Немецкий синти-поп-проект
ALPHAVILLE
Рок-энциклопедия

Рок-энциклопедия. Alphaville

СИНТЕТИЧЕСКОЕ ТРИО:
ОТКУДА БЫТЬ ПОШЁЛ "ALPHAVILLE"


…На дворе было начало 80-х, время всяких бунтарей и новоявленных романтиков, это время, когда в воздухе по обе стороны Атлантики витал дух перемен и абсолютного свободомыслия. Мир буквально трансформировался на глазах, и эти изменения не могли, конечно же, не отразиться в музыке - на смену доминировавшему в конце 70-х панку пришел гораздо менее агрессивный, но полный мощной энергии стиль «нью-вэйв», который объединил традиционные танцевальные ритмы, яркий гитарный поп и классический джаз-фанк на основе синтезаторов. Он стал весьма благодатной нивой для самых разных экспериментов, чем успешно пользовались такие классики жанра как «Kraftwerk», Дэвид Боуи, «Soft Cell», «Roxy Music» - исполнители, впоследствии оказавшие весьма заметное влияние на героев нашего рассказа «Alphaville».

Немецкий синти-поп-проект Alphaville. Рок-энциклопедия Однако это случилось значительно позже, а тем временем в западно-немецком городке Энгере пересеклись пути двух весьма юных и музыкально одаренных единомышленников, которых объединила одна пламенная идея - изменить мир к лучшему с помощью музыки. Как нетрудно догадаться, это были Бернхард Ллойд (Bernhard Lloyd) и Франк Мертенс (Frank Mertens). После непродолжительных экспериментов с синтезаторами молодые музыканты пришли к справедливому выводу, что единственное, чего недостает начинающей поп-группе - это талантливого вокалиста. Таким образом они пустились на поиски недостающего элемента, и вскоре к синти-дуэту присоединился некий Мариан Голд (Marian Gold), давний друг Бернхарда, живший в то время в Мюнстере - он и по сей день продолжает быть «лицом» группы, оставшись верным «идее и ее чистоте».

Но обо всем по порядку.

Итак, тройка юных романтиков, объединившись под хорошо известным поклонникам по одноименному бессмертному хиту группы названием «Forever Young», дают свой первый концерт в андеграунд-клубе, где Ллойд работал в то время ди-джеем. Выступление проходит на «ура», и воодушевленные успехом музыканты вместе со своими друзьями и подругами основывают в Мюнстере некий «Nelson Project» - идиллический мирок, убежище социалистически настроенных творческих идеалистов.

1983-84 годы стали решающими для коллектива - именно тогда был подписан контракт со звукозаписывающей компанией WEA, которая подыскивала исполнителей на всех континентах. Тогда же возникла идея дать новое название группе. Мариан, Бернхард и Франк, будучи большими поклонниками кино и научной фантастики, недолго думая нарекли себя в честь одной из своих любимых кинолент. «Alphaville» - так называется научно-фантастический фильм Жана-Люка Годарда о городе будущего, контролируемом всесильным компьютером. Фильм удостоился главной премии в Западном Берлине в 1965-м году.

Время шло, и в начале 1984 года Германия, за ней другие европейские страны, а потом и США стали свидетелями восхождения новой яркой звезды на музыкальном небосклоне - «Alphaville» взлетели на вершины многочисленных чартов со своим первым синглом «Big in Japan». Аналогичная судьба постигла и два их последующих сингла - «Forever Young» и «Sounds Like a Melody». На волне успеха музыканты выпустили свой первый альбом «Forever Young» - произошло это событие в сентябре 1984 года. Незамысловатые, но чарующие слух синтезаторные мелодии в сочетании с великолепным голосом Голда сделали свое дело - альбом очень быстро разошелся по всему миру тиражом более 1,5 миллионов экземпляров.

Мечта сбылась, но талантливые юноши, полные сил и задумок, и не думали почивать на лаврах - впереди их ожидал долгий путь, и перемены не заставили себя ждать. В декабре 1984 года Франк Мертенс покинул состав группы, и его место занял профессиональный клавишник и гитарист Рикки Эколетте (Ricky Echolette), ранее работавший с Марианом в группе «Chinchilla Green». К тому времени музыканты уже имели собственную студию в Берлине и работали над своим вторым альбомом «Afternoons In Utopia», увидевшим свет в 1986-м году. Этот альбом, планировавшийся как мюзикл и рок-опера, стал отражением мироощущения творческих натур, выражением волнующих их глобальных проблем, что воплотилось в единой концепции, идее, связывающей все песни. «Afternoons In Utopia» - это своеобразная ностальгия о будущем, о мире, в котором не будет места социальной несправедливости, ядерным конфликтам, проституции и прочим порокам современности; и то, что мы можем увидеть, а точнее, услышать в результате - яркая фантасмагория, изобилующая футуристическими, инопланетными и мифическими героями, архетипами, символами, расшифровка которых зачастую остается за слушателем - что прекрасно иллюстрируют такие композиции как «Fantastic Dream», «The Voyager», «Lassie Come Home», «Red Rose», «Jerusalem».

За этим последовал выпуск двух сборников песен группы - «Alphaville» (1986 г.) в ГДР, что было редким явлением для западногерманской группы, и ремиксовый «The Singles Collection» (1988 г.) - в США.

Над следующим студийным альбомом, который вышел в марте 1989 года под названием «The Breathtaking Blue» , «Alphaville» полтора года работали вместе с легендарным электронщиком Клаусом Шульце (Klaus Schultze), известным своими многочисленными сольными проектами, а также экс-участием в группе «Tangerine Dream». Все началось с шуточного предложения Шульце помочь музыкантам с очередным ремиксом, а закончилось выпуском нового альбома. Плодами такого экспериментаторского сотрудничества стали разноплановые композиции с элементами джаза, рок-н-ролла, живой музыки и полным отсутствием коммерческого подхода, что, вкупе с отказом WEA в «раскрутке» привело к тому, что альбом успеха не имел.

Впрочем, это не стало помехой для музыкантов осуществить свою давнюю мечту - снять масштабное видео, основой которого была бы сама музыка, атмосфера каждой отдельно взятой песни. Для воплощения этой идеи в жизнь были приглашены режиссеры из разных стран, двое из которых, немцы Вольфганг и Кристоф Лауэнштайны впоследствии получили «Оскар» за свою работу. В рамках проекта было снято 9 коротких фильмов, объединенных в одно 50-ти минутное видео. Этот фестиваль международной режиссуры получил название «Songlines», заимствованное из древнего предания австралийских аборигенов о том, что Бог «воспел» жизнь на земле, бывшей до того бесплодной пустыней.

После этого музыканты решили сделать небольшой перерыв - Мариан занялся сольным проектом «So Long Celeste» , который увидел свет в августе 1992 года и включил в себя 6 оригинальных песен и 4 кавер-версии. У Бернхарда, в свою очередь, появился прекрасный шанс проявить свой талант студийного чародея, делая ремиксы известных хитов «Alphaville», которые вошли в сборник «First Harvest 1984-1992». 1993 год ознаменовался выпуском сборника «History» , предназначавшегося исключительно для членов официального фан-клуба.

На этот период пришлось также несколько выступлений группы, в том числе. на фестивале в Финляндии, где под открытым небом собралось более 15 тысяч человек. Однако на свое первое настоящее европейское турне привыкшие исключительно к работе в студии музыканты решились только в 1995-м году. Этому предшествовал выход в октябре 1994 года, пожалуй, самого сложного и тяжелого для восприятия, и вместе с тем яркого, насыщенного реальными переживаниями альбома «Prostitute». Этот альбом обнажил весь спектр эмоций чувствующей души - от счастливой умиротворенности («Faith», «The Impossible Dream») до глубокой горечи («The One Thing», «Parade») и агрессии («Some People», «Ascension Day»); от тревоги и страха мечтательного резидента башни из собственных иллюзий, оказавшегося один на один с суровой реальностью («Oh Patti», «Ivory Tower») до уверенного расставания со всем старым, бесполезным и отжившим, самотрансформации и триумфа новой надежды («Euphoria», «Apollo»). Жанровый диапазон песен также широк - это и поп, и рок, и регги.


Концерт группы Alphaville


«Prostitute» стал поворотным пунктом как в истории группы, так и в мировоззрении ее участников - наивные идеалисты повзрослели и сняли розовые очки, но не утратили святой веры в возможность изменения мира - напротив, они облекли ее в новую, более зрелую и убедительную форму. Этот альбом, четвертый по счету, также не имел коммерческого успеха, не вписавшись в каноны музыкального рынка, обычно требующие от хита смысловой непритязательности и незатейливой, «цепляющей» мелодии - что, впрочем, не помешало синглу «Fools» войти в сотню лучших песен Германии.

Еще через год, в конце 1996 года, свет увидел второй сольный альбом Мариана Голда, «United» , сохранивший атмосферу «Prostitute» острыми переживаниями, порой граничащими с безысходностью, плавно сменяющейся тонкой иронией, легкой меланхолией, размышлениями о смысле жизни. В альбом вошло 2 кавера («Say It Ain't So Joe» Мэррэй Хэд и «Five Years» Дэвида Боуи). К сожалению для преданных поклонников, «United» изначально был издан и доступен исключительно в Южной Африке, и был переиздан в Штатах только 3 года спустя.

Между тем, в сентябре 1997 года вышел очередной совместный альбом группы - прощальный для Рикки, впоследствии покинувшего «Alphaville» - над которым музыканты работали во Франции, начиная как бы с чистого листа, в чем-то возвращаясь к первоистокам своего творчества. Результатом этих трудов стали простые и немного наивные, в духе «Forever Young», но красивые и проникновенные композиции («New Horizons», «Guardian Angel») - как энергичные дискотечные танцевалки («Control», «Wishful Thinking»), так и прочувствованные баллады («Flame», «Inside Out»). Этим альбомом с красноречивым названием «Salvation» вечно молодые душой романтики подтвердили, что их рано списывать со счетов, и что «Alphaville» в состоянии составить конкуренцию многим современным группам. Украинские меломаны имели возможность убедиться в этом, побывав на фестивале «Рок-Киев» летом 1999 г., где «Alphaville» продемонстрировали, что есть еще порох в пороховницах, вдохновение и желание творить.

В январе того же, 1999 года, музыканты выпустили своеобразный сборник «Dreamscapes» , состоящий из восьми компакт-дисков, на которых собраны неизданные ранее редкие концертные записи и ремиксы; в сентябре 1999 г. появился диск «Visions of Dreamscapes» с избранными треками в поддержку бразильского тура «Alphaville». В июне 2000 года вышел первый «живой» альбом группы - «Stark Naked And Absolutely Live» , целый месяц пребывавший на вершине альтернативных чартов Германии. В этом же году Бернхард Ллойд со своим давним приятелем, музыкантом Максом Холлером (Max Holler), объявили о создании совместного музыкального проекта в интернете – «Atlantic Popes».

В октябре 2001 года группа порадовала верных фанатов альбомом ремиксов «Forever Pop» , вдохнувшим новую жизнь в старые добрые хиты «Victory Of Love», «Big In Japan», «Jerusalem», «Forever Young» и другие, которые приобрели несколько отличное от оригинального, более привычное уху современного слушателя звучание. Что ж, это была великолепная возможность для воспитания новых поколений поклонников самой романтичной группы двух последних десятилетий!

Примерно в это же время, а точнее с октября 2000 по ноябрь 2001 гг. на официальном сайте группы Alphaville.info в рамках своеобразного виртуального проекта «Dreamscapes №9» каждый месяц «в эфир» выходило по одной песне, в создании некоторых из них принимали участие и фаны. A 29 января 2003 года увидел свет новый альбом под названием «Crazy Show», в который вошли песни из виртуального проекта «Dreamscapes №9» (как демо, так и новые версии песен). Альбом состоял из 4-х дисков и распространялся только по Интернету. В течение двух месяцев поклонникам группы предоставлялась возможность предварительно заказать «Crazy Show». Для тех, кто это сделал до 10-го декабря 2002 года, группа добавила дополнительный пятый диск, на котором была записана песня «Elegy» в новой обработке. В день релиза на moonbase была устроена онлайн-вечеринка для всех поклонников группы. На ней были предложены для скачивания две новые на то время песни «Ways» и «Heartbreaker», картинки из буклета, который входил в комплект «Сrazy Show», полный треклист нового альбома и чат с героями этого дня.

19 ноября 2010 года «Alphaville» выпускают новый альбом «Catching Rays On Giant», первый коммерческий альбом за последние 13 лет.


27 ноября 2012 года на официальном сайте группы объявлена дата нового альбома - «Strange Attractor» - 2014 год. Однако 21 мая 2014 года скончался клавишник и аранжировщик Мартин Листер, поэтому работа над альбомом приостановилась. Зато вместо него в 2014-м году группа выпустила альбом-сборник «So 80s».

В 2017-м году наконец-то вышел новый альбом «Strange Attractor», в него вошли 13 новых треков. С тех пор группа выпустила только один сингл и концертный альбом на 4-х CD-дисках – «Live At The Whisky A Go Go».

По мотивам альманаха
«Рок-история»


Опубликовано:
18.08.2019 г.

Основная дискография "Alphaville"

Alphaville, Forever Young, 1984

Alphaville, Afternoons in Utopia, 1986

Alphaville, The Breathtaking Blue, 1989

Alphaville, Prostitute, 1994

Forever Young, 1984 г.

Afternoons in Utopia, 1986 г.

The Breathtaking Blue, 1989 г.

Prostitute, 1994 г.

Alphaville, Salvation, 1997

Alphaville, Dreamscapes, 1999

Alphaville, Catching Rays on Giant, 2010

Alphaville, Strange Attractor, 2017

Salvation, 1997 г.

Dreamscapes, 1999 г. (многотомная антология)

Catching Rays on Giant, 2010 г.

Strange Attractor, 2017 г.

Немецкий синти-поп-проект Alphaville. Рок-энциклопедия


YELLO

KRAFTWERK

EURYTHMICS

MODERN TALKING

БАРБРА СТРЕЙЗАНД

КРИСТИНА АГИЛЕРА

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА РАЗДЕЛА "ЗАРУБЕЖНАЯ ЭСТРАДА"

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ПОРТАЛА

КАРТА ПОРТАЛА


Девичьи шалости. Журнал Музыка Высшего Интима. Приложение к Рок-энциклопедии

Внимание! Немецкий синти-поп-проект!