«Skorpio» - третья по счету венгерская супергруппа после «Locomotiv GT» (1971) и «Taurus» (1972). Супергруппа (Supergroup) - термин, появившийся в конце 1960-х годов для описания рок-групп, все участники которых уже получили широкую известность в составе других групп или как сольные исполнители. Название происходит от альбома 1968 года «Super Session», записанного Элом Купером (Al Kooper), Майком Блумфилдом (Michael Bloomfield) и Стивеном Стиллзом (Stephen Stills). Первой супергруппой обычно считают «Crosby, Stills and Nash» (позже переименованную в «Crosby, Stills, Nash and Young»).
История группы «Skorpio» уходит корнями в 1973 год, когда вокалист, бас-гитарист и саксофонист Карой Френрейс (Karoly Frenreisz) покинул родной «Locomotiv GT», в котором он был одним из отцов-основателей, и с которым он записал два превосходных альбома. Официально озвученная причина ухода: не сошлись в концептуальных взглядах на будущее творческое кредо коллектива с главным генератором музыкальных идей Габором Прессером (Gabor Presser). Стилистические амбиции Френрейса тяготели к прогрессивному хард-року, от которого Прессер медленно, но верно отходил в сторону все дальше и дальше в поисках новых, более широких музыкальных горизонтов. Справедливости ради надо отметить, что Френрейса невозможно упрекнуть в отсутствии музыкального кругозора и в однобокости музыкальных пристрастий. С пяти лет он обучался игре на фортепиано, а затем учился в консерватории имени Белы Бартока по классу кларнета и саксофона. Впоследствии прошел превосходную школу биг-бита и рок-н-ролла в венгерской группе «Metro». Позже в «Локомотив ГТ» он начал сочинять музыку и писать тексты для собственных композиций. Очень популярная в Венгрии певица Шаролта Залотнай (Sarolta Zalatnay) выпустила четыре долгоиграющих диска практически полностью состоящих из песен написанных Френрейсом.
Тщательно подобранный Каройем состав «Скорпиона» собрал воедино лучших венгерских музыкантов того времени: пианиста с академическим образованием Дьюла Паппа (Gyula Papp) (ex-Mini), гитариста Габора Антала Сюча (Gabor Antal Szucs) и барабанщика Габора Фекете (Gabor Fekete). Двое последних из упомянутых музыкантов пришли в «Skorpio» из мега-популярной группы «Hungaria».
Дебютный альбом «A Rohanas («Бег»)», выпущенный в 1974-м году, был продан в количестве свыше 700 000 копий. И, это только в одной Венгерской народной республике. Пластинка получилась колоритной, впечатляющей и весьма эффектной, и по праву считается до сих пор одной из лучших работ «Skorpio». Музыка на диске представляет собой прекрасно аранжированный прогрессивный хард-рок в лучших традициях жанра, элегантно задрапированный мозаичными вкраплениями фанка и джаза, с преобладающей бас-гитарой, изобретательными клавишными и прочувствованным, эмоционально раскованным саксофоном. Одновременно с выходом альбома группа начинает активно гастролировать и сразу же зарабатывает себе репутацию отменного концертного коллектива, способного на необычайно энергичные и зажигательные сценические выступления. 1974 и 1975 годы прошли в постоянной череде концертных поездок: помимо стран развитого социализма в гастрольном списке числились Западная Европа, США и Канада.
В 1976 году увидел свет второй виниловый релиз под названием «Unnepnap» («Праздничный день»), за которым вскоре последовала замена играющего состава: на место барабанщика из группы «Apostol» пришел Габор Немет (Gabor Nemeth). Но это была всего лишь «первая ласточка». Вскоре процесс кадровой «летучки» наберет тревожно-угрожающие обороты. По тем или иным причинам от первоначального классического состава «Скорпиона» к 1979 году останется только Френрейс. Группа записала еще пару альбомов, теперь уже в формате трио (с барабанщиком Тамашом Паппом (Tamas Papp) и гитаристом Тибором Тартаи (Tibor Tartai), экс «General») после чего впала в длительную творческую кому вплоть до 1993 года, когда Френрейс нарушил продолжительное молчание и выпустил новый альбом «A Show Megy Tovabb» («Шоу продолжается»), который был приурочен к 20-летнему юбилею группы. Это последняя сделанная «Skorpio» запись на сегодняшний день. Но может быть не последняя в истории коллектива. Поживем – увидим.
|