Группа "Skorpio" образована в 1973-м году поющим бас-гитаристом Кароем Френрейсом в Будапеште. Карой Френрейс до этого был участником известной венгерской супергруппы "Locomotiv GT", которую, как гласит легенда, он покинул вследствие недовольства им происходившими изменениями в сторону упрощения и смягчения звучания саунда коллектива. Свои мечты и надежды ему с блеском удалось воплотить в своем собственном ансамбле "Skorpio", который фактически стал его «звездным» часом. На протяжении двадцати лет активной деятельности группа пользовалась большим успехом не только в Венгрии, но и в других странах Восточной Европы, особенно в Польше и ГДР. Творческий успех подкреплялся тем фактом, что Френрейс дважды признавался лучшим бас-гитаристом года Венгрии - в 1974-м и 1981-м годах.
И все же, несмотря на заявленную жесткость и прямолинейность, группа чутко реагировала на изменения в мире музыки и старалась идти в ногу со временем. Поскольку двое музыкантов из первого состава – Габор Антал Сючь (гитара) и Габор Фекете (барабаны) – являлись ранее участниками группы "Hungaria", то "Skorpio" пополнили собой арсенал венгерских супергрупп.
Как уже было отмечено, в начале своего пути музыканты ориентировались на энергичные композиции и эффектные выступления, что позволило им посетить с концертами в 1974-75 годах Европу, США, Канаду (как трудно себе представить такую возможность в СССР, да?). В 1974-м году вышел их первый альбом "A Rohanas" («Бег»), который разошелся огромным тиражом и был признан самым лучшим альбомом ансамбля. Действительно, прекрасно аранжированный хард-рок корнями упирался в лучшие достижения этого жанра начала 70-х годов с мощной и изобретательной басовой и клавишной секциями. Особенно поразили велоколепная рок-версия знаменитой «Голубой рапсодии» Джорджа Гершвина под названием «Fantazia», в которой музыканты показали чудеса изобретательности и джазовую сноровку, а также такие первоклассные вещи, как «Keresem, Keresem...», «Miert Kell Elfelednem» и многие другие.
Второй альбом - "Unnepnap" («Праздничный день», 1976 г.), которому также досталась честь быть переизданным на компакт-диске, тоже представляет собой нетленную венгерскую рок-классику. Все та же азартная и изобретательная игра клавишника Дьюлы Папп со множеством эффектов, с которой словно из ревности частенько вступает в перекличку не менее яркая гитара Габора Антала Сюча. Все та же мощь, резкость и динамика, присущая лидерам этого жанра. Наконец, завершает альбом одна из самых красивых песен группы – блюзовая баллада «Ha Ujra Kezdenenk» («Если бы мы начали сначала»).
Кажется вполне естественным кратковременное сотрудничество ансамбля с известной певицей Шаролтой Залатнай, с которой Карой Френрейс был знаком еще со времен группы "Metro". В отличие от более универсальной Кати Ковач, хрипловатый и жесткий вокал Шаролты идеально соответствовал духу "Skorpio", и Карой Френрейс много написал песен для ее первых альбомов, а позднее даже стал ее мужем.
В 1977-м году Габора Фекете сменил новый барабанщик Габор Немет (экс-"Apostol"). Очередной альбом вышел под названием "Kelj Fel!" («Вставай!»), который в лучшем случае повторял находки прошлых лет. Действительно, вместо ярких и действительно интересных аранжировок, звучание стало и слегка мягче, и мелодичнее. Особо показательной выглядит баллада «Nagyra Noj Gyermekem» («Расти большой, мой малыш»), в которой лирическая часть, что называется, зашкаливала, а в композиции «Keso» сильно выражены интонации джаз-рока от латиноамериканцев "Santana". Более характерными для раннего творчества "Skorpio" являются две песни – «Vege Van A Napnak» и «Ne Torjon Le Teged».
В том же 1977-м году состоялось больше турне группы по скандинавским странам и Германии, а в Финляндии они выступали на одной сцене с "Uriah Heep" и "Boomtown Rats". Более того, спустя год в Швеции вышла англоязычная пластинка "The Run", носящая заголовок первого альбома, но по сути представляющая собой сборник.
К сожалению, в очередном альбоме "Gyere Velem!" («Пойдем со мной!», 1978 г.) музыкальной фантазии проявилось меньше, чем в названии, и в апреле 1979-го весь аккомпанирующий Френрейсу состав покинул "Skorpio", чтобы совместно с музыкантами из "P. Mobil" поработать в неплохой, но недолговечной хард-роковой группе "Dinamit". Дело было еще в том, что Карой Френрейс еще с начала десятилетия вынашивал планы создания эффектного трио. Тогда этим планам не суждено было осуществиться, а теперь с участием гитариста Тибора Татраи и ударника Тамаша Паппа это удалось сделать под новым названием "Uj Skorpio".
Вскоре новый состав группы быстро заработал репутацию коллектива виртуозных и ярких музыкантов. Концерты группы, которые проходили у озера Балатон и в Будапеште, вместе со многими начинающими, а в последствии знаменитыми рокерами, составили яркую страницу истории венгерского рока. В этом составе музыканты записали два альбома, на которых, как сказал Тибор Татраи, «по моему мнению, мы играли ранний спид-метал…». Остается только добавить, что во многих новых песнях чувствуется влияние другого трио – английской группы "The Police", в частности, привнесенные ею утяжеленный рэгги.
В 1985-м году ансамбль появился снова в новом воплощении с интересным альбомом "Azt Beszeli Mar Az Egesz Varos" («Об этом уже говорит целый город»), хотя данное утверждение может показаться для многих спорным. Самый мягкий по звучанию, этот диск записывался с вернувшимся Габором Анталом Сючем и совершенно новым участником – клавишником Гезом Палвёлдьи – который ранее играл в замечательной прогрессив группе "East". Его активная работа с синтезаторами разнообразила и обогатила арт-роковыми мотивами стилистику этого альбома. Диапазон музыкальных влияний широк как никогда: от типичного хард-рока в заглавной песне до типичного джаз-рока в последней композиции «Karib Ejszakak». Несмотря на интересные идеи, альбом прошел почти незамеченным, хотя энергичный рок-номер «Azt Beszeli Mar Az Egesz Varos» стал одним из самых крупных хитов ансамбля.
Интересным открытием стал факт сотрудничества Кароя Френрейса с известным режиссером и актером Иштваном Буйтором в знаменитой детективной трилогии о приключениях бравого полицейского Ётвеша Чёпи, в которой он выступает в качестве кинокомпозитора. Впрочем, ничего удивительного в этом нет, поскольку Френрейс – родственник Буйтора. Эти детективные комедии хорошо знакомы российским зрителям, поскольку имели широкий прокат в Советском Союзе. Остается только гадать, кто же исполнял там музыку...
Неожиданно, в 1993-м году вышел очередной опус "A Show Megy Tovabb" («Шоу продолжается»), который был приурочен к 20-летнему юбилею группы, а также стал реакцией на печальную смерть Фредди Меркьюри. Именно ему был посвящена песня «Oh, Freddie Mert Mentel El» («О, Фредди, почему ты покинул нас»), а заголовок альбома явно носил ответную реакцию на лебединую песню QUEEN «The Show Must Go On». В музыкальном отношении, альбом получился весьма средним по качеству, и с тех пор эти, уже не очень молодые музыканты, прекратили студийную деятельность. В последние годы их можно было наблюдать на различных ностальгических концертах, где они выступают в одной обойме со звездами прошлых лет – "Bikini", "Karthago", "Locomotiv GT" и другими.
5 декабря 2006 года состоялся помпезный юбилейный концерт в честь 60-летия Кароя Френрейса, по поводу чего единожды собрались LGT в составе образца начала 70-х годов: Френрейс-Прессер-Лаукс-Карачонь (последний участвовал вместо погибшего Тамаша Барты).
Альбомы группы Skorpio
|
|
|
|
A Rohanas, 1974 г.
|
Unnepnap, 1976 г.
|
Kelj Fel! 1977 г.
|
Gyere velem! 1978 г.
|
|
|
|
|
The Run, 1978 г. (сборник, записанный на английском языке)
|
Uj Skorpio, 1980 г.
|
Zene Tiz Hurra Es Egy Dobosra, 1981 г.
|
Aranyalbum 1973-1983, 1983 г. (сборник)
|
|
|
|
|
Azt beszeli mar az egesz varos, 1985 г.
|
A Show Megy Tovabb, 1993 г.
|
Skorpio 1973-1993, 1994 г. (сборник)
|
P. Mobil & Skorpio ~ Koncert 1973 Egyetemi Szinpad (выпуск 2012 г.). Сплит-альбом концертных выступлений двух групп в 1973 г.
|
|
|
|
|
|
|
|
Венгерская эстрада, 1975 г. (советский сборник венгерских групп с включённой в него песней Skorpio)
|
|