= N I N A = H A G E N =
...Для нас, чуть ли не последних советских пионеров конца 80-х, Хагенша была больше чем музыкант... Это было эдакое культурное явление, бравшее свое начало не из какой-то там полувыдуманной Америки, или полумифической Англии, чья молодежная культура впитывалась нами - пионерами-нонкомформистами - без всякой оглядки, это было хорошо хотя бы потому, что это было ОТТУДА! Хагенша же разрушила привычный образ якобы западнической свободы действий и раскованности мыслей - ведь она была НАША, социалистическая, прямохонько из ГДР!!! Тогда это звучало вполне синонимично, как если бы она была из Вильнюса допустим... Вот-вот на Юрмале выступит... При этом конечно же скажем так бунтарство и отвяз у Хаген получался вполне таким себе радикальненьким, что опять же лишь ставило ей очередной плюс в неокрепших умах советского подростка, аккуратненько выводящего надпись Nina Hagen где-то на задворках пионерского галстука...
Я обожаю первые три альбома Хагеншы - я считаю что они вписаны в историю рокенролла навсегда! Вписаны, причем, с истерикой, выпучиванием глаз, частичной наёбкой как себя, так и зрителей, и даже само их "вписывание" - это тоже часть позора рокенролла, одной из важнейшей составляющей данного стиля и направления! Все последующие ее пластинки я конечно же тоже когда-то заслушал до дыр (ну, кроме разве что самых последних), однако это скорее была уже не любовь, а так - просто привычка... Впрочем, все равно - стоило выйти очередному ее альбому в начале 90-х, еще попсовее предыдущего, все равно - он не меньше чем на месяц становился саундтреком всех студенческих пьянок... Да... Так вот, я собственно о чем - если описывать творчество Хаген одним словом, я бы определил бы ВСЮ ЕЕ (т.е. как личность, так и творческую составляющую) как некое НАДУВАТЕЛЬСТВО! В принципе, практика, в рок-н-ролле встречающаяся на каждом шагу, давно уже ставшее вполне синонимичным к нему - рокенролу - понятием, скорее даже доброй традицией!.. Так вот, Хагенша пожалуй самая пронзительная, самая восхитительная из всех великих рок-н-роллных наёбщиков!!! Не знаю, понятна ли моя мысль кому-либо, кроме меня... Я вообщем-то даже до конца не знаю, понятна ли моя мысль собственно самому себе... Попробуем в этом разобраться более подробно - именно на примере первых ее трех альбомов!
Нина Хаген родилась в семье богемной и обеспеченной, обласканной режимом Хонекера - ее отец был киносценаристом, а мать - суперпопулярной актрисой ГДР. Вскоре после рождения Нины, родители развелись... Впрочем, так же скоро мать вылша замуж вторично - за некоего тоже очень популярного восточноевропейского барда, придворного антикоммуниста, ведущего богемный образ жизни и поющего под гитару всяческие вольнодумные куплеты... Вести непристойный образ жизни - т.е. пить, курить, трахаться и глотать разноцветные таблетки - Хаген начала в 13-летнем возрасте... Да так активно, что частенько ее вполне привилегированное положение в обществе не помогало, и ее гнали взашей - то из пионерлагеря, когда у нее пионервожатые обнаружили странные, явно "западные" разноцветные таблетки. Хаген не моргнув глазом заявила придирчивой администрации, что, мол, нет - это не наркотики. Наркотики выглядят иначе, вы что, не знаете что ли??? это противозачаточные, и если вы их у меня отнимете, я тут же забеременею... Таков был дан ответ немецким подростком, выходцем из элитной семьи... Потом ее уже выгнали из школы, которую она, впрочем, так и не закончила...
С именем Нины Хаген вообще связано очень много самых разных мифов и легенд, к самой Хагенше не имеющих никакого отношения, но прекрасно иллюстрирующих отношение музыкального потребителя к артисту! Среди них, к примеру, частенько мной слышалась история о том, что из ГДР она сбежала в ФРГ, откуда ее чуть ли не выгнали куда подальше - в Англию... На самом деле все было не так... Отчим ее - как говорилось выше - известный немецкий бард, гастролировал по ФРГ... И вот - совершенно неожиданно - его лишают гражданства и извещают, что лучше ему не возвращаться в ГДР, тусуйся, мол, боком... Нина, мгновенно сориентировавшись, пишет письмо в министерство иностранных дел, в результате чего ей настоятельно рекомендуют в течение 4 дней убраться из страны к ебеням собачьим, т.е. туда же - в ФРГ... Хагенша приезжает в Гамбург, который очень быстро ее достает, и она отваливает в Лондон. А был это ровнехонько 1976 год... И тут мы вплотную подходим к другому мифу, пожалуй, самому раскрученному, в который даже Нина Хаген в итоге поверила! А именно, что Нина Хаген - мама панка!
Сама Хагенша объясняет своё почетноё звание тем, что когда она в Лондоне попала прямохонько в свежеиспеченную панк-тусовку, она там оказалась самой великовозрастной - ей было целых 22 года!!! тогда как среднестатистическому лондонскому панку было не более 16... Так ее и стали называть ласковые панки - мамой! А так как она тусовала постоянно с ними, стала в итоге панк-мамой... Вообщем, после минимального знакомства с ультрасвежими контркультурными европейскими явлениями, она возвращается в Западный Берлин, где она и знакомится с будущими музыкантами своей группы... И в 1978 году выходит дебютный альбом группы, незатейливо названный Nina Hagen Band.
Многие считают этот альбом лучшим в наследии Хагенши... И с этим трудно спорить - пластинка действительно очень цельная, живая, мощная, рвущая в клочья... Нине конечно же повезло с музыкантами - чуваки рубят именно на отрыв, звучат в лучших традициях жесткого рока середины 70-х, сыграно все ну просто на таком вышаковом уровне, будто это аккомпанирующий состав Элиса Купера второй половины 70-х... Ну и ладно, давайте все-таки не забывать о Нине Хаген - потому что на самом-то деле конечно же неподготовленный слушатель обращает внимание не на музыкальное качество исполнения, а на то вокальное безумие, что царит на этой записи. И это таки да - именно что безумие!.. Это такая вокальная эквилибристика, цирковое представление маппет-шоу, озвученное диснеевскими мультипликаторами, предварительно получившими оперное вокальное образование, но на которых, увы, позже ставили ЛСД-эксперименты в течение 3 лет. А потом - лоботомизировали. Вот примерно так поет Нина Хаген... Отсюда, еще один миф: что Хаген, мол, получила оперное вокальное образование! На самом деле, ее обучение вокалу длилось меньше года, да и то - чуть ли не факультативно... И якобы диапозон в 5 октав тоже на самом деле вызывает сомнения у многих специалистов... Не вызывает сомнения лишь одно - вот то безумие, которе она акробатически воплощает своими голосовыми экзерсизами!.. Впрочем, где-то читал, что на самом деле вся эта вокальная гимнастика не имеет под собой никакой семантической основы, т.е. ну никак не привязаны ни к образу лирического героя, ни к разворачивающемуся в песне сюжету, коль таковой имеется... Т.е., все эти перелеты-вылеты из октавы в октаву, переход от истерики к хрипотце - не несут никакого значения, это так, просто выработанная ей вокальная манера... Короче, получается, что это скорее не панк-отвяз и подмена традиционного, классического, вечного чем-то радикальным, истерическим, новым, нет... Это скорее просто-напросто цирк какой-то... Клоунада, дурачество, дуракаваляние...
Так вот - пластинка вполне оказалась успешной - как коммерчески (она достигла золотого статуса), так и среди критиков, отнесшихся вполне доброжелательно к группе... Газеты наперебой восхищались вокально-театральной манерой Хаген... Группа поехала в долгое и успешное турне по Европе... И все было бы хорошо, если бы не одно "но..." Если бы не... Нина Хаген конечно же... А дело было так: группа выступала где-то в Бельгии по-моему... А надо заметить, что в группе царили настроения вполне демократичные - Нина писала тексты, музыканты - музыку, работали над ней все вместе, и деньги соответственно делились поровну - без выявления лидерства!.. Но тут вдруг Хаген поняла, что звезда - именно она, а, мол, музыканты - это так, приходящее... Можно подумать - типа что, она себе музыкантов не найдет??? И короче в середине турне она так и заявляет - половина доходов от пластинки - мои, вторую половину - делите между собой как хотите. Да. И с концертами теперь, ребята, ситуация выглядит так же - половина моя, половина - ваша! Чуваки, ни слова не говоря, запаковали вещи и отправились домой... Прямо в середине тура... Однако контракт на выпуск второго альбома уже был подписан, и его условия надо было выполнять... Так его и записали - сначала музыканты записали все свои партии в студии, потом уже Нина наложила на них свой голос. Чтоб не дай бог не столкнуться друг с другом... Таким образом в 1979 году выходит второй - и последний альбом группы Nina Hagen Band - Unbehagen.
Надо заметить - несмотря ни на что - альбом оказался довольно ровным, при всем разнообразии материала... Здесь уже были и регги-мотивы, и кавера на какие-то немецкие полуэстрадные песенки 60-х гг., ну и мощный-мощный рокешник конечно же... С хагеновскими вокальными клоунадами безусловно... Собственно - пластинка эта продавалась еще лучше первого альбома... Мало того - она до сих является лучшим хегеновским коммерческим успехом. Открывает альбом панк-регги-гимн на все времена про гашиш - African Reggae.
Группы, однако, с которой можно было поехать в тур не было... Нина, впрочем, особо не переживала - она ж гениальна, посему за музыкантами дело не станет... Как раз в это время она переехала в Амстердам, где очень-очень много всякой травки... Там Нина подцепила себе какого-то местного музыканта - чудовищного героиниста... Впрочем, Нине хватило мозгов героином не увлекаться - ей вполне хватало травки и таблеточек многочисленных... Она неоднократно пытается себе набрать музыкантов... Тут-то она и сталкивается с проблемой наличия ХОРОШИХ исполнителей... Да еще и впридачу она себя ведет исключительно диктаторски - вы будете играть то, что я вам скажу и не ебет! Говаривают, что ее концерты того времени - это один из самых больших кошмаров в истории музыки... Амстердамские панки нихрена не понимали, что происходит на концертах - и что они там вообще делают... В конце концов Нина начала поехала на гастроли в Германию - и запела под фанеру, к тому же совершенно чудовищно сделанную... Пипл не схавал, пришлось попробовать рубануть живьем... Тут-то и выяснилось, что ее музыканты играть вообщем-то не умеют... Турне с треском провалилось, не успев начаться... Это уже был 1980 год... Нина к тому времени поменяла себе бой-френда - теперь почетное место занял тоже музыкант, гитарист Фердинанд Кармелк - еще более конченый героинщик, чем предыдущий... Вообщем, после провала своих начинаний, Хагенша с Фердинандом валят в Америку. Там она понимает, что все-таки надо бы найти какого-то продюсера, и находит себе чувака, который занимался Френком Заппой, а до того - Дженис Джоплин. Он очень жестко взялся за Нину - набрал ей состав отменных музыкантов, милостиво разрешив Фердинанду поигрывать на гитаре... И постепенно - в 1982 году - выходит самая ее великая пластинка (как по мне конечно же) - Nun Sex Monk Rock!
Надо заметить - он радикально отличается от первых двух пластинок... Во-первых, Хагенша запела по-английски... Впрочем, не только по-английски... Именно с этого альбома пошла хагеновская фишка - многоязычие... Т.е что-то поется по-английски, что-то вдруг на немецком, потом вдруг врываются какие-то совершенно буссмысленные русские фразочки, типа: "Нина, Нина - там картина, это трактор и мотор", после чего следует детская голосовая имитация заводящегося мотора... На этом альбоме даже отметился Фердинанд Кармелк - написал песню, причем вполне хитовую... Smack Jack - переводится как "Героиновый укол" - про нелегкую судьбинушку героинщиков.
Пластинка вышла воистину апокалиптичной... В принципе, ни до, ни после ничего подобного в рок-н-ролле не появлялось... Стилистически как-то ее обозначить совершенно нереально - она вполне вышла за рамки любого стиля и перешла в область просто МУЗЫКИ... Таких альбомов вообще в истории рок-н-ролла раз-два и обчелся...
Наконец-то нашлось применение вокальному цирку Нины-Катарины - здесь уже вполне такие самые разнообразные образы проявляются, используется целая куча наложений, однако саунд, несмотря на насыщенность, остается вполне таким живым, с воздухом. Это просто великая работа продюссера конечно же! Где-то наверное можно сравнить эту пластинку с работами Диаманды Галас - однако Диаманта уходит вообще в дремучий труднослухабельный авангард, Нина же при этом умудрется варьировать все ж таки где-то в пределах мейнстрима, не срываясь ни в авангард, ни в попс, ни в панк, ни в волну... Короче - альбом просто уникален, а на свое время так вообще был бомбой. При этом он абсолютно продуман, выверен, очень логичен, песни одна за одной ложатся, как кирпичи в хорошо сделанном здании!!! Ну и конечно же нельзя не отметить очередной хагеновский хит всех времен и народов - во всяком случае здесь, в Союзе - Born in Xixax, в которой речь идет об армянском радио, о папе-наркомане, о дяде, который был шпионом в Советском Союзе, ну и конечно же о мистере Брежневе!..
Надо отметить, что к этому времени кардинально поменялась не только жизнь Нины, но и ее мировоззрение, жизнеощущение... А дело было так - в 1981 году, где-то в Голливуде, Нина Хаген увидела что??? ну конечно же - НЛО! Впрочем, не просто увидела - инопланетяне были очень даже гостеприимны, добры и ласковы, они взяли Нину на тарелку, пообщались с ней о том о сем, расталковали ей все внутренние вопросы, связанные с планетой Земля, ну и заодно помогли ей решить остальные насущные проблемы человечества! Тут-то Нинке и стало вообщем-то все ясно - все точки стали на "і" наконец-то!.. Да, кстати, во время встречи с милыми инопланетяшами, Хагенша была на 5 месяце беременности - от Фердинанда, с которым она к тому времени уже рассталась, впрочем... Так вот - родившуюся дочку она так и назвала - Космо Шива!.. Дочку свою Нина до сих пор не иначе как "богиней" и не называет... У Нины кстати вообще довольно таки космполитичное жизнеощущение - там всего намешано понемногу: и индуизм, и Тибет, ну и НЛО конечно же... Отличает ее филосифию чрезвычайно позитивный подтекст - типа, все на самом деле хорошо, все чудесно, потому что как только станет плохо, прилетят милые инопланетяши, да и заберут нас всех (ну ладно - не всех, а только тех, кто это заслужил) на своих расчудесненьких тарелочках!!! Здесь надо вспомнить еще одну историю, произошедшую с Ниной еще в социалистической Германии - как-то она так обожралась ЛСД, что вообщем-то умерла. Клинически. Девушку, надо отдать должноге врачам, откачали, но факт остается фактом - она пережила клиническую смерть... И знаете что? Именно там - на отшибе сознания - она встретила тоже чрезвычайно миролюбивое светящееся существо... Именно оно научило Нину излучать любовь вокруг себя!.. Кстати, Энтони Киддис в своей автобиографии вспоминает, как тогда - в 1982 году - Нина его подцепила, и они прожили вместе где-то около месяца! Так вот, Киддис вспоминает, что Нина действительно была чрезвычайно благодушная, мягкая, крайне любвеобильная... Вспоминает о ней только хорошее... Да... Нина, кстати, всегда любила молоденьких мальчиков - список ее мужей умиляет: в 1987 году (как раз в это время корчался в предсмертных муках, умирая от СПИДА, ее первый муж Фердинанд) она выходит замуж за некоего панк-рокера Ирокеза. Нине было 32, Ирокезу - 17. Какое-то совершенное ничтожество, от которого никто никогда и слова-то разумного не слышал, Журналисты, впрочем, отмечали наработанный навык чувака открывать и выпивать банку пива, не отрываясь ни в коем случае от телевизора... Брак этот, впрочем, продлился около года.
В 1989 году ей занялся Жан-Поль Готье. Ему Хаген обязана радикальной сменой стиля от попугайско-разноцветного к строго-черному... Ну и впридачу позаимствовала у него молодого любовника - какой-то там Шевалье. Хаген направо и налево расхваливала его сексуальные способности. Ну и свои, разумеется, тоже... Отмечала она также, что в лице Шевалье она трахается абсолютно с каждым мужчиной на Земле, поскольку все они божественным образом слились в нем. Вот так. В 1996 году Нина в третий раз выходит замуж. Ей был 41 год, ее избраннику - слесарю-сантехнику - 26. 15 лет разницы... Брак их продержался 3 года... Наконец, в 2004 году Хагенша в очередной раз выходит замуж. Очередной спутник жизни был младше Нины на 22 года. Брак просуществовал ровно год, и самоуничтожился... Сейчас спутником жизни Нины высшими существами назначен 27-летний психотерапевт. Нине же, напомню, сейчас 54 года... Разница между ними - ровнехонько 27 лет!!!
Вообщем, много еще можно вспомнить историй с Ниной - очень это благодарное дело, читать с ней интервью всякие, ну или истории о ней... Безусловно, Хагенша заняла свое место в рок-н-ролльном пантеоне!.. На вопрос, кого Нина видит на ее роль, коль случится снимать фильм о ней, она без раздумываний отвечает - Вууууууууупи Гоооолдберг!!! Ну и остается закончить тем, что в этом - 2010 году - ожидается выпуск нового альбома Нины, с помощью которого, как написано на официальном сайте, она «продолжит работу по изменению сознания человечества и установлению мира на планете Земля»!
ИсточникЪ ищемЪ тутЪ: ПорталЪ приколовЪ ban4a
|