Создатели «ливерпульского стиля» «Битлз» не были единственными новаторами на музыкальной сцене 60-х годов. В начале прошлого десятилетия из классического негритянского блюза возникает музыкальное движение, зачинателями которого были гитаристы Алексис Корнер и Джон Мейэл: блюз приобретает широкую популярность среди английской молодежи. Вскоре «Мэрки-клаб», в котором по вечерам собирались блюзмены, становится настоящей Меккой поклонников Корнера. Именно в «Мэрки-клаб» возникает импульс, давший начало целой плеяде ансамблей, черпавших вдохновение у пионеров негритянского блюза Сонни Бой Вильямсона, Рея Чарльза, Би Би Кинга, Ларри Вильямсона и других. Но музыка «Роллинг Стоунз», «Спенсер Девис груп», «Манфред Мэнн», «Кто», «Энималз», «Ярдбердз» и других не была простым копированием негритянской манеры исполнения, а представляла ее творческую модификацию, английскую форму ритм энд блюза. Особого признания у молодежи добился известный ныне ансамбль «Роллинг Стоунз». На его творческом пути мы и остановимся подробнее.
Свое название участники группы взяли в честь классического «Роллинг Стоун блюза». Руководитель ансамбля Мик Джеггер так говорил о первых шагах группы: «Вначале мы хотели вытолкать в шею из джаз-клубов традиционные ансамбли. Мы были в положении колоний, борющихся против международных монополий. И все-таки мы надавали им тумаков». Что и говорить, подобная агрессивность характерна для «роллингов», с самого начала своей карьеры заслуживших прозвище «общественные хулиганы». Как только английское «общество» заметило, насколько «лондонские головорезы» опаснее ливерпульских «жуков», «Битлз» становятся официальными фаворитами. В то время, как Британская империя награждает их своими орденами, «роллинги» таскаются по судам. Когда «Битлз» становятся «нашими милыми парнями», «Роллинг Стоунз» продолжают оставаться «шайкой разбойников», гонимые отовсюду и вместе с тем столь желанные в кругах волнующейся студенческой молодежи.
«Роллинг Стоунз» – одна из старейших рок-групп – всегда были представителями обновленного ритм энд блюза. Им удалось добиться того, что в ритм энд блюзе к середине 60-х годов возникла действительно новая область на границе джаза и рока, заменившая молодым слушателям и классический джаз и первоначальный рок. «Роллинг Стоунз» представили миру острую смесь негармоничных звуков, диссонирующего вокала, атональных композиций и всех тех фальшивых на первый взгляд нот, которые лежали в основе пародийных шоу Джеггера, непрестанно иронизирующего, выставляющего напоказ жестокую изнанку такой, казалось бы, упоительной и блестящей жизни джазовых и роковых «богов». Разбив блюзовую колыбель Алексиса Корнера, «Стоунз» обратили особое внимание на подлинный негритянский ритм энд блюз, сумев подвести его под свое оригинальное мышление, представив образцы урбанистического творчества.
Творчество дуэта Джеггер–Ричард протекало в условиях постоянной конкуренции с другим композиторским содружеством – Леннон – Маккартни. Заметим, однако, что первые создавали свои произведения строго в рамках ритм энд блюза, то есть музыки, имеющей определенную схему, развитие которой без коренной ломки стиля гораздо сложнее, чем создание произведений, целиком свободных от каких бы то ни было схем, как это делали «Битлз». Секрет успеха в значительной мере заключался в том, что Джеггер и Ричард были особенно внимательны к ритмической основе, на известных схемах («рифах») они создавали именно свои мелодии. Такими были их песни в 1965 году, такими они остались и десять лет спустя, когда от «Битлз» остались одни воспоминания, а от многих не осталось даже и этого. Основная заслуга «Стоунз» состояла в том, что они вместе с «Битлз» вывели поп-музыку на путь широчайшего экспериментирования. Одновременно с «Энималз» и «Спенсер Девис груп» музыка «Роллинг Стоунз» стала стержнем развития блюза в 60-е годы. В то время (особенно в 64–65-х годах) они представляли собой прогрессивный авангард поп-музыкальной сцены, сумев привить слушателям любовь к блюзовой культуре.
Ну а что касается шумихи: автографов на бюстгальтерах истеричных поклонниц, телохранителей из числа «ангелов ада» и прочее – все это было скорее чисто сатирическими приемами, лишний раз подчеркивающими всю абсурдность «ценностей» массовой культуры Запада. Под внешним фиглярством «Стоунз» всегда был скрыт горький сарказм сознания собственного бессилия изменить «этот безумный, безумный… безумный мир».
И.ЩЕГОЛЕВ, М.МОНАХОВ
|