ОБЗОР ДВУХ ПЕРВЫХ АЛЬБОМОВ
НИНЫ ХАГЕН
Рок-энциклопедия

Nina Hagen. Первые альбомы


Обзор первых двух альбомов Нины Хаген, выпущенных в Голландии в серии "Два в одном"
"Nina Hagen Band" и "Unbehagen"


Nina Hagen Band / Unbehagen - первые два альбома немецкой панк-рок певицы Нины Хаген, выпущенные компанией CBS в двойном конверте в 1979-м году. Альбомы вызвали интерес во всем мире, привлекая внимание необычайной манерой пения Хаген, которая могла легко смешать в одной композиции чистый оперный вокал с грубым панковским фальцетом, смешками и фырканьями. Многие фаны Хаген считают эти альбомы лучшими - как первый искренний всплеск еще до получения международного признания певицы и актрисы. Одни из лучших альбомов панк-рока не получили широкого мирового признания только по причине замкнутости рок-мира на англо-саксонских исполнителях.

Нина Хаген - первые два альбома Нина Хаген родилась в ГДР, в Восточном Берлине в семье сценариста Ханса Хагена (псевдоним Ханс Олива) и Евы-Марии Хаген, актрисы и певицы. Родители развелись, когда Нине было всего два года, и с тех пор она виделась с отцом крайне редко. В четыре года она стала обучаться балету, а в девять лет все говорили о ее оперном таланте.

Когда Нине исполнилось 11, ее мать вышла замуж за Вольфа Биерманна, сочинителя антисистемных песен. Его политические взгляды сильно повлияли на юную Хаген: в 12 лет она была "с позором исключена" из немецкого комсомола и стала активно протестовать против правительства Восточной Германии. В 16 лет Нина бросила школу и организовала кавер-группу Fritzens Dampferband. В ГДР, как и в Советском Союзе, музыкальным коллективам необходимо было проходить прослушивание специальной комиссии, которая утверждала определенный репертуар для любого исполнителя. Хаген исполняла на концертах, сверх разрешенного списка, песни Джанис Джоплин и Тины Тернер. В 1972-73 годах Нина прошла ускоренные курсы вокала при Центральной Студии легкой музыки в Восточном Берлине и, по окончании их, организовала группу Automobil.

С этой группой Хаген стала достаточно известной юной звездой в Восточной Германии. Ее самой известной песней того времени была "Du hast den Farbfilm vergessen" ("Ты забыл цветную пленку") (1974 г.). Однако ее музыкальная карьера в ГДР была короткой, ибо вскоре ее отчима, как диссидента, выдворили из страны, и они с матерью тоже покинули ГДР в 1976 году.

Это был довольно исключительный случай: Бирман получил разрешение вести телеконцерт в Кельне, но ему отказали в разрешении пересечь границу обратно. В то время нередки были случаи, когда члены одной семьи могли жить десятилетиями, разделенные границей, без разрешения даже повидаться. Но Нина устроила целый скандал по поводу отчима: она утверждала, что является его кровной дочерью и угрожала, что если ее не выпустят за границу к отцу, то она станет еще одним "Вольфом Биерманном". Это сработало. Через четыре дня ее просьба была удовлетворена.

Хаген поселилась в Гамбурге, где вскоре подписала контракт с компанией записи CBS. Там ей посоветовали совершить путешествие, чтобы аклиматизироваться в западной культуре, и она поехала в Лондон, где в то время был самый разгар панк-движения. Хаген быстро вошла в круг самых именитых панк-рокеров, включая женскую панк-группу The Slits и Sex Pistols. Джонни Роттен был особым почитателем Нины Хаген.

Вернувшись в середине 1977-го в Германию, Хаген основала в Западно-Берлинском квартале Кройцберг группу "Nina Hagen Band", в составе которой были: клавишник Райнхольд Хайль, басист Манфред Преккер, барабанщик Хервиг Миттереггер и гитарист Бернард Почка. В 1978-м они записали свой дебютный альбом с одноименным названием. Все песни - на немецком языке. Даже кавер-версию песни "White Punks on Dope" сан-францисской группы The Tubes Хаген сделала целиком по-немецки. Часть песен в музыкальном плане были написаны Ниной еще в ГДР. Альбом поражает широким музыкальным разнообразием: в нем можно услышать танцевальные ритмы 50-х и новую волну 80-х, баллады, буги-вуги из забегаловок и хард-рок семидесятых.

Нина Хаген - Nina Hagen Band и Unbehagen

Как справедливо заметил музыкальный критик Георгий Старостин: "Будучи слишком "лимитированным" европейским релизом, альбом "Nina Hagen Band" не очень хорошо знаком западной публике. По-моему, так и должно быть. Почему? По очень простой причине: это - один из лучших, один из наиболее типичных "арт-панк" альбомов, какие только выпускались. Наиболее типичный потому что в данном случае "арт-панк" расшифровывается не как "разобранная панк музыка", как у группы Wire и иже с ними, но как "панк музыка, удачно сочетавшаяся с элементами классического искусства"...

Более того, "Nina Hagen Band" - один из наиболее личностно наполненных альбомов, какие я знаю. Конец семидесятых годов произвел на свет несколько достойных женских исполнителей, начиная с Кэйт Буш и Сьюзи Сью и т.п. Но Нина Хаген превзошла их всех в разнообразии, авантюрной смелости и профессионализме своей дебютной работы. Энергия, экспериментаторство и высокая эффективность - вот что отличает этот альбом. Он излучает жизнь, и даже если и серьезно досаждает под конец, это не умаляет его мощи, жизнерадостности и необыкновенности. Она может быть ангелом или демоном, но никого не оставит равнодушным."

"В любом случае, не мелодии, что больше всего привлекает здесь, а их исполнение. Нина Хаген раскрывается здесь как дикая, бескомпромиссная суматошная панк-богиня, главным образом благодаря маниакальной, "пещерной" силе ее голоса." Ярчайший образец необычайной манеры пения Хаген - песня Naturtrane, где Нина, начиная с манерных распевов в оперном стиле, вдруг, резко обрывает жестким фальцетом и вновь возвращается к чистому голосу... Уроки вокала в ГДР дали свои плоды. Причем оба стиля: и панк, и оперу Хаген преподносит с характерной для нее иронией.

После выпуска дебютной пластинки Nina Hagen Band, как положено, поехали в турне, и - как это бывает - в трудностях люди либо сближаются, либо расходятся. У Нины на гастролях не сложились отношения с группой и в 1979-м она решила расстаться с ними. Однако контракт с CBS требовал выпуска еще одного альбома, и Unbehagen был сделан следующим образом: музыканты записали все дорожки в Берлине, а Хаген наложила свой голос в Лос-Анджелесе, Калифорния. На том и расстались, и музыканты группы вскоре создали довольно успешный собственный проект под названием "Spliff".

"Unbehagen", обыгрывая имя Хаген, переводится как "Дискомфорт", "Неудобство". Альбом продолжает традицию музыкального многообразия: в нем есть готика, есть причудливая новая волна, агрессивный панк-рок и рэггей. Несмотря на разногласия, группе с Ниной Хаген удалось развить дальше лучшие традиции первого альбома, так что Unbehagen многими фанами считается лучшей работой Хаген.

Нина - Картина В "African Reggae", открывающем альбом, радует необычайное сочетание: музыканты попытались воспроизвести аутентичные ритмы рэггей с забавными вторыми голосами, характерными клавишами и перкуссией, синтезаторными свистелками и припевом "Я хочу уехать в Африку к черному Джа растаману", а Хаген в куплетах делает свое шоу - неистовое, опереточное и панковое одновременно. Одна из лучших ее вещей. "Wir Leben Immer Noch" - хороший образец панка/новой волны той эпохи с изобретательными синтезаторными эффектами, в текстовом плане годится в панк-гимны о текущем поколении.

В альбоме повсюду юмор. Например, в "Wenn Ich Ein Junge War", сделанной в виде типичной поп-песни 50-х (хали-гали, буги-вуги), Нина жалуется на дискриминацию только потому что она - не мальчик и мечтает, как было б хорошо, если б она была мальчиком, но это продолжается лишь до тех пор, пока ее не поцелует дружок Тино. Тогда она забывает свои жалобы, с удовольствием оставаясь "eine kleine piccolina, bambina, carina, si-sina signorina zu sein!"

Открывающая вторую сторону "Hermann Hiess Er" ("Его звали Германн") рассказывает о парнишке, который начитался Кастанеды и начал колоться наркотиками, чтобы проводить побольше времени в "реальном" мире духов. Одна из сильнейших антинаркотических вещей с великолепной игрой гитариста Почки и жутковатым, пропущенным через электронику, голосом Нины, особенно в центральной части песни.

"Wau Wau" - две минуты маразматического панк-рока с лаем и идиотским голосом Хаген, которым она признается, что любит "какать в твоей постели". "Fall In Love Mit Mir" удивляет своей переменчивостью: начинаясь как твист 1950-х с аккуратной имитацией характерных для тех лет вторых голосов на заднем фоне (вспомните, как в "Кавказской пленнице"), вдруг резко, но абсолютно гармонично переходит в рэггей, показывая насколько тонка граница между жанрами. Альбом завершается великолепным одноминутным инструментальным трэшем.



БИОГРАФИЯ НИНЫ ХАГЕН

ХАГЕНША - КУМИР СОВЕТСКИХ ПИОНЕРОВ

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ НИНЫ ХАГЕН

НЕЗАВИСИМАЯ ИСТОРИЯ НИНЫ ХАГЕН

СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ

СБОРНИКИ


Немецкая реклама от Нины Хаген


Вернуться в НИНУ ХАГЕН

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА