Как справедливо заметил музыкальный критик Георгий Старостин: "Будучи слишком "лимитированным" европейским релизом, альбом "Nina Hagen Band" не очень хорошо знаком западной публике. По-моему, так и должно быть. Почему? По очень простой причине: это - один из лучших, один из наиболее типичных "арт-панк" альбомов, какие только выпускались. Наиболее типичный потому что в данном случае "арт-панк" расшифровывается не как "разобранная панк музыка", как у группы Wire и иже с ними, но как "панк музыка, удачно сочетавшаяся с элементами классического искусства"...
Более того, "Nina Hagen Band" - один из наиболее личностно наполненных альбомов, какие я знаю. Конец семидесятых годов произвел на свет несколько достойных женских исполнителей, начиная с Кэйт Буш и Сьюзи Сью и т.п. Но Нина Хаген превзошла их всех в разнообразии, авантюрной смелости и профессионализме своей дебютной работы. Энергия, экспериментаторство и высокая эффективность - вот что отличает этот альбом. Он излучает жизнь, и даже если и серьезно досаждает под конец, это не умаляет его мощи, жизнерадостности и необыкновенности. Она может быть ангелом или демоном, но никого не оставит равнодушным."
"В любом случае, не мелодии, что больше всего привлекает здесь, а их исполнение. Нина Хаген раскрывается здесь как дикая, бескомпромиссная суматошная панк-богиня, главным образом благодаря маниакальной, "пещерной" силе ее голоса." Ярчайший образец необычайной манеры пения Хаген - песня Naturtrane, где Нина, начиная с манерных распевов в оперном стиле, вдруг, резко обрывает жестким фальцетом и вновь возвращается к чистому голосу... Уроки вокала в ГДР дали свои плоды. Причем оба стиля: и панк, и оперу Хаген преподносит с характерной для нее иронией.
После выпуска дебютной пластинки Nina Hagen Band, как положено, поехали в турне, и - как это бывает - в трудностях люди либо сближаются, либо расходятся. У Нины на гастролях не сложились отношения с группой и в 1979-м она решила расстаться с ними. Однако контракт с CBS требовал выпуска еще одного альбома, и Unbehagen был сделан следующим образом: музыканты записали все дорожки в Берлине, а Хаген наложила свой голос в Лос-Анджелесе, Калифорния. На том и расстались, и музыканты группы вскоре создали довольно успешный собственный проект под названием "Spliff".
"Unbehagen", обыгрывая имя Хаген, переводится как "Дискомфорт", "Неудобство". Альбом продолжает традицию музыкального многообразия: в нем есть готика, есть причудливая новая волна, агрессивный панк-рок и рэггей. Несмотря на разногласия, группе с Ниной Хаген удалось развить дальше лучшие традиции первого альбома, так что Unbehagen многими фанами считается лучшей работой Хаген.
В "African Reggae", открывающем альбом, радует необычайное сочетание: музыканты попытались воспроизвести аутентичные ритмы рэггей с забавными вторыми голосами, характерными клавишами и перкуссией, синтезаторными свистелками и припевом "Я хочу уехать в Африку к черному Джа растаману", а Хаген в куплетах делает свое шоу - неистовое, опереточное и панковое одновременно. Одна из лучших ее вещей. "Wir Leben Immer Noch" - хороший образец панка/новой волны той эпохи с изобретательными синтезаторными эффектами, в текстовом плане годится в панк-гимны о текущем поколении.
В альбоме повсюду юмор. Например, в "Wenn Ich Ein Junge War", сделанной в виде типичной поп-песни 50-х (хали-гали, буги-вуги), Нина жалуется на дискриминацию только потому что она - не мальчик и мечтает, как было б хорошо, если б она была мальчиком, но это продолжается лишь до тех пор, пока ее не поцелует дружок Тино. Тогда она забывает свои жалобы, с удовольствием оставаясь "eine kleine piccolina, bambina, carina, si-sina signorina zu sein!"
Открывающая вторую сторону "Hermann Hiess Er" ("Его звали Германн") рассказывает о парнишке, который начитался Кастанеды и начал колоться наркотиками, чтобы проводить побольше времени в "реальном" мире духов. Одна из сильнейших антинаркотических вещей с великолепной игрой гитариста Почки и жутковатым, пропущенным через электронику, голосом Нины, особенно в центральной части песни.
"Wau Wau" - две минуты маразматического панк-рока с лаем и идиотским голосом Хаген, которым она признается, что любит "какать в твоей постели". "Fall In Love Mit Mir" удивляет своей переменчивостью: начинаясь как твист 1950-х с аккуратной имитацией характерных для тех лет вторых голосов на заднем фоне (вспомните, как в "Кавказской пленнице"), вдруг резко, но абсолютно гармонично переходит в рэггей, показывая насколько тонка граница между жанрами. Альбом завершается великолепным одноминутным инструментальным трэшем.
|