Джон Леннон из Ливерпуля. Журнал Наука и религия, № 9, 10, 1990 г.

ДЖОН ЛЕННОН ИЗ ЛИВЕРПУЛЯ
Журнал "Наука и религия", № 9, 10, 1990 г.
Рок-энциклопедия


Автор: Н. КРИВЦОВ

Судьба Джона Леннона, самого знаменитого из четырех участников ансамбля «Битлз», трагически погибшего в 1980 году в Нью-Йорке, продолжает привлекать к себе внимание людей во всем мире. Его музыка, взгляды и образ жизни оказали и продолжают оказывать воздействие на самые широкие слои молодежи в разных странах. Жизнь и творчество Леннона отражают духовные и политические искания целого поколения.

В октябре этого года Джону Леннону исполнилось бы 50 лет. Эту дату широко отмечают и на родине музыканта, и во многих концах света, где у него есть поклонники. Так, 5 мая в Ливерпуле состоялся грандиозный концерт, посвященный памяти Леннона. Перед 15 тысячами зрителей, собравшимися на причале морского порта, выступили представители самых разных направлений современной музыки - и все они исполняли произведения Леннона. Ливерпульский концерт - лишь одно из мероприятий, которые пройдут во многих странах, в том числе и в СССР, в память о музыканте.

И это не просто дань уважения Джону Леннону, но и повод еще раз вспомнить о его вкладе в культуру и распространение cq идеалов любви, мира и ненасилия, которые привлекают людей и через десять лет после его гибели.

Предлагаемая публикация представляет собой попытку разобраться в перипетиях судьбы этого человека, причинах противоречивости его воззрений и поступков, объяснить особенности его творчества и поисков в духовной сфере, политике и самовыражения как личности.


«ЗЕМЛЯНИЧНЫЕ ПОЛЯНЫ» - так Йоко Оно назвала мемориал Джона Леннона в нью-йоркском «Сентрал парк». Место грустное, но деревья, саженцы которых прислали из 123 стран мира в ту пору, когда создавался памятник человеку и его музыке, свидетельствуют о всемирной известности певца и композитора. Рядом с парком - здание в готическом стиле с индейским названием «Дакота». Это один из самых фешенебельных домов в центре Нью-Йорка, где живут знаменитости мира искусства. На одном из последних этажей - квартира Леннонов-Оно, и здесь же, под круглой аркой «Дакоты», 9 декабря 1980 года Джона Леннона ждал убийца...

Он стоял там с полудня. В руках у него был последний альбом Леннона «Двойная фантазия». Поклонник, терпеливо ждущий автографа. Он окликнул Леннона, возвращавшегося с женой из студии, и тут же несколько раз выстрелил в упор. Привратник в ужасе закричал: «Ты понимаешь, что ты наделал?» Он бросил на тротуар пистолет и спокойно сказал: «Я только что застрелил Джона Леннона».

Через несколько минут 25-летний Марк Чэпмен без сопротивления сдался полиции.

Горькая ирония этой трагедии в том, что человек, посвятивший свои песни и музыку борьбе с насилием, сам стал его жертвой.

НАЧАЛО

Джон Леннон гордился своим ирландским происхождением: «Ирландцы всегда относились к музыке серьезно». Его фамилия происходит от староирландской О'Леаннайн. На обложке альбома «Стены и мосты» он поместил отрывок из книги «Ирландские семьи, их фамилии, гербы, происхождение», где прослеживалась история его фамилии. О Ливерпуле, где вырос, говорил: «Это настоящее ирландское место». Город-порт с пестрым, многонациональным населением, в котором звучала музыка со всего света, был миром его детства. Фолк, блюз, кантри, вестерн - эти мелодии Джон слышал задолго до рок-н-ролла. Но рок перевернул его жизнь. «Для моего поколения, - вспоминал Леннон, - рок-н-ролл был революцией в музыке. Нам, подросткам, нужно было что-то очень действенное, чтобы пробиться сквозь жестокость и бездуховность мира взрослых». И вот появляется группа «Куорримен», в 1956 году к ней присоединяется Пол Маккартни, через год - Джордж Харрисон, позднее - Ринго Старр. «Мундогз», «Сильвер Битлз» и, наконец, «Битлз», создателем, душой, идеей которого стал Джон Леннон. Один из многочисленных биографов Леннона, рассматривая фото «Битлз» того времени, вспоминал: «Они выглядели немытыми, агрессивными и абсолютно бескомпромиссными».

Как и многие его сверстники, Джон прошел через увлечение «битничеством». Кумирами «разбитых» были Марлон Брандо и Джеймс Дин, воплотившие на экране образы героев, близких по духу поколению молодежи 60-х. Но если Дин олицетворял «жертву» непонимания взрослых, то Брандо стал новым типом поп-героя - лидером, не склонным сдерживать естественную юношескую агрессивность. Джон тоже носил черную кожаную куртку, джинсы и ковбойские сапоги «а-ля Брандо», но агрессивность не стала определяющей чертой его характера.

Бунтарский дух Леннона проявлялся в желании шокировать, вести себя нестандартно.

Вкус к эксцентричным выходкам Леннон унаследовал от своей матери, Джулии. Своеобразное чувство юмора роднило сына и мать, делало их отношения скорее дружескими, чем родственными. И, казалось, они постоянно раззадоривали друг друга все новыми выдумками. Как-то, чтобы рассмешить Джона и его приятелей, Джулия прошлась по улице с панталонами, повязанными вокруг шеи вместо шарфа. В другой раз, надев очки без стекол, Джулия подошла к прохожему спросить время и при этом беспрестанно почесывала себе глаз через пустую оправу.

Леннон с детства воспринял эксцентричные поступки и эпатаж как часть своего поведения. Наверное, желанием шокировать общественное мнение можно объяснить и появление на обложке первой сольной пластинки Леннона «Незаконченная музыка № 1. Два девственника» снимка, где он и Йоко были сфотографированы нагими. Магазины отказались принимать этот альбом, и лишь запрятав его в обертку из плотной коричневой бумаги, альбом удалось пустить в торговую сеть... Как писали английские газеты, «Два девственника» стали «самым обсуждаемым немузыкальным явлением года». Чего здесь было больше: юмора или желания поиздеваться над критиками? Думается, что второе играло не последнюю роль.

В 1966 году Энтони Фосет, один из биографов Леннона, был удивлен, увидев обычного человека в обычном костюме. Ведь за Ленноном уже закрепилась репутация личности неординарной, эксцентричной. Однако эпатаж не стал главной частью образа Джона Леннона, «торговой маркой» художника, которая бы приобрела самостоятельное значение, не стал его сутью. Потому, что за всеми оригинальничаньями Джона был виден человек.

«Я ВСЕГДА ПИСАЛ ПЕСНИ О СЕБЕ...»

«Совершенно неважно, кем является художник. Если глубоко изучить его творчество, то обнаруживается закономерность: он и его работа - это одно и то же». Эти слова американского писателя Генри Миллера справедливы и по отношению к Джону Леннону. Его личность и творчество разделить невозможно.

«Леннон нашел то, что он называл «музыкой от первого лица», - вторит американскому писателю британский музьжовед Уилфред Меллере.

Леннон понимал, что свое «я» он может выразить только в искусстве. Он был прежде всего музыкантом, и свою музыку - рок, ставший голосом его поколения, - избрал не случайно. Рок-н-ролл был выражением бунта, а бунт был частью леннонов-ской натуры... Волею судьбы он оказался величайшей звездой рок-н-ролла. Но сила обаяния Джона в том-то и состояла, что он был прежде всего самым обычным человеком, «как ты и я», со всеми слабостями и причудами. Человеческое начало и отличало его от остальных рок-звезд. «Леннон был первой суперзвездой, - заметил критик Джим Миллер, - которая чуралась роли звезды».

Прежде всего, эта роль полностью отняла у Леннона свободу, которую он так боготворил. Он избрал своей профессией искусство, а в искусстве - поэзию и музыку, чтобы быть свободным в самовыражении. Он ненавидел каноны и правила, а в роке они-то как раз отсутствовали. Популярность и успех принесли Леннону много денег, которые сделали его не просто независимым материально, но и, казалось бы, хозяином жизни. Но здесь-то и скрывалась главная несвобода.

«Я был под гнетом контракта с двадцати лет. От меня ждали, что я напишу сто песен к пятнице, выпущу «сорокопятку» к субботе, от меня ждали одно, другое... Художником я стал потому, что обожал свободу - меня не устраивал школьный кабинет или контора. Свобода была плюсом при всех минусах бытия чудаком. Но вдруг оказалось, что я обязан фирме грамзаписи, обязан масс-медиа, обязан публике. Я вовсе не был свободен», - говорил Джон Леннон в интервью журналу «Ньюсуик» незадолго до гибели.

Он осознал, что перестал быть Джоном Ленноном, человеком, а превратился в Джона-Битла, Рок-идола. И тогда он начал крестовый поход за избавление от чуждого имиджа, за возвращение своего подлинного лица. Леннон начал его, еще находясь в «Битлз».

«ПОЧЕМУ ЭТО СДЕЛАЛ ПОЛ, А НЕ Я...»

Когда рамки ансамбля начали стеснять его индивидуальность, Джон стал рваться на свободу. Но он очень дорожил «Битлз»... Ансамбль был его детищем, и Джон колебался, хотя чувствовал, что разрыв с Полом неизбежен.

Долгие годы делами «Битлз» заправлял Брайан Эпстайн. Это он каждое утро говорил им с порога: «Ну, ребята, надо делать пластинку!» Или: «Ну, ребята, надо ехать в турне!» Или: «Ну, ребята, надо снимать фильм!» В 1967 году, потрясенные его гибелью, они сидели растерянные, подавленные и совершенно беспомощные. Но в эту минуту в комнату вошел Пол Маккартни и сказал: «Ну, ребята, надо делать пластинку!»

Джона считали душой ансамбля, но он вряд ли мог стать руководителем. А Пол, более мягкий внешне, обладал практической жилкой и, вероятно, более сильным характером.

Ситуацию обостряло и творческое соперничество. В последние годы коммерческий успех коллектива во многом зависел от Пола.

Началась борьба за лидерство.

«Иногда ссоры бывают и между братьями, - рассказывал об этом времени Пол Маккартни, - и именно такие ссоры часто самые напряженные».

«Джона никто не мог обидеть так, как Пол...» - вспоминала Йоко, а Энтони Фосет считал, что «Битлз» распались во многом из-за слабости Леннона. Маккартни стал подавлять Джона, а тот смириться с этим не мог.

«Почему это сделал Пол, а не я?» - долго мучился Леннон, собиравшийся сам во всеуслышание заявить об окончательном распаде ансамбля. Но Пол опередил Джона...

«СЕЙЧАС МЫ ПОПУЛЯРНЕЕ ИИСУСА...»

Думается, Леннон был глубоко верующим человеком, если под словом «вера» иметь в виду высшую духовность.

Антирелигиозные заявления Леннона были направлены против религии как догмы и церкви как института, а не против веры. Леннон считал церковь частью истеблишмента и, следовательно, частью аппарата духовного угнетения. Наскоки на официальную религию встречаются в его книгах, в песне «Герой рабочего класса». И именно ему, «официальному», «признанному» истеблишментом Христу были адресованы слова Леннона о том, что «Битлз» «популярнее Иисуса». Эти слова вызвали такую бурю, что дальнейшая коммерческая карьера «Битлз» оказалась под вопросом, и в конце концов вынудили Леннона не только объяснить его взгляды на религию, но и чуть ли не единственный раз в жизни поступить наперекор своему характеру.

Весной 1966 года в интервью английской «Ивнинг стэндард» Джон Леннон, в беседе с которым репортер решил затронуть непривычные для поп-звезд философские темы, говоря о бесполезности современной официальной церкви, заметил: «Христианство уйдет. Оно отступит и исчезнет. Время докажет мою правоту. Сейчас мы популярнее Иисуса. Сам Иисус был таким, как надо, но его последователи слишком слабы и ординарны».

В Англии эти высказывания прошли незамеченными публикой и прессой, привыкшими к «неучтивости» Джона, но через несколько дней после того, как они были перепечатаны в американском молодежном журнале «Дейтбук», разразился скандал. В штатах Юга и Среднего Запада, средоточии американских фундаменталистов, называемых «Библейским поясом», на «Битлз» была объявлена охота - в прямом и переносном смысле. Ку-клукс-клан уничтожал пластинки ансамбля. Магазины и торговые фирмы отказывались принимать диски «Битлз», а в некоторых городах их сжигали в кострах. Священники призывали прихожан отказываться от посещения концертов ансамбля. Гастроли в США оказались под угрозой срыва...

Надо было принести публичные извинения. Леннон приходил в ярость от одной мысли об этом. И все-таки в первый же день американского турне ему пришлось объясниться перед назойливой и агрессивной прессой.

Итак, пресс-конференция. «Если бы я сказал, что телевидение более популярно, чем Иисус, то, наверное, все было бы в порядке. Я же сказал то жe самое о «Битлз», употребив это слово в том смысле, какой в него закладывают люди, а не я сам. Я сказал, что «Битлз» оказали большее влияние на молодежь, чем все остальные, включая даже Христа. Но я не говорил, что мы лучше или что мы более великие, чем Иисус. Меня неверно поняли...»

Но этого было мало: «Вы готовы извиниться?»

Леннон думал, что он только что это сделал. Он нервничал. «Я мог бы сказать: я сейчас более христианин, чем когда-либо. Я верю: то, что люди называют богом, есть во всех нас... Я верю: то, что проповедовали Иисус, Магомет, Будда, было правильным. Но вот их толкователи наделали ошибок. Иисус говорил одно, а потом образовались все эти общины, которые стали по-своему трактовать его слова, и в результате учение искажалось. Как при игре в «испорченный телефон». Я прошепчу сидящему возле меня: «Люби ближнего своего» или: «Все должны быть равны»; но пока это дойдет до последнего игрока, то превратится в нечто совсем иное...»

Вопросы продолжали сыпаться...

«Я не говорил того, что мне приписывают», - настаивал Леннон. И наконец, не выдержал: «Я сожалею, что сказал это. Я никогда не был паршивым антирелигиозником... Я приношу извинение».

Это был один из тех редчайших случаев, когда Леннону приходилось делать то, чего он не хотел. Джон надолго запомнил эту неприятную историю, но именно тогда он задумался о боге и религии.

Сам Леннон считал, что в 1965-1966 годах он особенно увлекся религией. «Она была прямым результатом всего этого кошмара бытия суперзвездой, - объяснял Леннон. - Религия была выходом из моего подавленного состояния. Я думал: «Ведь должно же быть еще что-то, кроме такой жизни, как моя!». Это был так называемый «психоделический» период его творчества. Его увлечение распространилось в основном на чисто внешние стороны религии. Это было увлечение околорелигиозной философией, мистикой, волшебством...

Джон Леннон первым из четверки всерьез увлекся проповедями Махариши Махеш Йоги и трансцендентной медитацией. «Я просто ошеломлен!» - бросил репортерам Леннон, выходя после приватной беседы с Махариши. Леннон был в восторге: он нашел ключ, нашел ответ, который так искал! Но уже спустя год, посетив ашрам гуру в Индии, он разочаровался в Махариши.

Джон Леннон, в полемическом запале поставивший себя выше Иисуса Христа, сохранил веру в самое высокое начало и лелеял в себе бога, который в нас самих. И трудно найти более точное и универсальное определение Всевышнему, чем то, которое сформулировал для себя Леннон: «Бог - это идея, которой мы измеряем нашу боль». Это и был единственный настоящий бог Джона Леннона - внутренняя, личная боль, заставлявшая творить. В песне «Я понял» есть слова: «Это совсем не вредно - чувствовать собственную боль». С пластинки «Плэстик Оно Бэнд», появившейся в 1970 году, он призывал отказаться от веры в кумиров и чудеса и найти бога в себе. Такому богу Джон был верен всегда...

Леннон верил интуиции и пел ей гимн на пластинке «Умственные игры»; это сочеталось с верой в приметы, в астрологию. Люди, общавшиеся с четой Леннонов в конце 70-х, вспоминают, что самые знаменитые астрологи составляли гороскопы Джону и Йоко. Не случайно и яхта Леннона, на которой он в 1980 году совершил путешествие на Бермуды, носила имя древнеегипетской богини Изиды, а ее капитана звали Кундалини.

В песне «Бог» Леннон пел: «Я не верю в «И-Цзин»... Между тем он, как известно, регулярно советовался с этой книгой, гадал по ней; рассказывают, что многие решения в фирме «Эппл» принимались именно по подсказке «И-Цзин». Согласно советам, содержавшимся в комментариях к одной из ее шестидесяти четырех гексаграмм, Леннон строил свои планы на текущий день...

Многие вспоминают о том, что в августе 1980 года, незадолго до смерти, от ясновидящего Дезайи Холта Леннон получил предупреждение: остерегаться незнакомцев с именами Белл, Ричард и Марк.

Убийцу Джона звали Марк Чэпмен...


Продолжение следует.

Опубликовано: 18 декабря 2014 г.


Журнал "Наука и религия", № 9, 1990 г.

Джон Леннон из Ливерпуля

Наука и религия", Джон Леннон из Ливерпуля

Джон Леннон. Листая старые страницы

Фото на последней странице:
Кадр из фильма «Как я выиграл войну» (1966 г.). Там Леннон впервые надел свои круглые очки.

ОКОНЧАНИЕ СТАТЬИ "ДЖОН ЛЕННОН ИЗ ЛИВЕРПУЛЯ"
Журнал "Наука и религия", № 10, 1990 г.
Рок-энциклопедия


Окончание. Начало в № 9.

"ДАЙТЕ МИРУ ШАНС"

Досье ФБР, заведенное на Леннона, куда аккуратно подколоты и тексты его песен, весит 12 килограммов. Политиком Леннон, конечно, не был, но его огромная популярность вызвала у американской администрации серьезную озабоченность.

В 1969 году, в марте, скромно зарегистрировав свой брак в Гибралтаре, Леннон и Оно отправились в Амстердам, где их номер в гостинице превратился на неделю в штаб-квартиру пропаганды мира. «Демонстрация за мир в постели» (по выражению Леннона) во время медового месяца вновь испеченной четы обещала стать сенсацией для прессы: многие падкие на «клубничку» журналисты ждали скандального эротического представления. Но они были разочарованы: в номере «Хилтона» Джон и Йоко с утра до вечера с жаром говорили о политике, о необходимости установления мира во всем мире, протестовали против всех форм насилия.

Такой способ борьбы за мир - еще одна форма эпатажа? Джон объяснял: «Если бы мы поехали тайком на время медового месяца на Капри, как Жаклин Кеннеди, пресса все равно бы пронюхала и примчалась бы туда. И мы решили, что могли бы извлечь что-то позитивное из внимания прессы к нашим персонам». Йоко добавляла: «Мы не могли выйти с демонстрацией на Трафальгарскую площадь: это бы вызвало беспорядки; не могли возглавить какое-либо шествие, опасаясь охотников за автографами. Нужно было искать свой способ борьбы, свой способ демонстрации».

Пресса не скрывала своей иронии и сарказма по поводу «демонстрации за мир в постели». Но Леннона, похоже, не очень смущала роль клоуна: «Мы сделали, что могли. Синие мерзавцы (существа, олицетворявшие собой Зло в мультфильме «Битлз» «Желтая подводная лодка». - Н. К.) постоянно проповедуют насилие во всех газетах, телевизионных шоу и журналах. Мы же с Йоко как минимум завоевали первые полосы газет и заставили людей смеяться. Я предпочитаю видеть в газетах нас с Йоко в постели, нежели еще одного политикана, который расплывается в улыбке и жмет кому-то руку...»

Подлинным экзаменом для Леннона стал, во время второй «демонстрации за мир в постели», на этот раз в Монреале, телефонный звонок студентов из Беркли, которые вышли на улицы и столкнулись лицом к лицу с вооруженной полицией. «Помогите нам, что нам дальше делать?» - спрашивали они. Он твердо отдрр»л «Нет такого дела, ради которого стрит терять жизнь! Нет такого пути, ради которого стоит быть убитым!» Но кульминацией «демонстрации» стала запись прямо в гостиничном номере сочиненной Ленноном песни «Дайте миру шанс!».

Джон давно думал о том, как использовать музыку для пропаганды мира. Песня родилась сама собой. «Все говорят о мешкизме, шевелюризме, тащизме, безумизме, колочкизме, ярлыкизме, это-изме и то-изме. А все, что говорим мы,- это «Дайте миру шанс!» Родившийся после этого лозунг молодежи: «У нас нет лидера, но у нас теперь есть песня» - эхом прокатился по Америке. К сожалению, то, что так блестяще удалось с «Дайте миру шанс!», не всегда так удачно «срабатывало», как на этот раз.

Когда Леннон понял, что интерес к «демонстрации за мир в постели» стал падать, он решился на новые действия. Он давно уже ждал момента, чтобы вернуть Орден Британской Империи. 26 ноября 1969 года Леннон послал королеве Англии свой орден и письмо, копию которого направил премьер-министру. В письме говорилось: «Ваше величество, я возвращаю Вам Орден Британской Империи в знак протеста против вмешательства Британии в гражданскую войну в Биафре, против поддержки Америки во Вьетнаме и потому, что моя песня «Ломка» терпит неудачу в хит-параде». Леннон не был бы Ленноном, если бы не закончил, свое послание именно так.

Нужно сказать, что призывы Леннона к борьбе за мир, к объединению всех сил в этом благородном деле не оставались незамеченными и воспринимались многими как должно. Вот что писал Леннону Бертран Рассел: «Какие бы нападки Вам ни пришлось испытать со стороны прессы, я уверен: Ваши слова заставят многих людей вновь задуматься о мире».

Осень 1969 года стала новым пиком проводимой Джоном и Йоко кампании за мир. В 12 крупнейших городах планеты они решили установить рекламные щиты с плакатами: «Война будет окончена, если вы этого захотите. Счастливого рождества. Джон и Йоко». Той же осенью Джон договорился в Канаде о проведении там следующим летом грандиозного концерта в защиту мира. По его замыслу, концерт должен был включать «голосование за мир», проходящее одновременно по всей Земле. Во время этой поездки Джона и Йоко принял премьер-министр Канады Пьер Трюдо, причем не как знаменитостей рок-сцены, а как общественных деятелей. По словам премьера, эта беседа вызвала у него «очень положительные чувства относительно молодежи и той роли, которую она может играть в деле мира на Земле».

Планы же проведения концерта в Торонто в 1970 году постигла неудача. Леннон доверил организацию праздника мира случайным людям, и они, распуская нелепые слухи, дискредитировали саму эту идею. Пришлось отказаться от участия в концерте. Девятимесячный «крестовый поход за мир» был завершен. Правда, спустя два года Леннон записал песню «Счастливого рождества. Война окон чена», свидетельствующую о том, что он остался верен своим взглядам.

Оглядываясь во второй половине 70-х годов на свою миротворческую деятельность, Леннон писал: «Да, многие люди в 60-е столкнулись с новыми реальностями в мире. Но, к сожалению, не так много людей обнаружило то, что произошло за последующие десять лет. Огромные толпы людей собирались на площадях и пели: «Дайте миру шанс», а рок-фестивали типа Вудстока были самыми большими скоплениями людей за всю историю, не считая военных сражений... 60-е показали нам наши возможности, но не дали нам окончательного ответа, то был лишь отблеск возможности... У меня нет ответа, я не знаю, как изменить общество, и думаю, что этого никто не знает», - заключал он.

Конечно, Леннон понимал и то, что его благотворительная деятельность не сможет изменить мир. Тем не менее, он постоянно занимался ею: помогал неимущим нью-йоркцам, давая концерты в их пользу, оказывал материальную поддержку бастующим Клайда и оплачивал штрафы задержанных демонстрантов, которые протестовали против приезда в Англию регбистов из ЮАР.

Как-то его спросили: «Зачем вам нужен капитал в сумме 150 миллионов долларов? Разве не хватит 100 миллионов - или даже одного миллиона - для счастливой жизни?» Ответ Леннона раскрывает его жизненную философию: «Вы предлагаете, чтобы я раздал все деньги, а сам пошел жить на улицу? Есть буддийское изречение: «Избавляйтесь от того, что обременяет душу». И добиться этого нельзя, избавившись от денег, отдав свой дом или даже сто домов. Надо добиться освобождения духа. И это - главное».

То же относил Леннон и к политике: все надо начинать с человека. «Нет хороших людей и нет плохих. Борьба идет в нашем сознании. В каждом из нас есть что-то от Христа и что-то от Гитлера. И мы хотим, чтобы Христос победил».

Так Леннон принес в политику тот свой главный принцип, который открыл в конце 60-х годов: «Ищи ответ в самом себе». И в 1968 году, когда мир бурлил, Леннон, вместо призывов к бездумному насилию, предлагал нечто более сложное - революцию в самом себе. В песне «Революция» он призывал: «Освободи свой разум!» Главной утопией Леннона была «мирная» революция, революция в разуме. Она и стала философией его дальнейшей жизни. Пластинка Леннона 1973 года называлась «Умственные игры». Он пел о «партизанской войне разума» и призывал примкнуть к созданной им стране Ньютопии - Новой Утопии, где нет границ, нет земли, а есть только люди. Главное - люди, - повторял он.

Песня «Представьте себе» была гимном этой философии. «Вообразите! Представьте себе!» - пел он и предлагал обернуться к самому себе и в самом себе искать ответ. Таким он видел путь к революции без насилия, без крови, без разрушения, к революции разума.

Конечно, проще всего было бы назвать все эти мечты красивой сказкой, а самого Леннона - хамелеоном, лицемером, который проповедовал радикальные идеи, а сам при этом жил в роскошном доме, владел огромным состоянием. В этом-то и состояло главное противоречие музыканта: он призывал к борьбе с буржуазным обществом, сам оставаясь его частью, ибо не мог существовать вне его. Он не мог указать путь, который бы верно вел к победе, но он будоражил сознание, заставлял думать. В политике Леннон нашел свое место, окрашивая свои акции личностными тонами и одновременно политизируя самого себя. Свою страсть, свой порыв к миру он объяснял особенностями своего характера. «Обычно самые неистовые люди выступают за мир и за любовь,- говорил он.- Я неистовый человек, который учился быть неистовым и теперь сожалеет о своем неистовстве...»

С 1975 по 1980 год Леннон не только не занимался общественной деятельностью, но и вообще исчез с глаз публики. Но он не отказался от своих идей и идеалов. На конверте его пластинки «Как будто начинаем вновь» было написано: «Один мир, один народ». Идее единого народа, единого мира без насилия, без частной собственности и угнетения Леннон был верен до самой смерти.

«ВСЕ, ЧТО ТЕБЕ НУЖНО, - ЭТО ЛЮБОВЬ...»

Без сомнения, можно сказать: Джон Леннон определял социально-политическое лицо «Битлз». Его с детства отличало обостренное классовое сознание. Будучи представителем «среднего класса», Леннон тем не менее всегда стремился подчеркнуть свою принадлежность к рабочим. И бунтарский дух, присущий ему с детства, всегда имел явную социальную окраску. «Те, кто на дешевых местах, хлопайте в ладоши, остальные могут трясти драгоценностями!» - эта фраза, произнесенная Ленноном 4 августа 1963 года в театре Принца Уэльского, стала хрестоматийной.

мм Еще в школьные годы, интуитивно противясь существующему порядку вещей, он писал рассказы наподобие тех, что позже вошли в его книги. Пьеса «Пишу как хочу», прошедшая с немалым успехом в 1968 году, содержала в себе известную долю социального юмора и высмеивала все те стереотипы, которые вдалбливаются с детства в головы людей.

Но так как Леннон больше пел «от первого лица», постепенно все то, что происходило в нем, начало выплескиваться наружу. Немалое влияние на Леннона в этом смысле оказал бард американского фолк-рока Боб Дилан. В одном из последних интервью Джон вспоминал: «Дилан вечно говорил мне: «Прислушивайся к словам, парень». Я отвечал: «Не могу, я прислушиваюсь к мелодии». Но затем я переломил себя - стал «человеком слова».

И это «слово» зазвучало в песнях альбома «Плэстик Оно Бэнд»: «Как только ты рождаешься, тебя заставляют чувствовать себя ничтожным... Тебя мучают и пугают двадцать лет, а потом ждут, когда ты сделаешь карьеру, а ты не можешь по-настоящему работать, потому что ты полон страхов...» Особую силу песне «Герой рабочего класса» придавал не только радикализм текста (Леннон считал ее «настоящей революционной песней»), но и внутренняя самоирония, несшая в себе неповторимый ленноновский дух. Песни, где Леннон говорил об обществе, рассказывая о самом себе, получались у него лучше всего.

Еще более радикально, даже воинственно, прозвучала его песня «Власть - народу» в 1971 году. На этот раз пришлось объясняться с представителями английской прессы. «На меня набросились за то, что я сказал: «Власть - народу». И мне возразили, что ни одна часть общества не должна брать власть в свои руки. Чушь! Народ - это не часть общества. Люди - означают всё. Я думаю, что все должны владеть всем в равной степени, народ должен владеть частью заводов и должен обладать правом решать, кто начальник и кто что делает. Студенты должны выбирать преподавателей. Это может быть что-то вроде коммунизма, правда, я не знаю, что такое настоящий коммунизм. В мире не существует подлинного коммунистического государства».

В том же 1971 году Леннон выпустил альбом «Представьте себе», где пел о «невротических, психопатических свиноголовых политиканах» и предлагал строить мир, где «нет стран, незачем убивать и умирать, где все люди живут дружно и нет нужды скупиться и голодать, где торжествует братство людей и все принадлежит всем...»

Наиболее острыми его песнями 1972 года были две, посвященные событиям в Ольстере. «Когда я услышал, что в Ирландии были застрелены тринадцать человек, я отреагировал моментально. Я не стал говорить: «Боже, что происходит! Мы дрлжны что-то сделать!» Я просто запел: «Было воскресенье, кровавое воскресенье, и были убиты люди...» Когда мы делали пластинку, мы не собирались создавать Бранденбургский концерт или какой-то другой шедевр. Для нас было главное - поскорее записать ее...» - так рассказывал Леннон о рождении песни «Воскресенье, кровавое воскресенье».

Даже в моменты взлета своего радикализма Леннон всегда проповедовал идею о том, что насилие порождает только насилие. «Мне не нравятся революционные события с применением насилия», - говорил он и считал, что революция, победившая при помощи силы, будет опираться только на насилие. В знаменитой песне Леннона «Революция» есть такая строчка: «Когда вы поете о разрушении, вы можете на меня рассчитывать». («Рассчитывать» или «не рассчитывать» - что здесь поставить? - долго думал он и сделал запись обоих вариантов. Но в конце концов, издавая пластинку, он выбрал слова с отказом от насилия: он понимал, какая ответственность лежит на нем.) «Слова «Революции» не потеряли своего значения и сегодня»,- незадолго до смерти говорил Джон. И при всех поворотах своей судьбы, при всех новых увлечениях он я оставался верен идее ненасилия. Недаром его песня «Все, что тебе нужно,- это любовь», кажущаяся сегодня немного наивной, стала своего рода «посланием» молодежи, транслировавшимся по всей планете. Это было первое концептуальное обращение рок-музыкантов к молодежи мира, и лето 1967 года, когда прозвучала эта песня, вошло в историю молодежного движения как «лето любви».

Годы с 1971 по 1976 прошли в борьбе за право на постоянное жительство в США. Это был настоящий политический детектив, с судебными разбирательствами, подслушиванием, слежками и разоблачениями в печати.

Формальным поводом для попытки выслать его из страны, как и отказов в выдаче въездной визы в 1969 году, а позже - права на постоянное проживание в Америке, было обвинение Леннона в хранении наркотиков, которое было ему предъявлено осенью 1968 года после полицейского рейда на его лондонскую квартиру. Вскоре выяснилось, что наркотик тогда был подброшен. Кстати, когда в 1970 и в 1971 годах Джон и Йоко приезжали в Америку, проблемы с временной визой не было: цель тогдашних поездок была сугубо личной. Но про обвинение сразу вспомнили, как только Леннон вошел в контакт с левыми радикалами. В специальном меморандуме подкомитета по проблемам внутренней безопасности юридического комитета сената США прослеживались его связи с лидерами «новых левых», которых обвиняли в попытке «скинуть Никсона».

По первоначальному замыслу, над Ленноном должен был состояться колоссальный процесс, типа тех, что были во времена маккартизма. Однако, предвидя негативную реакцию, которую такой процесс мог вызвать в общественном мнении, от него отказались.

Официально власти всячески открещивались от того, что Леннона хотят выслать по политическим мотивам, и упоминали лишь об обвинении в хранении наркотиков. Когда в 1974 году журналист Джек Андерсон написал, что стремление иммиграционных властей выслать Леннона продиктовано не тем, что он хранил наркотики, а его ярко выраженной оппозицией войне во Вьетнаме и фальшивыми слухами о его планах участвовать в демонстрации против администрации Никсона, тактика властей изменилась. Было объявлено, что Дж. Леннона высылают как самого обычного человека, у которого просрочена виза. В 1975 году Леннон все же получил возможность жить в США, но лишь в июле 1976-го он добился права на постоянное жительство.

Вся эта история говорит об одном: идеи Леннона были притягательны, и он, не будучи политическим деятелем, обладал таким огромным влиянием, что с ним приходилось считаться даже такой могущественной стране, как США.

Сражаясь с американским правительством, Леннон не отказался ни от одной из своих идей, не отказался от своих песен, от того, к чему призывал всегда.

«Ищи ответа в самом себе», - говорил Леннон. Конечно, такой ответ не мог дать людям ни хлеба, ни жилья, ни прав, но он заставлял людей думать. Думать и мечтать о будущем, которое, конечно же, должно быть Махариши. лучше, чем день сегодняшний...

«ЗЕМЛЯНИЧНЫЕ ПОЛЯНЫ НАВСЕГДА...»

Джона воспитывала старшая сестра матери, Мими Смит. Ее дом стоял на улице Менлав-авеню, а рядом с ним возвышался особняк в готическом стиле, окруженный парком. Этот особняк был детским домом Армии спасения, куда Мими водила своего племянника на ежегодный летний праздник, а заросший парк - любимым местом детских игр Джона. Здесь он впервые ощутил свободу, здесь он впервые попал в мир, созданный его собственным воображением. Самые яркие воспоминания связаны с этим местом. Ливерпульцы называли его «Строберри Филдз» - «Земляничные поляны».

Спустя много лет одну из самых лиричных своих песен Джон Леннон назвал «Земляничные поляны навсегда»...


Конец.

Опубликовано: 19 декабря 2014 г.


Журнал "Наука и религия", № 10, 1990 г.

Джон Леннон из Ливерпуля

Наука и религия

Листая старые страницы

Подписи к фото на страницах:
После года молчания Джон и Иоко - в студии. Одна из последних фотографий.
Леннон дает автограф Марку Чэпмену. Спустя четыре часа этот человек выстрелит в своего кумира.
Демонстрация за мир в постели.
В ашраме Махариши


ДЖОН ЛЕННОН: "Я ЛЮБЛЮ ТОЛЬКО РОК-Н-РОЛЛ..."
Журнал "Студенческий меридиан", № 1. 1994 г.

УБИЙСТВО ДЖОНА ЛЕННОНА: СЕМЬ ЛЕТ СПУСТЯ
Газета "Боевая вахта", 29 декабря 1987 года

ПАРАЛЛЕЛЬ КУМИРУ
Журнал "Ровесник", № 3. Март, 2001 г.

ДЖОН ЛЕННОН: ЖИЗНЬ И ЛЕГЕНДА
Ежегодник "В мире музыки", 1990 г.

СТЕНА ДЖОНА ЛЕННОНА
Журнал "Эхо Планеты", № 17. Апрель, 1990 г.

ДЖОНУ ЛЕННОНУ - ЧЕЛОВЕКУ СЛОВА
Газета "Молодежь Бурятии", 26.12.1987 г.

ДУЭЛЬ СО СМЕРТЕЛЬНЫМ ИСХОДОМ
Газета "Молодой дальневосточник", 30.01.1986 г.

ЛЕННОН ЖИЛ, ЛЕННОН ЖИВ, ЛЕННОН БУДЕТ ЖИТЬ
Газета "На дне", 9 (15) 2000 г.

ДЖОН ЛЕННОН: ЖИЗНЬ ДО И ПОСЛЕ СМЕРТИ
Газета "Аргументы и факты", №6, 1989 г.

ДЖОН ЛЕННОН ТОЖЕ БЫЛ ТРУДНЫМ ПОДРОСТКОМ
Газета "Комсомольская Правда", 9 октября, 1990 г.

«НАШИ ЧУВСТВА БЫЛИ ЧИСТЫ»
Интервью с Йоко Оно. Журнал "Ровесник" 1992 №11 Ноябрь

СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ ДЖОНА ЛЕННОНА

КОНЦЕРТНЫЕ АЛЬБОМЫ ДЖОНА ЛЕННОНА

СБОРНИКИ ДЖОНА ЛЕННОНА


Джон Леннон из Ливерпуля


Вернуться в РАЗДЕЛ JOHN LENNON

Вернуться в РАЗДЕЛ "ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ"

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА