Немецкая певица и композитор Нина Хаген (Nina Hagen) родилась 11 марта 1955 года. Одна из наиболее ярких вокалисток эры панк-рока. Нина Хаген создала весьма отталкивающую эстетику своих шоу, что в сумме с великолепным голосом сделало эту певицу единоличным лидером немецкоязычного панк-рока. Музыкальная карьера Хаген началась в 1972 году в составе польской блюзовой группы - окончив школу классического вокала, Хаген некоторое время пела в восточногерманских группах Auto mobil и Fritzens Dampferband, однако успеха ни с одной из них не добилась. В 1976 году отец Нины Хаген за политическую деятельность был изгнан в Западную Германию, где певица с головой ушла в панк-рок - во время поездки в Лондон она познакомилась с участницей английской группы The Slits Ари Ап, чьи вокальная манера и взгляды на панк-рок произвёли на Хаген столь неизгладимое впечатление, что по возвращении в Германию она собрала собственную группу The Nina Hagen Band, которая на ранней стадии очень много позаимствовала у The Slits. В состав The Nina Hagen Band входили: Бернхард Почка - гитара. Манфред Праека - бас-гитара и Херенг Миттреггер - ударные.
Учитывая консерватизм германского рока, женщина-лидер собственной группы, ориентированной при этом не на хард-энд-хэви, а на панк-рок, представлялась едва ли не вызовом музыкальной общественности, и Нина Хаген постаралась выжать из своего уникального положения максимум: её шоу эпатировали даже привыкших ко всякого рода музыкальный безобразиям англичан, и в 1978 году альбом «The Nina Hagen Band» рецензировался в прессе Великобритании, чем в те годы не могла похвастать ни одна немецкая панк-группа. Справедливости ради, следует отметить, что музыка этого диска в большей степени базировалась на стилистике американских исполнителей, гаш как Blondie и Патти Смит, и мало напоминала классический английский панк. В целом, альбом представлял собой намеренно искажённый и деформированный до неузнаваемости ритм-энд-блюз, исполнявшийся неслыханным до того классическим оперным вокалом. Открывавшая пластинку композиция - «TV-Glatzer» (это и дебютный сингл Нины Хаген) представляла собой аранжировку песни «Wtiite Punks On Dope» из репертуара The Tubes, однако наибольшим успехом пользовалась композиция «Auf'm Friedhof», наиболее полно раскрывавшая возможности могучего голоса Хаген.
В Германии Хаген стала национальной героиней, демонстративная антиобщественная тематика её композиций и смелые заявлении в прессе оказались той самой изюминкой, которой так недоставало чопорной Германии, и немцы едва ли не молились на заставлявшую их поминутно вздрагивать Нину Хаген. В 1978 году она снялась в фильме «Cha Cha», посвящённом европейскому восприятию американской «новой волны»: в саундтрэк картины вошла совместная композиция Нины Хаген и Лии Лавич - это был первый опыт сотрудничества двух певиц, позже ставших неразлучными подругами-соавторами. В том же году вышел второй альбом Нины Хаген «Unbehagen», в котором развивались «подводные течения» первой пластинки, в частности, это относится к композиции «African Reggae», ставшей откровением и сенсацией эпохи, а также квинтэссенцией «дружбы» панк-рока и рэггей, необходимо также отметить возросшее мастерство музыкантов и более качественное продюсирован и в этого альбома.
По мнению некоторых английских музыковедов, международный успех первых двух работ Хаген следует отнести на счёт экзотичности облика исполнительницы, и, по-видимому, это справедливое замечание: после того как Нина Хаген распустила свою группу и начала сольную карьеру, её творчество за пределами Германии проходило незамеченным. В первую очередь такое пренебрежение к её деятельности связанно с шаблонностью подходов к разработке тем и банальностью материала, хотя, технически, сольные пластинки Нины Хаген всегда были образцом перфекционизма, если этот термин применим к произведениям панк-рока. Среди множества сольных альбомов Хаген англоговорящая публика заметила лишь две, «Nunsexmonkrock» (1982) и «In Ekstasy» (1985). И, тем не менее, Нина Хаген благополучна пошла в 90-е, оставив далеко позади своих английских и американских коллег по цеху, уступая по популярности разве что «королеве панк-рока» Патти Смит - в своём позднем творчестве (1991-1997). Нина Хаген сумела избежать самопародии, что как правило неизбежно у панков-долгожителей. Кинокритики отметили её роль в фильме «Портрет пьянчужки» и работу в картине Педро Альмодовара «Пели, Люси и Бом». Выпущенный после длительного перерыва альбом 1995 года «Revoluton Ballroom» продюсировал известный английский гитарист Фил Манзанера, что благоприятно отразилось на структуре и качестве звуке пластинки. В настоящее время Нина Хаген обосновалась в Нью-Йорке, где собрала новую группу Snap-Her.
|