns N'Roses, Bon Jovi и даже Aerosmith, которым и двери-то в этот мир открыл именно он. Даже вечно противящаяся, богобоязненная, фарисейская Америка вынуждена была признать феномен этой личности: 2 декабря 2003 г. звезда с именем Элиса Купера появилась на голливудской аллее славы.

И еще один, пожалуй, последний факт по поводу Элиса Купера: вне сцены это - самый что ни на есть милый человек (Mr. Nice Guy), спросите любого.



Биографическая справка

Элис Купер, урожденный Винсент Дэймон Фурнье, появился в этом мире 4 февраля 1948 г. в Детройте (штат Мичиган, США). Родители - священник Этер Морони Фурнье (умер в 88-м) и домохозяйка Элла Фурнье (до сих пор живет в Аризоне). "Отец поверил в бога где-то в 60-м, и наша жизнь сразу изменилась. Он и мать крестились, они сразу перестали делать то, что считалось "плохим", алкоголь, табак и прочее. Отец был очень сильным человеком, поэтому вы можете представить себе, как это было. Потом он стал готовить себя к должности священника, а когда стал им, то, похоже. Более счастливого человека на земле уже не существовало. Но наши отношения всегда были прекрасными…". Винс был вторым ребенком в семье, старшая сестра Никола живет в Калифорнии.

Поскольку у парня было слабое здоровье (бронхиальная астма), семья Фурнье часто переезжала в поисках более благоприятного климата, пока не приземлилась в Фениксе, где парень перенес тяжелое отравление, чуть было не стоившее ему жизни и стоившее 1,5 года постельного режима.

В Фениксе Винсент пошел в среднюю школу, где кроме всего прочего изучал живопись. "Я почему-то всегда рисовал мрачные картинки с неулыбчивыми людьми. При этом я был жизнерадостным ребенком…" Несмотря на кажущуюся изможденность после перенесенной болезни и маленький вес ("Во мне тогда было чуть больше сорока килограммов, мой позвоночник был выгнутым из-за постоянного лежания во время болезни, и вообще Квазимодо был красавчиком по сравнению со мной…") 14-летний пацан отлично бегал, и даже был членом школьной команды. Кроме того, юный Фурнье писал статьи в школьную газету, где познакомился с ее фотографом Гленом Бакстоном, изгоем и крутым парнем: "Он всегда держал во рту незажженную сигарету, а директор школы называл его "угрозой общественному спокойствию". Его несколько раз исключали за курение и длинные волосы. Поэтому, когда однажды директор увидел меня вместе с Гленом, то тоже внес в "черный" список".

Элис женился в 1976. Его избранницей стала 19-летняя танцовщица Шерил Годдарт (теперь Купер), впервые появившаяся на небосклоне нашего героя, как участница его шоу "Welcome To My Nightmare". Шерил танцует с младенчества, посвятила этому занятию немало лет учебы и практики. Кроме танцев в видеоклипах Купера снималась у Aerosmith, Bee Gees, Питера Фрэмптона, а также была участницей музыкальных шоу-награждений MTV Awards и The Rock Music Awards. Сейчас миссис Купер занимается хореографией и руководит танцевальной студией в Фениксе. В свободное время помогает мужу руководить The Solid Rock Foundation.

К обязанностям отца семейства Элис относится более чем серьезно. В семье Куперов трое детей - Калико (22 года), Дэшил (18 лет) и Сонора Роуз (11 лет). Старшая дочь с 2000 года "заменила" маму на сцене папы, тот, кто сподобился посмотреть видео "Brutal Planet", узнает ее в ролях кровавой медсестры Розетты, Бритни Спирс и девицы с плетью. Та еще семейка, блин!



Музыкант и поэт?

Кроме весьма необычного голоса, вряд ли способного ублажить слух профессионального преподавателя вокала (за о-о-о-очень редким исключением), Элис владеет гармоникой (можно услышать в вещах "I'm Eighteen", "Billion Dollar Babies", "Workin' Up A Sweat", Dirty Dreams", "Bad Place Alone"). Говорят, во время турне 77-го года Купер играл на ритм-гитаре, исполняя "I'm Eighteen", а в 97-м повторил сей подвиг. Элис поигрывает и на рояле, однако не использует свои умения для написания песен. Чаще всего он просто напевает новые мелодии голосом под нос, пока не отточит их настолько, что не грех "показать" и музыкантам своей группы. Лирика же приходит до, во время и после сочинения мелодий, это малоконтролируемый процесс, включающий запись на клочках бумаги. Что касается аранжировок уже готовых композиций, то они почти целиком зависят от вкуса и настроения Элиса Купера.



Billion Dollar Babies

Так назвали свою команду, ушедшие в 74-м от Купера музыканты (за минусом Глена Бакстона, который не одобрил идею). Они выпустили один альбом ("Battle Axe", 1977). Группа была весьма заурядной хардроковой формацией, не создавшей ни одного хита, подобного тем, что ребята записали с Элисом. Даже в наши времена, когда переиздают на CD всё, что угодно, "шедевр" обошли вниманием. Кстати, году в 83-м (дай бог памяти) мне он попадался, потому всё вышесказанное - не голословно. Данэвэй, Брюс и Смит через некоторое время оставили музыкальную карьеру. Только Бакстон остался верен музыке до конца: хотя он не создал ни одного сольника и не собрал свою группу, но продолжал работать сессионно все эти годы (попутно лечась от алкоголизма). В 82-м Глен помог записать диск гитаристу Blue Oyster Cult Баку Дарме, а в 97-м собрал остальных "куперовцев" на концерте в Хьюстоне (штат Техас). Это могло бы стать предпосылкой воссоединения с Элисом, но… буквально через неделю после этого события он умер от осложнения после пневмонии в возрасте 49 лет. "Я вырос вместе с Гленом, я создал первую группу вместе с ним, и он всегда был одним из моих лучших друзей, несмотря ни на что. Он был настоящим бунтарем и рокером, где бы он сейчас не был, я уверен - в руках у него гитара, а в зубах сигарета", - Элис Купер.



Друзья и коллеги

Alice Cooper и его друзья У Купера, вопреки его сценическому имиджу отъявленного злодея, всегда было много друзей. Даже те музыканты, что пачками менялись в составе его группы за три десятка лет, не имеют негативных воспоминаний, связанных с этой личностью. В разные годы ему помогало неимоверное количество инструменталистов, большинство из которых тепло вспоминает об общении с Элисом. Но всегда были и те, с кем просто общался и играл на одних подмостках Элис. Джим Моррисон. Купер и его группа дружили с Моррисоном, которого Элис считает одним из своих учителей. Когда Джим умер, он написал песню "Desperado" в память о нем. Но эта песня - не единственное напоминание о тех днях, когда Купер и Моррисон не только играли вместе, но и засиживались в барах. В песне "From The Inside" с одноименного альбома есть строчка: "My long hair drunken friends proposed a toast to Jimi's ghost" ("Мои поддатые друзья предложили тост за душу Джими…"). Но и Моррисон любил Элиса, говорят, что слова из песни Doors "Roadhouse Blues" "Well, I woke up in the morning, I got myself a beer" ("Вот я проснулся поутру и первым делом хлебнул пивка...") посвящены именно Куперу.

Фрэнк Заппа. Заппа был именно тем рок-функционером, который открыл Alice Cooper (хотя тогда они назывались по-другому). Он прекрасно понимал молодого музыканта, ведь и сам никогда толком не имел коммерческого успеха. "О Фрэнке распускали слухи, будто он наркоман. Нет, он был фигляром и чудаком, если хотите, клоуном, но ктоя, по-вашему, я сам? Зато это был самый честный из известных мне бизнесменов. Он искал группы для своего нового лэйбла, и ему хотелось, чтобы это было что-то комичное и с оттенком психоделии. Может мы и не совсем подходили к его желаниям, но нас никто не хотел, а это его более чем устраивало. Мы были необычными, изгоями, как и он. Нас познакомили на какой-то вечеринке, и я уговорил его прослушать нас. "Приходите завтра", - вот что он сказал. Наверное, он имел в виду кассету, да к тому же забыл, что завтра воскресенье. Мы приперлись чуть свет, установили аппаратуру в холле его дома и начали играть. Заппа выбежал к нам - сонный, голый, зажимая ладонями уши: "Хватит! Хватит! Вы приняты. Ч-черт! Прекратите играть!" Он не шутил, и вскоре мы получили шесть тысяч аванса за первые три альбома…" Хотя Купер с друзьями не стали тем, чего хотел от них Фрэнк, отказавшись поменять название на Alice Cookies (и это было самое малое, чего требовал Заппа), а его адвокаты затаскали Купера по судам за нарушение контракта, Элис не затаил обиды: "Заппа никогда не вписывался в рамки американской поп-культуры. Он не уступил коммерции. Все думают, будто его музыка - целиком импровизация, но я видел ноты - в них есть каждый звук, каждый крик. Это невероятно, но это так. А такой гитарной техники нет ни у одного музыканта. Однажды мне довелось видеть, как он джемовал с великим Хендриксом. Джимми что-то сыграл, тут встал Заппа и сымитировал звук. Я взглянул на Хендрикса и увидел, что у того челюсть отвисла!"

Джон Леннон. В 1973-1974 Джон и Элис жили в Нью-Йорке, частенько встречались в студии и за стаканом. Леннону очень нравилась песня "Elected", но он в шутку говорил: "Единственное, чего в ней не хватает, это голоса Пола МакКартни". Когда в 96-м зашла речь о записи "трибьюта" Джону Леннону, Купер собирался участвовать в нем с песней "Cold Turkey", но, к сожалению, это не состоялось. Зато в фильме и пластинке, посвященной "Битлам" "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band" Элис запевает вещь "Because".

Дэйв Мастейн (Megadeth). Megadeth разогревали народ перед группой Элиса Купера, они даже записали кавер-версию вещи "No More Mr. Nice Guy". В конце 80-х у Мастейна были не самые лучшие времена, его отношения с жизнью во многом зависели от алкоголя и наркоты. Купер, сам прошедший через подобные вещи приехал к Дэйву и долго говорил с ним. Подробности разговора неизвестны, но только с тех пор Мастейн называет Элиса "крестным отцом", причем это никак не связано с религией.

Роб Зомби из White Zombie. Оба - жители Феникса, но до совместного турне 1992 года никогда не встречались, хотя, ясное дело, Купер оказал на Роба непереоценимое влияние, как музыкально и поэтически, так и имиджем. "Теперь-то мы - настоящие друзья, - говорит Зомби. - Сейчас я часто смотрю видео с наших совместных концертов, но до сих пор мне не верится, что мы действительно играли вместе с Купером. Он - самый крутой рокер..." Дружба Роба и Элиса дала рождение и совместной студийной работе: всё началось с записи саундтрека к "X-Files" (вещь "Hands Of Death", выдвинута на получение Grammy). В 97-м Элис Купер выпустил зальник "Fistful Of Alice", на котором вместе с ним звучит голос Роба Зомби (а также Сэмми Хагара). "Роб - настоящий рок-монстр. Таких сейчас мало", - утверждает Элис.

Слэш (Guns N'Roses). Как и многие представители глэм-металла, Слэш - фанат Купера. Он не только играл с ним во время гастролей, его гитара присутствует на "Fistful Of Alice" и "Hey Stoopid". Что касается Эксла Роуза, то он тоже "прикоснулся" к одному из своих учителей: их совместное пение в старой вещи Купера "Under My Wheels" для саундтрека "The Decline Of Western Civilization Part II - The Metal Years" общеизвестно, а Элис еще и поприсутствовал голосом в вещи "гансов" "The Garden" с диска "Use Your Illusion I".

Aerosmith. Купер считает эту команду очень похожей по судьбе на его собственную группу. Почти все члены Aerosmith внесли свой вклад в запись знаменитого (в том числе и рекордным количеством звезд-участников) "Hey Stoopid". Джо Перри и Элис пытались работать вместе еще раньше - над материалом, который вылился в конце концов в диск "Constrictor", но Куперу что-то не вкатило, и он поменял гитариста. По слухам, в дело просто вмешался Стив Тайлер, побоявшийся, что такой союз может положить конец Aerosmith. Они с Джо тогда были на ножах и даже не разговаривали, но обеспокоенный Тайлер засунул гордость в ж... и позвонил Перри.



Имя

Существует несколько версий по поводу самого имени Элис Купер и причин, по которым Винсент Фурье сменил данное ему при рождении на него. Одни говорят, что это женское имя выбрано для контраста со зловещим имиджем франтмена группы, другие утверждают, что это - имя реально жившей в XVII веке ведьмы, которая якобы вышла на контакт с Винсом во время спиритического сеанса в 69-м. Утверждают, что парень поверил, будто он - реинкарнация этой "прекрасной" незнакомки. Но поначалу так назвали саму банду. "Я думал, это будет звучать очень по-американски, - вспоминает Купер. - Сначала ребятам не понравилось название, но после спиритического сеанса все согласились, и мы даже выдумали историю об Элисе, которую газеты повторили потом добрую сотню раз". На самом деле, история целиком выдумана, и если даже ведьма с таким именем существовала, Винсент ее явно где-то вычитал. Но главное не это: женское имя - самое малое, что шокирует людей, когда речь заходит о Купере.



Элис и религия

Многие считают, что в последние годы Купер стал набожным. Похоже, они не смотрели видео с последними шоу музыканта, ха-ха! Скорее всего, это произошло из-за песен с альбома "The Last Temptation", лирика которых, действительно несколько серьезнее и философичнее, нежели обычные стихи, наполняющие вещи Alice Cooper. "Мне интересно писать на разные темы, и большинство песен создаются отнюдь не в автобусе..."

Все знают, что отец Элиса был священником, его мать посещает церковь. Тем не менее, слухи о том, что Купер вновь крестился и стал верующим - домыслы. Хотя во всем творчестве его полно богохульства (в общепринятом христианском смысле слова), смерти, крови и насилия, это не значит, что он какой-то сатанист. Но и с какой бы то ни было религией у Купера нет ничего общего. А вообще - это дело личной гигиены каждого...



Активность вне музыки

Хотя ее, как ни странно, довольно много, она так или иначе все же связана с основным занятием Купера. Посудите сами - разве такой человек может надолго оставаться без внимания? Только книг о Купере (и с участием Купера, как биографическая и библиографическая редкость - "Я, Элис") написано никак не меньше пяти, а фильмов, в которых он играл эпизодические роли - более десяти (не считая документально-игровых киношек, посвященных ему непосредственно), в том числе "Кошмар на улице Вязов" и "Мир Уэйна".

Гораздо интереснее другие аспекты жизни Элиса, без которых он не представляет свою жизнь, как и без рок-музыки. Это, прежде всего …гольф. Хотя уровень его игры нельзя назвать суперпрофессиональным, однако, игроки в Штатах хорошо знают это имя. К тому же, Купер финансирует ежегодные соревнования по гольфу в родном Фениксе. "Как я пришел к гольфу? Да были времена, когда меня занимали совсем другие игры - алкоголь и прочая хрень. И вот как-то мой тур-менеджер предложил поиграть в гольф. Поначалу я сомневался, но у меня получилось. А потом пришло увлечение… Кстати, Томми Ли из Motley Crue тоже любит гольф, мы часто поигрываем вместе. Только не думайте, что мы ходим по корту в бермудах и цветастых рубахах как идиоты!"

Кроме гольфа, Элис финансирует детскую бейсбольную лигу и детские футбольные клубы, а в одном из них даже является тренером. Такая деятельность во многом связана с работой в Solid Rock Foundation - благотворительной организации, призванной помочь детям из малообеспеченных пригородов Америки оторваться от наркотиков и уличных банд. Ежегодно Купер рокер вносит в фонд организации не менее 150 тысяч долларов… Так что, если вы будете в Фениксе и захотите повидать Элиса, вне сцены вы можете легко отыскать его на детских спортплощадках, поле для гольфа или в ресторанчике "Городок Элиса Купера".

Это заведение открылось еще в 98-м, и с тех пор приобрело популярность у рок-фанатов, музыкантов, спортсменов и заезжих туристов. И это скорее развлекательный комплекс, чем заведение общепита: в помещениях "Городка" можно посмотреть видео, послушать музыку (естественно!), причем "живую". Стены в ресторане сплошь покрыты фотографиями спортсменов и музыкантов, кубками и медалями, "золотыми" дисками Элиса, другими спортивными и музыкальными трофеями (в том числе есть фантастическая коллекция гитар Fender с автографами рок-звезд). А меню сплошь состоит из знакомых каждому рокеру и спортсмену блюд-имен: "Megadeth Meatloaf" (мясной рулет "Megadeth"), двухфутовый хот-дог "Рэнди Джонсон" (звезда бейсбола) и прочие съедобные знаменитости. А сам хозяин, если уж он на месте, никогда не откажется поболтать с фэнами и просто посетителями, дать автограф и предложить фирменное блюдо.

Кроме всего перечисленного, у Элиса есть страсть к собирательству автографов, говорят, среди ништяков его коллекции - писулька Джека Потрошителя... А так по мелочам упомяну коллекцию редких ручных часов и страсть к рисованию. Хотя Купер не оформил ни один из своих альбомов, но наброски и скетчи того, как должны выглядеть буклеты, сейчас он всегда делает сам.



В ПОГОНЕ ЗА НАЖИВОЙ
Источник неизвестен, 1973 г.

УЖАС, ЛЕТЯЩИЙ НА КРЫЛЬЯХ НОЧИ
Источник неизвестен, 1989 г.

ПОП-ИДОЛ ЭЛИС КУПЕР
Газета "Массовая культура", 1974 г.

ЭЛИС КУПЕР
Газета "Красная звезда", 9 сентября 1990 г.

ИЗ БИОГРАФИИ ЭЛИСА КУПЕРА - 2001

ИЗ БИОГРАФИИ ЭЛИСА КУПЕРА - 2002

ХРОНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА ЭЛИСА КУПЕРА

Я - ЭЛИС КУПЕР. ИЗ СЕКРЕТНЫХ АРХИВОВ

ЧАСТНЫЕ ЗАПИСКИ ПОКЛОННИКА

ЭЛИСА КУПЕРА СПУТАЛИ С АЛЬ-ПАЧИНО

ОБЗОР АЛЬБОМА "BRUTAL PLANET" 2000

ОБЗОР ОСНОВНЫХ АЛЬБОМОВ ЭЛИСА КУПЕРА

СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ ALICE COOPER

КОНЦЕРТНЫЕ ЗАПИСИ ALICE COOPER

СБОРНИКИ ALICE COOPER


Где и как купить контент для сайта


Вернуться в ALICE COOPER

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА