текст: Яна Романова
R.I.P. №2 (август/сентябрь 2005)
Боже, какая страшная баба! - воскликнула одна юная леди, увидев разодетую в латекс даму с безумно вращающимися глазами в невинном черно-белом клипе Apocalyptica на композицию “Seeman”. Ничего не остается, кроме как порадоваться за чувствительную психику молодой особы, которой не довелось посмотреть другие работы Нины Хаген. И в гораздо большей степени порадоваться за группу Rammstein, которая удостоилась чести услышать кавер на собственную песню в исполнении Великой, Божественной и Вечной Матери.
Вообще говоря, мировая общественность так до конца и не определилась, как величать Хаген - то ли бабушкой, то ли королевой, то ли ночным кошмаром, а то ли «позором немецкой нации». Впрочем, ей самой больше нравится «Мама панка» - или просто Мама - так даже была названа коллекция одежды, представленная миру в сентябре 2004 года под ее именем.
Сложно найти область, в которой Нина бы себя хоть как-нибудь не проявила, дело, в которое она не сунула свой «божественный» нос. Тут и борьба за права животных, и борьба за права людей, увлечение индуизмом, буддизмом, любовь к Тибету, основание «ашрама» (религиозной секты), выдвижение в президенты, собственное ток-шоу, съемки в фильмах, озвучивание мультиков, различные благотворительные акции, патронство над сиротским приютом в Афганистане, увлечение уфологией, тяжба с компанией «Procter&Gamble», создание модной коллекции одежды … и так далее, и так далее. Пожалуй, можно устраивать конкурсы на перечисление всех увлечений Нины. Но ни фильм "Family Stories: The Hagens", ни книга "Nina Hagen - That's Why the Lady is a Punk" не смогут дать полноценной картины этого безграничного объема, постоянного стремления и комка неуемной энергии под названием «Нина Хаген».
Однако просто так Матерью не станешь, и у всякой великой судьбы есть свое не менее великое начало.
Итак, будущая почти Богородица Катарина оглушила стены роддома в Восточном Берлине своим четырехактавным голосом 11 марта 1955 года. С этого момента ее судьба была предрешена. В том смысле, что родители - знаменитая актриса Ева Мария Хаген и сценарист Ганс Хаген - на личном примере показали дочери, что такое жизнь, и развелись вскоре после ее рождения. С детства Катарина впитывала плоды славы матери, находясь в ее тени, поэтому врожденное чувство протеста не позволило ей стать ординарным ребенком. За участие в демонстрации против присоединения восточногерманской милиции к советским войскам, вторгшимся в Чехословакию, Катарину исключают из организации Независимой Немецкой Молодежи (впрочем, на включение в эту самую организацию тогда еще девятилетняя девочка тоже не настаивала), и она бросает ненавистную школу. Все бы хорошо, но за этот же самый проступок ребенка лишают счастья обучения в Берлинском драматическом колледже, и она уезжает в Польшу - гнаться за мечтой под чутким руководством наставника и поэта Вольфа Берманна.
Польша приняла «блюзы и соул-номера» благосклонно, в особенности, если учесть тот факт, что Катарина - а с этого момента уже Нина Хаген - выдавала себя за польку. Опыт пошел на пользу и, вернувшись на родину, юное дарование блистает в качестве студентки Студии Популярной Музыки, поет в Alfons-Wonneberg-Orchester, группах Automobil и Fritzens Dampferband. Изнуряющая гастрольная деятельность нередко начинает сказываться на ее здоровье, но Нина почти не замечает этого. Наставник Вольф Берманн в это время оказывается не в самом завидном положении из-за крайне радикальных взглядов, поэтому эмигрирует в Западную Германию. Конечно, падчерица Нина следует за ним, и как раз здесь начинается история восхождения панк-звезды.
Панк в тот период был достаточно популярен среди молодежи, во многом потому, что никто не мог толком объяснить, что это такое. Панком становилось все вызывающее, пестрое, агрессивное и протестующее. Уже шумели Sex Pistols. Подписав контракт с лэйблом CBS, Нина едет в Лондон, где принимает активное участие в судьбе группы The Slits, а заодно и в судьбе всех английских панков, становясь для них той самой Матерью.
Ну вот, после самоутверждения можно, наконец, приняться и за себя, поэтому в 1977 году свет услышал безумные вокальные инсинуации новой команды Nina Hagen Band. Которая тут же записывает альбом - какой? Правильно - альбом “Nina Hagen Band”. Ударной композицией становится “TV Glotzer”, песенка про то, как вредно смотреть телевизор. Вторая выдающаяся вещь “African Reggie” стала клубным хитом, синглом, да и вообще заложила один из первых камней в построение безумного здания культа Хаген. Наибольшую популярность этот хит завоевал почему-то среди австралийцев.
Затем последовала пластинка “Unbehaben”, вскоре после которой Нина решает продолжить актерскую карьеру (к этому моменту, не без помощи мамы Евы Марии, на ее счету уже два фильма «Азбука любви» и «Юноша, сегодня пятница!»). Она принимает участие в фильме “Cha Cha”, посвященном амстердамскому андеграунду. В это же время Нина активно безобразничает в различных шоу, ее фотографии на первых полосах не только немецких, но практически всех мировых газет и журналов. Самой нашумевшей выходкой становится телешоу “Cube 2”, где Хаген заверила зрителей, что женщина может сама себе доставить сексуальное удовольствие, и без тени смущения продемонстрировала, как именно это можно сделать. Мать завоевала мир.
Союз, кстати, Нина впервые посетила только в 1990 году. Раиса Горбачева прислала Хаген личное приглашение принять участие в фестивале женского искусства. До этого Нина Хаген являлась у нас «запрещенным вокально-инструментальным ансамблем» - из-за того, что пела по-русски с акцентом (“Russian Reggie”). Однако всесоюзная любовь к ней проснулась, видимо, с приходом первого президента и песенкой “Gorbachev Raggie”.
Но до этих событий еще далеко. А пока, распустив свой бэнд, Мама перебирается в Америку. И видит НЛО, находясь на четвертом месяце беременности. Это был момент истины, возвестивший всему миру о пришествии Великой и Вечной. То есть о своем пришествии она сама и возвестила, отбросив божественную скромность. Событие сие имело весьма внушительные последствия. Во-первых, для родившейся в 1981 году дочери, которая получила имя Космо Шива. А во-вторых, для всех любителей уфологии. В конце 90-х Хаген не только снимается в фантастическом фильме “Tatort”, но и ведет еженедельную научно-фантастическую программу на британском телевидении. Она вносит неоценимый вклад в науку о контактах с внеземными цивилизациями. Вскоре после всех этих божественных событий общественность знакомится со смесью панка и исламской музыки под названием "NunSexMonkRock". Бразильцы оказываются чувствительными не только к мыльным операм, но еще и к эпатажу, так что в это время местные журналы выходят в мировые лидеры по частоте упоминания Нины на своих страницах. Но чуда не свершилось, и американские сердца не пали под оглушающие переливы четырех октав, даже после альбомов “Fearless” и “Nina Hagen in Ekstasy”. Великая и Божественная не уныла, и решила осенить благосклонностью своего же едва достигшего совершеннолетия фэна - прошедшее на Ибице “духовное венчание” принесло миру экстравагантный EP “Punk Wedding”, который заключал в себе обработки свадебных маршей. Правда, они никого не удивили. К этому моменту CBS Нине окончательно надоедает, она рвет с ними контракт и подписывает новый - с Phonogramm. И выпускает пластинку “Nina Hagen”, в коей пытается уделить внимание всему - и политике, и религии, и философии. Особенно примечательной композицией отсюда можно считать “Ave Maria” в весьма специфической трактовке Великой Матери.
Со временем Нина с дочерью перебираются в Париж под присмотр нового друга - Кутюрье Жана-Поля Готье. Его влияние на Хаген неоценимо - певица радикально меняет имидж и становится гораздо менее вызывающей. А заодно еще раз выходит замуж - теперь за менеджера великого модельера - Фрэнка Шевалье. Результат этого союза появляется в 1990 году - в виде сына, который получил имя - нет, на этот раз не Шива - просто Отис.
Новый альбом не заставил себя долго ждать, а его промо-кампания буквально прокатилась по улицам Европы. Недаром назвали его “Street”. Однако резонанса в обществе он уже не получил, хотя Нина продолжала удивлять публику и привлекать внимание. В 1993 году все резко изменилось. А может, и не изменилось вовсе, а встало на свои места. Хаген начинает активно путешествовать по Индии. Что моментально сказывается на ее творчестве и, конечно, на внешнем виде. Альбом "Om Namah Shivay" стал особенной вехой в безумных затеях Великой и Божественной. Продавался он исключительно через мировую паутину с официального сайта певицы - видимо, потому что индийскую психоделику воспринять смогли только самые ярые фанаты. Деньги пошли на благотворительность. На этом эксперименты со звучанием не закончились, и привет от Мамы получили почти все музыкальные направления, до которых смогли дотянуться ее руки и уши, понятно, что за голосом дело не постояло.
Можно спорить о том, кто она такая и зачем все это делает. И еще дольше рассказывать байки о ее выходках. Можно предполагать, что Великая и Божественная Мать - всего лишь эпатажный ход, привлечение внимания, можно думать, что она - серьезно. Нина Хаген сумасшедшая! Нина Хаген гениальная! Нина Хаген! - кричат фанаты… она может быть какой угодно. Кто знает, если не сидеть сложа руки, то превратиться в божественную сущность не так уж и сложно?..
Тем не менее, идут годы, Нине уже 50, и из Мамы она медленно, но верно превращается в Бабушку… Мудрую, экстравагантную, всезнающую - но от этого не менее безумную!
|