Мечты не умирают
«Это была всемирная победа поэзии. В наш век мир принадлежит тем, кто набирает больше голосов и кто забивает больше голов. Он принадлежит самым богатым мужчинам и самым красивым женщинам. И когда весь мир отдает дань памяти человеку, который просто пел о любви и ничего больше, это воспринимается как нечто невероятное и прекрасное. Это апофеоз тех, кому не принадлежит мир», - сказал Гарсиа Маркес по случаю смерти Леннона.
За этим трагическим событием последовал почти неизбежный для нашего общества культ смерти. Десятки журналов печатали «последнее интервью», появились неизвестные записи (настолько неизвестные, что сам Леннон вряд ли бы их признал), стали продаваться значки, фотографии, плакаты с его изображением... Индустрия грез распродавала Леннона, «причесав», пригладив его и создав образ, очень далекий от настоящего Леннона - человека, поэта, бунтаря и политика. Создала образ, против которого Леннон всю жизнь боролся.
«Битлз»
Истерические крики поклонников «Битлз» не могли заглушить истинное звучание их музыки. И те, кто на концертах слушал, а не кричал, сразу уловили новый стиль, новую, бунтарскую и полную отчаяния поэзию. До «Битлз» тексты песен варьировались между: «Бэби, не уходи от меня!» и «Я по тебе скучаю, бэби!». Леннон же начал писать правдивые, жизненные истории, отражая почти с журналистской четкостью характерные черты общества.
К Леннону всегда относились с большей любовью и, пожалуй, с меньшим почтением, чем к остальным членам группы. Ведь он всегда вел себя наиболее демократично на сцене. Вспомним, как на одном концерте, проходившем в присутствии королевы, он сказал: «Хлопайте в ладоши, люди, сидящие на дешевых местах! И вы в партере, если соблаговолите, можете побренчать своими драгоценностями».
Он единственный из «Битлз», отказавшийся от Ордена Британской империи в знак протеста против поддержки Великобританией интервенции США во Вьетнаме.
После того как группа распалась, Леннон решительно покинул ту «Башню из слоновой кости», в которую пытались его запрятать продюсеры и антрепренеры. Для него музыка и жизнь были неразрывно связаны. Он стал более активно участвовать в антивоенном движении, и это нашло свое отражение в его музыке. Леннон написал песню «Дайте миру шанс», предназначенную для участников антивоенных маршей. И действительно, песня удалась, стае своего рода гимном участников демонстраций, выступавших против войны во Вьетнаме. В своих песнях он поддерживая борьбу угнетенных народов, борьбу женщин, осуждал несправедливость во всех ее проявлениях. И продолжал петь о любви.
Он не успел вернуться
В последние пять лет своей жизни Джон Леннон удалился от активной общественной деятельности. Он объяснял это желанием уделять больше времени семье. И когда он решил вернуться и «начать все сначала», раздался роковой выстрел Марка Дэвида Чэпмена. Вернуться не удалось. Вероятно, кому-то этого очень не хотелось.
Леннон оказал влияние на несколько поколений музыкантов и изменил представление о современной музыке. Тех, кто не подвергся его влиянию, можно пересчитать по пальцам.
Для многих людей смерть Леннона была как потеря старшего брата - его присутствие всегда ощущалось. Для многих это бып конец мечты, веры в то, что песня может изменить мир. Сам Леннон, когда распались «Битлз», сказал следующее: «Ничего не изменилось. ЮАР продолжает получать оружие, на улицах продолжают убивать и грабить, миллионы нищих продолжают жить в ужасающих условиях. Все по-прежнему. Просто некоторые юнцы отрастили длинные волосы, а мы стали богачами. Вот и все. Мечты больше нет».
Но если мы захотим, мы сможем вдохнуть в мечту новую жизнь. Давайте дадим миру шанс, дадим женщинам равные права и попытаемся создать рай на земле. «Мечтатели», - скажут некоторые. Может быть. Но таких, как мы, много.
Статья из журнала ВФДМ «Молодежь мира»
(АПН).
Опубликовано 2 декабря 2014 г.
|