СУДЬБА ДЖОНА ЛЕННОНА
«Земляничные поля» - так в честь одноименной песни ансамбля «Битлз» называется небольшой участок нью-йоркского Центрального парка. Туда пришли американцы и туристы из других стран. Пришли, чтобы вспомнить о противоречивом, но незаурядном творчество одного из членов знаменитой группы - Джона Леннона, музыканта и общественного деятеля, внесшего вклад в антивоенное движение 60-70-х годов. Символично, что недавно в честь 45-летия Джона уголок Центрального парка, именуемый «Зсмляничные поля», был объявлен Интернациональным парком мира. Свою скромную лепту в его создание внесли самые разные страны. Растет здесь и русская березка, дар нашего народа.
8 декабря, ровно пять лет назад, у многоквартирного особняка «Дакота», что в пяти минутах ходьбы от «Земляничных полей», Леннон был убит несколькими выстрелами в упор. Стрелял некто Марк Дэвид Чэпмен, отбывающий сейчас пожизненное заключение. Сегодня психологи гадают, что побудило Чэпмена пажать на курок: было ли это доведенное до абсурда идолопоклонство или рассчетливая попытка безумца прославиться таким образом.
Однако, как бы то ни было, прогрессивная Америка считает, что вместе с Чэпменом на курок револьвера нажимало в тот промозглый, дождливый вечер и здешнее общество, извращенные ценности которого Леннон часто высмеивал в своих композициях. В отличие от остальных членов самобытного музыкального коллектива, которые в основном тяготели лишь к «чистому искусству», Леннон смело вторгался в область политики, социальной жизни, пытался сказать свое слово по поводу происходящего за стенами студий грамзаппсн. Музыкант искал свое политическое и гражданское «я». И факт остается фактом: антивоенное движение в Америке по праву считает Джона одним из своих трибунов.
Там, где сейчас в Центральном парке раскинулись «Земляничные поля», в пачале 70-х годов воздвигалась импровизированная деревянная сцена, с которой Леннон пел людскому морю свою композицию «Дайте миру шанс». Эта песня стала своего рода музыкальным гимном антивоенного движения.
Накануне пятой годовщины убийства Леннона телекомпания Эн-Би-Си показала трехчасовой художественный фильм «Джон и Йоко - история лю6ви». Фильм рассказывает о взаимоотношениях Леннона и художницы-авангардистки Йоко Оно, ставшей впоследствии его женой. Запомнилась сцена из фильма: Джон смотрит из окна нью-йоркской квартиры и видит шпика в черных очках. Подходит к телефону - в трубке раздаются характерные щелчки. «За нами все время следят», - в отчаянии говорит он.
Да, теперь уже документально подтверждено, что за Ленноном, человеком с мировым именем, вызывавшим трепет и благоговение сотен миллионов поклонников, весьма пристально следило Федеральное бюро расследований США - словно «битл» был опасным рецидивистом. Более 10 килограммов (!) весит досье ФБР на Леннона, с которым удалось ознакомиться профессору истории Калифорнийского университета Джону Уайнеру. В досье фиксировался каждый шаг Леннона, аккуратно подшивались подметные письма, заносились самые грязные сплетни о личной жизни Джона. Леннону прилежно «шили дело» с тем, чтобы выслать его из страны.
Почему? В глазах Белого дома Джон был распространителем политической крамолы, когда в 1971 году на сцене гарлемского театра «Аполло» пел «Аттика стейт» - проникнутый болью и гневом музыкальный реквием по жертвам кровавой расправы с заключенными тюрьмы «Аттика» в штате Нью-Йорк. Политической крамолой прозвучала в 1972 году для властей США и исполненная музыкантом в нью-йоркском спортивном комплексе «Медисон сквер гарден» композиция «Анджела» в защиту несгибаемой коммунистки Анджелы Дэвис. Как хотелось официальному Вашингтону убрать Леннона куда-нибудь подальше, а ещё лучше - вообще выдворить из страны: ведь его слова буквально на лету подхватывали миллионы молодых американцев. Только мощный заслон протеста американской и международной общественности не позволил выслать Леннона из США.
Однако в 1980 году Леннона все же «убрали» руками психически неуравновешенного человека. Можно не сомневаться, что кое-кто в официальном Вашингтоне вздохнул с облегчением: пуля оборвала жизнь Джона именно тогда, когда он после сравнительно длительного перерыва собирался вернуться к активной музыкальной и общественной жизни...
А. ЛЮТЫЙ, корр. ТАСС
Опубликовано: 2 декабря 2014 г.
|