Pink Floyd. Плевок в толпу

PINK FLOYD
ПЛЕВОК В ТОЛПУ
Рок-энциклопедия


6 июля 1977 г., Олимпийский стадион, Монреаль, Квебек, Канада

Как только Уотерс запел песню Sheep, зал принял ее очень хорошо. Музыканты, явно, наслаждались процессом, но когда Уотерс начал играть Pigs On The Wing part 1, публика стала более разговорчивой – не более, чем во время других песен, но кроме шума вдруг послышались звуки петард. Уотерс отыграл половину песни, затем последовал короткий перерыв перед следующей песней – Dogs. Реакция на песню была слабее, чем можно было ожидать, но Pink Floyd все-таки звучал прекрасно. К сожалению, по окончанию песни вечер испортился полностью. Уотерс начал играть Pigs On The Wing part 2, после чего остановился, начал играть во второй раз, и снова остановился. Публика вела себя шумно, но Уотерс не сдавался, начал опять, в этот раз он пел. Как только он закончил первую строчку "you know that I care" воздух разрезал громкий треск. Чаша терпения Уотерса была переполнена.

«Эй, твою мать, перестаньте жечь петарды, шуметь и кричать, я тут пытаюсь петь!» Эта вспышка гнева была встречена одобрительным ревом публики, но Уотерс не останавливался. Говоря тоном уставшего человека, он напоминал мать, отчитывающую своих испорченных и плохо воспитанных детей. «Вообще-то, мне все равно, если вы не хотите слушать это. Пошли вы. Но я уверен, что многие присутствующие здесь все-таки желают послушать музыку». Зрители поприветствовали эту речь согласием, и Уотерс продолжил. «Так что, почему бы вам не успокоится? Если вы хотите жечь фейерверки, идите на улицу и делайте это там, если вы хотите кричать и вопить, идите и делайте это где-нибудь в другом месте. Я пытаюсь петь песню, которую некоторые люди хотят послушать. Я сам хочу послушать ее». Затем он медленно начал наигрывать песню в четвертый раз, публика немного поутихла, но после такого вынужденного перерыва было просто невозможно восстановить тишину, на которую рассчитывал Уотерс. Группа играла хорошо, в конце концов, они профессионалы, но шумок в зрительских рядах не утихал, и поверх напряженного голоса Роджера иногда слышался прерывистый свист.

Момент, когда Уотерс плюнул в фаната, уловить было невозможно, но когда началась песня Pigs (Three Different Ones), можно было слышать восклицание другого фана: «Вау, вы это видели?» Возможно, это была реакция на выступление, но комментарий последовал сразу после гневной вспышки Уотерса. Несмотря на то, что позже он утверждал, что был сам шокирован собственным поведением, Уотерс определенно не особо раскаивался в своем поступке на протяжении выступления. До конца песни, во время соло на клавишных он прокричал: «Возвращайся! Все прощается! Давай, парень, давай, сынок!» Уничижающий тон его голоса был саркастичным, как и сама песня. Казалось, он просто наслаждается своим поведением. Все происходящее выглядело еще более жутко под зловещий гул музыки на фоне. После того, как песня закончилась, он просто сказал: «Спасибо, мы идем на перерыв. Вернемся через 20 минут». Так, будто бы ничего не произошло, но время вступления на клавишных песни Shine On You Crazy Diamond, можно было слышать разговоры: «Какие-то мудаки продолжают жечь петарды».

После того, как публика скандировала «Еще!», выступление продолжилось песней Us and Them. Уотерс пытался смягчить ситуацию, сказав: «Окей, мы собираемся спеть еще одну песню. Нечего расстраиваться только из-за того, что в зале есть несколько мудаков. Песня называется Us and Them, из альбома Dark Side of the Moon» Казалось, он специально вспомнил о популярном альбоме, и толпа должна была принять это на «ура», но затем он быстро добавил: «Тишина, давайте вести себя тихо, попытайтесь продержаться мирно до конца». Настроение в толпе было очень далеким от полной тишины, было четко слышно, как люди скандировали «Hashish, hashish» и продолжали вопить, пока Гилмор наигрывал аккорды. Впрочем, в тот момент, вряд ли стоило рассчитывать на то, чтобы люди успокоились. После вынужденного «Спасибо большое и спокойной ночи» Уотерс обратился к публике лично «Спасибо вам! Расслабьтесь и не волнуйтесь. То, что я сделал… хотелось бы, чтобы этого не было». Намеренно или нет, его последние слова прозвучали странным эхом, которое стало подходящим окончанием этого странного вечера.

Почему же Роджер плюнул парню в лицо?
Если коротко, то это было результатом разочарования, которое накапливалось долгое время. Проблемы между Pink Floyd и аудиторией не были чем-то новым, если вспомнить их ранние выступления в Англии. Бывший менеджер группы Питер Дженнер был свидетелем нескольких таких выступлений, и, возможно, зарождающегося враждебного отношения Уотерса к толпе. «Я помню, Флойд играли в джаз-клубе в Илинге (районе на западе Лондона), вдруг кто-то бросил большую старую монету в Роджера Уотерса, потому что те не играли подходящий блюз, и монета попала ему прямо по зубам. Люди знали, что музыка группы была психоделичной, и ожидали чего-то необычного, но были случаи, когда публика расстраивалась, когда не слышала подходящего набора песен. Помнится мне, это было в Данстейбле, когда кто-то с балкона вылил кружку пива на Роджера в знак протеста. Каким-то образом именно Роджер постоянно оказывался мишенью. Я не знаю, или все эти случаи сложились для Роджера, как кирпичики в стене, но к середине 70-х отношение к турам и к шоу-бизнесу в целом было, несомненно, испорчено. В 1975 году он признал «Я прошел через период, когда вообще не хотел выступать с Pink Floyd. Я ощущал это очень сильно, но на последней неделе во мне, вроде бы, вспыхнуло желание играть снова. Когда я это осознал, меня снова отбросило назад в ужасные воспоминания об американском турне со всеми теми тысячами, тысячами и тысячами пьяных ребят, которые раздирают друг друга на куски. Мне стало страшно, потому что мы не такие – не думаю, что есть какая-то связь между нами и ими. Мне такое не нравится. Мне не нравится истерия вокруг суперзвезд. Мне не нравится идея продажи такой мечты, потому что я знаю, что все это ненастоящее, знаю изнутри. Я на верхушке, я – мечта, но я не стОю того, чтобы обо мне мечтать. Во всяком случае, не так, как они это делают».

Было ясно, что сердца и мысли участников группы не принадлежали ни туру, ни записи песен. Это было четко видно по альбому Wish You Were Here. Первый альбом, который вышел после Dark Side, был наполнен лирическими и символическими намеками на трудности, которые вытекали из изнуряющего турне и ощущения беспомощности в мире шоу-бизнеса. Уотерс говорил об этом так: «Все было очень механично», а Мэйсон назвал процесс записи альбома очень сложным. Даже если глянуть на обложку альбома – двое мужчин в костюмах, жмущие друг другу руки, в то время, как один из них горит. То же самое было во времена Animals, когда группу измучили давлением как изнутри, так и снаружи. Возможно, это было дело времени, чтобы Уотерс взорвался во время выступления. Оглядываясь назад, Гилмор связывает случай с плевком с турне Dark Side of the Moon. «Все началось с первого выступления в Штатах. Люди перед сценой кричали «Играйте Money! Давайте что-то, чтобы можно было потрусить булками». Мы должны были привыкать к такому, но ведь раньше мы играли для 10 000 сидящих, в тихих залах, где было слышно, как пролетает муха. Нам всегда не хватало тех деньков, когда можно было выступать, не мирясь с плохим поведением зрителей. Думаю, что пиком напряжения для Роджера стал этот знаменитый инцидент в Монреале».

Есть один момент, который нужно прояснить – противостояние Pink Floyd и их аудитории не является виной американцев. Это ясно и так, ведь инцидент с плевком произошел в Канаде, но ведь дело не в национальности слушателей, а в определенной их части. До выхода Dark Side of the Moon группа было более-менее известна, их выступления посещали самые преданные фаны. Многие из поклонников были американцами, и Pink Floyd играли в Штатах. Например, в 1971 в Вашингтоне публика была исключительно вежливой, аплодировала между песнями, иногда и после долгих сольных проигрышей. В том зале, расположенном в университете Джорджа Вашингтона, особая камерная атмосфера. Если бы зрители кричали что-либо, то музыканты это точно услышали бы, так что все вели себя очень хорошо. Было очевидно, что «шумные и нецивилизованные» американцы могут просидеть все выступление, не испортив его. Впрочем, однажды у Pink Floyd появились хиты на радио, популярный альбом, стали появляться обычные фанаты, которые хотят видеть рок-концерт вместо звукового и визуального мастерства, которое Pink Floyd демонстрировали, и которое нравилось их преданным поклонникам. Возможно, турне по США только усугубило проблему, потому что проходило по стадионам и крупным аренам. Больше мест, больше проданных билетов, больше денег в карманы менеджеров, агентов и промоутеров.

Данная проблема стала типичной не только для Pink Floyd, и не только в 70-х. Каждая группа, которая выступала на стадионах, начинала играть по барам и кофейням, и каким-то образом потом достигала успеха. Ирония в том, что когда коллектив неизвестен, он стремиться к большому успеху, но, став популярным, невозможно вернуться к тому, что было. Ты либо становишься серой заурядностью и исчезаешь, либо несешься на волне славы в будущее. Возможно, разница между другими группами и Pink Floyd заключается в том, что вторые так и не приобрели ментальность суперзвезд. Конечно же, они разбогатели, стали наслаждаться всеми атрибутами жизни рок-звезд, но всегда избегали чрезмерной публичности и держали свою личную жизнь при себе. Как музыканты, они были благодарны своим фанам и любили живые выступления, но всегда предпочитали держать дистанцию, в прямом и переносном смыслах слова.

Любая популярная группа пережила много проблем с фанами и аудиторией, но Pink Floyd все же ожидали приличного поведения от зрителей на своих выступлениях, которое стало невозможным, когда их популярность стала расти. Их концерт – это не просто ряд песен, играемых вживую, это музыкальная и визуальная презентация идей, концепций, тематик. Наиболее четко это было видно в 70-х, когда группа отказалась от хитов и стала играть все песни альбома (или альбомов) по порядку. Даже в эпоху после Уотерса, выступления сохранили звуки, образы, общие ощущения от их прошлых выступлений, то есть, продолжили традиции. И хотя шоу были хороши, и все еще оставались верные поклонники, разрыв между ними и группой оказался неминуем. В конце концов, фаны Pink Floyd должны были проявлять больше уважения к группе, которую любили, но кое-что было и на совести музыкантов. Можно ли продавать миллионы экземпляров альбомов, собирать стадионы и рассчитывать на то, что 80 тысяч фанатов будут спокойно сидеть на своих местах. Нужно сознаться… такое невозможно.

Предоставим слово Роджеру Уотерсу
«В Зале славы рок-н-ролла в Кливленде организовывали экспозицию, посвященную Стене, и меня попросили написать что-то для этого. Я написал: «Во времена Old Days, пока не вышел Dark Side of the Moon, Pink Floyd играли для аудитории, которая, благодаря своему размеру, позволяла создать камерную атмосферу со всей ее магией. Но в 1977 году успех все изменил, и мы уже играли на футбольных стадионах. Волшебство было уничтожено под тяжестью чисел. Мы стали зависимыми от внешних атрибутов популярности. Я почувствовал себя чужим в этой атмосфере алчности и эгоизма. До одного вечера на Олимпийском стадионе в Монреале, когда все накопленное разочарование вырвалось наружу. Какой-то подросток-фан продирался сквозь ограждение, отделявшее нас от толпы перед сценой, которая восторженно кричала что-то в адрес своих полу-богов. Возмущенный его непониманием и своим попустительством, я выплюнул свое разочарование прямо ему в лицо. Позже, по возвращению в отель, шокированный своим собственным поведением, я столкнулся с выбором: отрицать свою зависимость и продолжить то комфортное, закоченевшее существование с минимумом магии, или принять бремя осознания, стать на путь, менее хоженый, отправиться в болезненное путешествие, чтобы понять, кем я был, и что мне было нужно. Стена стала картиной, которую я нарисовал для себя, чтобы сделать свой выбор. Отличный вывод из всего этого».


Источник: CokaNostra.
Музыка всех направлений


Рок-энциклопедия. Pink Floyd. Плевок в толпу

ИСТОРИЯ ГРУППЫ PINK FLOYD

БИОГРАФИЯ ГРУППЫ

БОЛЬШАЯ БИОГРАФИЯ PINK FLOYD

КВАДРОФОНИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ "ПИНК ФЛОЙД" НА ОБРАТНУЮ СТОРОНУ ЛУНЫ
Журнал "Клуб и художественная самодеятельность", №8, 1977 г.

СТЕНА
Журнал "Клуб и художественная самодеятельность", №17, 1981 г.

СВОЕВРЕМЕННАЯ ПОТЕРЯ РАССУДКА
Журнал "Hi-Fi & Music", 1995 г.

СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ

КОНЦЕРТНЫЕ АЛЬБОМЫ

СБОРНИКИ

СОЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ МУЗЫКАНТОВ ГРУППЫ

ДЭВИД ГИЛМОР. БИОГРАФИЯ И ДИСКОГРАФИЯ

ИНТЕРВЬЮ С ДЭВИДОМ ГИЛМОРОМ

ИНТЕРВЬЮ С РОДЖЕРОМ УОТЕРСОМ (+ ДИСКОГРАФИЯ)

АМЕРИКАНСКИЙ АЛЬБОМ СИДА БАРРЕТТА


Тайна острова Оук. А. Бирюк. Читать книгу


Вернуться в PINK FLOYD

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА