Тяжелая музыка состоит не только из хэви метала. В наше время существует множество различных направлений, многие из которых зародились еще в 80-е годы, а то и раньше. Одно из таких направлений – панк-рок.
Что такое Punk?
Punk - так раньше называли на уличном жаргоне проституток. В этом значении слово встречается в пьесе У. Шекспира «Мера за меру». В Америке в начале XX века его относят уже к заключённым - «шестеркам». Позже слово вошло в основной лексикон и сегодня употребляется в значении «грязь», «гнилье», «отбросы». Панк-рок 60-х годов принято называть «гаражным роком». Он появился в США в 1964 году, где под влиянием Beatles и Rolling Stones возникло огромное количество местных ансамблей. То, что они играли, заметно варьировалось в зависимости от регионов, местных музыкальных традиций, но в основном это была смесь блюзовых, белых народных мотивов с элементами доморощенной музыки скиффл. Значение этого события трудно переоценить - впервые с конца 50-х годов у американской молодежи появилась «своя» музыка.
Смыслом, который вкладывали ранние панк-рок-группы в свой жанр, было стремление играть, главенствующее над умением играть; благодаря такому определению сформировалась разнородная ранняя американская панк-сцена в диапазоне от примитивных и легковесных Ramones до сложных и экспериментальных Television. Подобный подход позволил панк-року стать основной целого ряда субкультур - панк, DIY, культуры фэнзинов, позже - straight edge. В 1976-1977 годах панк-рок начинает зарождаться в Великобритании, в более скандальной и политизированной форме; благодаря этому к 1977 году жанр становится одним из самых заметных явлений в рок-музыке Великобритании.
Со временем панк-рок породил множество разновидностей. Крупнейшими из них являются более мелодичный и легковесный поп-панк, агрессивные хардкор и Oi!, а также комбинации с другими жанрами - ска-панк и ставший отдельным крупным жанром постпанк.
Слово punk в английском языке многозначно, но до появления панк-рока в большинстве случаев использовалось как ругательство. Среди значений, в зависимости от контекста, могло быть «проститутка», «гомосексуалист» или просто «подонок», во всех случаях это эмоциональное нецензурное выражение.
Первое упоминание слова «punk» в связи с рок-музыкой относится к 1970 году, когда в газете Chicago Tribune в рецензии на альбом авангардной гаражной группы The Fugs их музыка была охарактеризована, как «панковский рок, сантименты деревенщины». Лестер Бэнгс, один из предположительных изобретателей термина «хэви-метал», использовал слово в статьях об Игги Попе.
Но впервые как термин, а не эпитет, начали употреблять сочетание «панк-рок» критики Дэйв Марш и Ленни Кей в 1970-е.
В 1976 году появился фэнзин «Punk», созданный Легсом МакНилом. Журнал был посвящен американским панк-року и новой волне, уже четко обьединяя их в направление. Именно этот журнал и дал жанру окончательное название.
Для композиций панк-рока в целом свойственны быстрый темп, иногда - небольшая продолжительность по времени, простой аккомпанемент, развязная и зачастую агрессивная манера пения. Тексты панк-рок-групп как правило нигилистичны, иногда в них делается упор на социальные проблемы. Нередко панк-рок-группы имеют эпатажный имидж: так, New York Dolls одевались на сцене в яркую женскую одежду, The Adicts подражали главным героям фильма «Заводной апельсин»; позже появляются такие детали панк-имиджа, как рваная одежда (Ричард Хэлл), булавки (Sex Pistols), причёски ирокез (The Exploited).
В любом случае, панки очень много внимания уделяли своей внешности. Принято считать, что панки ведут необычный образ жизни…многие их ассоциируют с грязью.
К началу 1980-х обнаружился некоторый спад в развитии панка. Волна популярности первых групп сошла на нет. Однако в это время начались эксперименты по приданию панк-звучанию большей брутальности; группы вроде Black Flag и Circle Jerks породили крупный поджанр хардкора, Sham 69 и Cockney Rejects - oi!, Crass - анархо-панк. Начались эксперименты по объединению панка с металом (The Exploited, Discharge, D.R.I.), ска (Social Drinking, Operation Ivy). В большинстве своём панк-группы 80-х не привлекали широкого общественного внимания, находясь в анерграунде. Однако в то же время развивались жанры альтернативного рока, нойз-рока, постпанка; ключевые группы этих направлений (Sonic Youth, Pixies, Big Black, Husker Du) сохраняли сильное панк-влияние, при этом развивая новые музыкальные идеи.
Новые направления
К концу 80-х - началу 90-х благодаря группам Bad Religion и NOFX получил популярность поп-панк; этот вид панк-рока существенно отличался от поп-панка 70-х (Buzzcocks) и добился крупной популярности. Группы Offspring, Green Day, Rancid стали основой поп-панка 90-х; однако, принято считать, что жанр стал вырождаться с появлением неоригинальных коллективов вроде Blink 182.
Панк-рок в СССР
В СССР панк-рок зародился в 1979 году в Ленинграде с созданием группы Андрея Панова Автоматические Удовлетворители. Постепенно советский панк стало принято делить на 2 категории - традиционный (Тараканы!) и сибирский (Гражданская оборона). В 90-е в России (главным образом в Москве и Санкт-Петербурге) появляется целый ряд популярных панк-рок и поп-панк групп (НАИВ, Тараканы, Бригадный Подряд, Пурген, Ник Рок-н-ролл, Элизиум и т. д.). Русский ска-панк представлен группами Spitfire, Distemper, ЯйцЫ Фаберже. Пожалуй, самой известной панк-командой в России является группа «Король и Шут».
Панк-рок, как и многие другие «неформатные» направления не стал коммерческим направлением.
Разновидности панк-рока
Из этого стиля «вышли» многие музыкальные разновидности. Например, ска-панк. В ска-панке к традиционным атрибутам панка добавляются типичные элементы ска, такие как используемые в исполнении духовые инструменты или эксцентричные ударные партии.
Ска-панк чаще всего играется вживую в небольших музыкальных клубах, но в последние годы приобретают популярность и ска-панк-концерты. Также ска-панк команды все чаще становятся участниками крупных музыкальных фестивалей.
Хардкор - отяжелевший и более жёсткий панк-рок, появившийся в США и Великобритании в конце 70-х годов. Саунд, по сравнению с традиционным звучанием панк-рока стал более быстрым, тяжелым, композиции стали более короткими - полторы-две минуты. Основная тематика песен - личностная свобода, анархия, политика, социальные аспекты, стрейт-эйдж, веганизм, насилие, пацифизм. Хардкор оказал значительное влияние на развитие тяжелой музыки 80-х и 90-х годов.
Oi! - музыкальное направление, возникшее в Англии в самом конце семидесятых годов как ответвление панк-рока, призванное вернуть последний к его истинным, пролетарским корням. Oi! - «панк для рабочего класса» - имеет более медленное звучание, чем панк-рок, но нисколько не уступает панку в агрессивности и порой даже превосходит его. Музыка проста, нередко песня в стиле Oi! - это три аккорда, вокал обычно грубый (бывают исключения, например Deadline). Основные oi!-темы: противостояние власти во всех её формах, пролетарская солидарность, ненависть к полиции, околофутбольные страсти, прославление истинно мужских качеств (сила, достоинство и т. д.), различных видов хулиганского и асоциального поведения, употребления пива.
Поп-панк - один из базовых поджанров панк-рока, характеризующийся смешением принципов и инструментальной секции типичного панк-рока с мягкими поп-мелодиями и приёмами поп-музыки (а также других «лёгких» жанров). Появившись вместе с собственно панк-роком, поп-панк пережил «новое рождение» и крупнейший (для панк-рока вообще) коммерческий успех в 90-е годы. Поп-панк музыка в её нынешнем виде весьма популярна среди эмо, скейтеров и некоторых других субкультур.
Опубликовано 17.9.2013 г.
|