Обзор венгерских рок-групп 70-80-х годов
Первые венгерские рок-группы появились в начале 60-х, немногим позже, чем в Англии и Америке, и уж точно раньше, чем в СССР. Уже в конце 60-х такие группы, как "Omega", "Illes" стали известны на Западе, а в 1974-м году коллектив "Locomotiv GT" посетили США. Особенностью венгерских групп уже в 60-е стало исполнение собственного материала и пение на родном языке (лишь диски, записанные на Западе, были на английском). В 70-80-е годы венгерский рок, наряду с польским и немецким (ГДР), считался меломанами СССР наиболее сильным в соцлагре, а ведущие группы прямо сравнивались с западными коллегами и выдерживали эту конкуренцию. Какие же из групп "золотого периода" венгерского рока вам наиболее симпатичны? Давайте рассмотрим их более подробно.
|
|
PIRAMIS
Во второй половине 70-х чуть ли не каждый подросток в Венгрии носил клетчатую рубашку, брюки-дудочки, а на ногах у него обязательно были ботинки или сапоги из выворотной кожи отечественной альфёлдской обувной фабрики. Вот такой была мода большей части тогдашнего молодого поколения Венгрии, для которой существовала только одна музыка – это была музыка группы "Пирамиш ("Piramis").
Можно до бесконечности рассуждать о причинах столь неслыханной, похожей на истерию, популярности группы "Пирамиш". Но главное это то, что группа состояла из талантливых, опытных, высокопрофессиональных и уже известных музыкантов. Это Петер Галлаи (Gallai Peter) - клавишные; Миклош Кёвеш (Koves Miklos) – ударные; Янош Заводи (Zavodi Janos) – гитара; Лайош Шом (Som Lajos) – бас-гитара; и, конечно же, неподражаемый солист Шандор Ревез (Revesz Sandor).
Коротко об истории создания группы.
Во время одной из своих зарубежных поездок Лайошу Шому удалось попасть на концерт «Black Sabbath», увиденное и услышанное его так потрясло, что он решил посвятить себя жёсткому року, и исполнять исключительно собственные песни. Эту задумку Лайош Шом смог осуществить в группе "Пирамиш", которая была образована в январе 1975 года, но долго не могла добиться признания у публики. А подлинный успех к ней пришёл только тогда, когда музыкантам удалось затащить в свой коллектив блистающего солиста модного тогда в Венгрии поп-рок-ансамбля "Генерал", настоящую икону, прежде всего, венгерских девушек-подростков - бесподобного Шандора Ревеза.
Ещё мало кому известный у себя на родине коллектив, отправился в Польшу на гастроли вместе с популярной в те годы, британской группой Мад. Видеозапись одного из концертов прошла по венгерскому телевидению и произвела успех «разорвавшейся бомбы», именно тогда и родился имидж "Пирамиш", как группы, одетых в кожу парней, играющих перед ликующей толпой тинэйджеров, новую по звучанию, жёсткую, ритмичную, доводящую до экстаза музыку. И домой они вернулись звёздами рока.
На венгерской рок-сцене группа "Пирамиш" появилась в очень удачный момент, её смелый музыкальный стиль оказался очень близким подрастающему поколению, пробудил его воображение и даже как-то раскрепостил. Концерты "Пирамиш" были прекрасной возможностью выплеснуть избыток энергии и эмоций, на несколько часов создавали у ребят и девчонок иллюзию их сплочённости и единства. И бесспорно, другая главная, а может быть и самая главная причина популярности команды в том, что в текстах её песен молодёжь нашла выражение своих настроений и желаний.
Ведущей венгерской рок группой "Пирамиш" оставался до 1980 года. То ли их поклонники подросли, то ли музыканты выдохлись, но после стремительного взлёта к славе последовало такое же стремительное падение. Выпущенный в 1981-м году пятый альбом "Erotika" был встречен более чем прохладно и оказался последней совместной работой музыкантов. Шандор Ревез оставил "Пирамиш". Никого не предупредив об этом, это заявление он сделал на концерте группы в пригороде Западного Берлина. В последующий период оставшиеся без солиста участники группы пытались хоть как-то «удержаться на плаву». Место Ревеза занял Петер Галлаи. Группа записала ещё один студийный диск, но он с треском провалился. И в 1982-м году группа распалась. Каждый из музыкантов зажил своей жизнью, только уже не на авансцене. Более-менее громкий успех был разве что у сольных проектов Шандора Ревеза.
Спустя 10 лет «Пирамиду» - именно так название группы переводится на русский язык, всё-таки удалось восстановить. В Рождественские праздники 1992 года, музыканты дали серию незабываемых концертов в Будапештском дворце спорта. А дальше опять тишина, до самого 2006 года. Сразу же после Рождественских праздников музыканты вновь вышли на публику. Это событие вызывало такой интерес, что вместо, первоначально объявленного одного концерта, на сцене Будапештской спортивной арены, построенной на месте сгоревшего Дворца спорта, "Пирамиш" дали целых три концерта. И это в наши-то дни, когда будапештские выступления мировых звёзд проходят в полупустых залах.
Будущее предугадать невозможно. Но как только появятся записи этого концерта, а может быть и новые студийные диски, радио ведущий Алексей Бачурин обещает дать их послушать в эфире радио «Budapest».
Творчеству группы "Piramis" на нашем сайте посвящён целый раздел.
ПЕРЕЙТИ НА НЕГО ВЫ МОЖЕТЕ ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ
|
|
LOCOMOTIV GT
В 1971-м году четверо музыкантов из трёх более ранних венгерских рок-групп договорились о совместном творчестве. Это были бас-гитарист и саксафонист Frenreisz Karoly из группы "Metro", гитарист Barta Tamas из группы "Hungaria", а также клавишник Presser Gabor и барабанщик Laux Jozsef из "Omega". Свой новый проект они назвали "Locomotiv GT". Вокальные партии исполняли Frenreisz и Presser, а авторами большинства песен вначале были Presser и жена ударника Anna Adamis, обеспечивавшая группу чудесной лирикой.
Дебютный альбом группы не заставил себя ждать и до сих пор считается одним из наиболее сильных в их творчестве. Музыканты сразу показали, кем они являются и какую музыку собираются играть. Альбом оказался фантастической смесью прогрессивного хард-рока и джаза, основой которого были органные пассажи Прессера, дополненные авантюрными трелями гитары Барта, саксофонными линиями Френрэйса и пушечной канонадой барабанов Лаукса. Синглами вышли композиции "Boldog vagyok" / "Ha volna szived" и "Erints meg" / "Kenyeren es vizen". Уже в ноябре 1971 года группа "Locomotiv GT" совершила свой первый международный тур в Японию и приняла участие в Yamaha-фестивале с песней "Touch Me, Love Me, Rock Me" (английской версией "Erints meg"), после чего всем членам группы подарили новенькие мотоциклы Yamaha.
Однако на втором альбоме, вышедшем через год, музыканты превзошли самих себя. Заглавная композиция альбома "Cirkusz", возможно, являлась самой шизоидной из всех когда-либо записанных песен, однако за ней следовала на удивление спокойная и трогательная "Szerenad". Интересными были также композиции "Kakukkos karora", "Kotta nelkul" и "Azt hittem". В качестве синглов были выбраны "Szeress nagyon" / "Csak egy szora". В 1972 году группа совершила успешный тур в Британию, включая появление на фестивале в Линкольне наравне с такими группами как "The Beach Boys", "The Faces" и Joe Cocker. Их музыкальный экспресс стал настоящей сенсацией.
Прессер мечтал сделать музыку группы более лёгкой и наполнить её афро и латинскими ритмами. Неудовлетворённый этим, в 1973 году Френрейс покинул группу и создал свою чисто хард-рок группу "Skorpio". Новым бас-гитаристом "LGT" стал Tamas Somlo. Вследствие этого третий альбом группы получился легче двух предыдущих, и лишь инструментальная композиция "Barzene" на нём напоминала их предыдущие работы. Наибольший успех выпал на долю песен "Kek assony", "Vallomas" и "Mienk itt a ter", а синглами были выпущены "Hej, gyere velem" / "Csavargok angyala" и "Segits elaludni" / "Mindig csak ott varok rad".
После европейского успеха группа посетила в 1973 году США и Канаду, совершив первый из множества подобных туров. В 1973 году вышел также удачный мюзикл Прессера "An imaginary report from american pop festival", повествовавший о трагическом случае, произошедшим с группой "Rolling stones" в 1969 году на концерте. В 1974-м году "Locomotiv GT" записали в США свой первый англоязычный альбом. Сопродьюсером альбома был Jimmy Miller из "Rolling stones", альбом включал совместную работу с другим членом "Rolling stones" Nicky Hopkins, а также с Jack Bruce из группы "Cream". Впрочем, в США этот альбом промелькнул практически незамеченным. После этого Barta Tamas принял решение остаться в США в качестве сессионного музыканта. Он умер там в 1982-м году, а его место в "LGT" занял новый гитарист Janos Karacsony из группы "General".
Забыв об юных амбициях всемирной славы, группа сконцентрировалась теперь уже на турах и записях в Восточной Европе. В 1975 году в одной только Венгрии они продали более 1.5 млн. своих записей альбомов, и это при том, что население Венгрии было меньше 10 млн. человек. Их новый альбом "Mindig magasabbra" оказался довольно удачным, такие композиции как "Szolj ram, ha hangosan enekelek" ("Скажи мне, если я пою слишком громко"), "Es jott doktor" ("И пришёл доктор"), "Neked irom a dalt" ("Я пишу песню для тебя"), "Egy elfelejtett szo" ("Забытое слово"), "Ulok a jardan" (позже переделанный в "I Love You Frisco") сформировали основу для их звучания на последующие годы. Неплохо вписался в стиль группы и новый гитарист Tamas Somlo, сочинивший замечательную балладу "Alomarcu lany" ("Леди Ночи") - второй крупный хит "LGT" в их истории.
В 1976-м году группа выпустила второй англоязычный альбом "Motor City Rock". На этот раз альбом отличался тщательным подбором первоклассного материала, состоявшего из лучших композиций прошлых лет и включал новый шедевр Somlo "Eso es en" ("Бесконечный дождь"), - композицию, так и не попавшую на венгроязычные альбомы "LGT".
Пятый альбом 1976 года стал первым двойным альбомом "LGT" и открывался комическим трэком "Csak az jojjon" ("Только кто может выдержать это") с совершенно глупейшим звучанием. Однако за ним следовали просто потрясающие вещи: игривая "A kicsi, a nagy, az Arthur es az indian" ("Малое, Великое, Артур и индус"), мелодичная "Rajongas" ("Обожание"), яркая "Mindenki" ("Каждый"), завоевавшая группе толпы новых поклонников своим необычным фанки-звучанием, и две прекрасные баллады "Valamit mindig valamiert" ("Кое-что кое для чего") и "Fiu" ("Парень"). В то же время другая часть песен выглядела блекло и бесполезно: "Senki gyermekei" ("Ничейные дети") - необъяснимая попытка играть рэггей, "Szelid eroszak" ("Нежная сила") - полная творческая бессмыслица, и "Ikarus 254" ("Икарус 254") - незавершённое соло.
В 1977-м году группу покинул Laux, и его сменил другой бывший музыкант из "General" Janos Solti. Вместе с ним "LGT" записали концептуальный альбом "Zene - Mindenki maskepp csinalja" ("Музыка - Каждый делает свою собственную вещь"), которым в очередной раз удивили своих слушателей. Ряд композиций в стиле классической музыки чередовались на нём с прекрасными фортепианными сонатами, затрагивавшими самые тонкие струнки человеческих душ. И только в композициях "Engedj el" ("Позволь мне уйти") и "‘Boogie a zongoran" ("Буги под фортепиано") воспроизводились хорошо знакомые их поклонникам фанки-ритмы.
Ещё один двойной альбом в копилке "LGT" - "Loksi" (1980 г.) открывал серию альбомов танцевальной музыки. Большинство песен на нём были подобны диско-композициям популярной в те годы группы "Bee Gees", однако "Embertelen dal" ("Жестокая песня") и "Szentimentalis rakenroll" ("Сентиментальный рок-н-ролл") напоминали поклонникам об изначальной рок-направленности группы, равно как и очередная лирическая баллада Somlo "Nagyon kell, hogy szeress" ("Мне правда нужна твоя любовь"). В том же году "Locomotiv GT" совершили совместный концертный тур с группами "Omega" и "Beatrice" и выпустили очередной англоязычный альбом, который впрочем был признан весьма слабым, поскольку на этот раз английские версии песен на нём были лишь бледными копиями своих венгерских оригиналов.
В 1982-м году "LGT" подарил публике свой десятый альбом, записанный как и предыдущий в танцевальном стиле, однако использованный на нём материал был определённо качественнее, чем на альбоме "Loksi". На такие композиции как "Zenevonat" ("Музыкальная машина"), "A siker" ("Успех"), "‘Holnap" ("Завтра") и "A szel lassan elfujja az utoslso dalom" ("Моя последняя песня летит с ветром") действительно стоило обратить внимание.
В 1983-м году в время очередного британского турне "Locomotiv GT" выступал во многих известных залах, в том числе две ночи в "Hammersmith Odeon" в Лондоне. Распалась группа в 1984 году. Позднее музыканты несколько раз пытались собраться вновь, но по-настоящему смогли поработать вместе только в середине 90-х. Два новых студийных альбома были выпущены ими в 1997 и 2002 годах.
Статья о группе в журнале "Клуб и художественная самодеятельность", 1979 г.
ПЕРЕЙТИ В РАЗДЕЛ "LOCOMOTIV GT"
|
|
SKORPIO
"Skorpio" - венгерская хард-рок группа с элементами прогрессива "SKORPIO" была образована в 1973 году, вокалистом, басистом и саксофонистом Каройем Фрейнрейцом (Karoly Frenreisz ех-Metro, Locomotiv GT), который оставил супергруппу Locomotiv GT, из за своего несогласия с решением лидера группы Габора Прессера изменить направление группы в сторону смягчения и упрощения звучания. Фрейнрейц решил создать чисто хард-роковую группу. Тщательно подобранный Каройем состав "Скорпиона" собрал воедино лучших венгерских музыкантов того времени: пианиста с академическим образованием Дьюла Паппа (Gyula Papp, ex-Mini), гитариста Габора Антала Сюча (Szucs Antal Gabor) и барабанщика Габора Фекете (Fekete Gabor). Двое последних музыкантов пришли из популярной группы "Hungaria".
Дебютный альбом "A Rohanas" ("Бег"), записанный в 1973-1974 гг. году, и выпущенный в 1974-м, был продан в количестве свыше 700000 копий. Это только в родной Венгерии! Пластинка получилась колоритной и весьма эффектной, и до сих пор считается одной из самых лучших работ группы. Группа начала напряженную гастрольную работу, немедленно получив статус "самой горячей". В 1974-м и 1975-м концерты прошли в Европе, Штатах и Канаде. В 1975 г. были также записаны несколько TV шоу в Западной Германии. В 1976 году увидел свет второй виниловый релиз под названием "Unnepnap" ("Праздничный день").
В 1977-м году из группы ушел Габор Фекете - ударные. Его место занял Габор Немет (Gabor Nemeth, ex-APOSTOL). Очередной альбом вышел под названием "Kelj Fel!" ("Вставай!"), на которым звучание стало слегка мягче и мелодичнее. Особо показательной выглядит баллада "Nagyra Noj Gyermekem" ("Расти большой, мой малыш"), в которой лирическая часть, что называется, зашкаливала, а в композиции "Keso" сильно выражены интонации джаз-рока. В том же 1977 году состоялось больше турне по скандинавским странам и Германии, а в Финляндии они выступали на одной сцене с URIAH HEEP и BOOMTOWN RATS. Более того, спустя год в Швеции вышла англоязычная пластинка "The Run", носящая заголовок первого альбома, но по сути представляющая собой сборник.
К сожалению, в очередном альбоме "Gyere Velem!" ("Пойдем со мной!") музыкальной фантазии проявилось меньше, чем в предыдущих, и в апреле 1979 года весь аккомпонирующий Френрейсу состав покинул "Skorpio", чтобы основать неплохую, но недолговечную хард-роковую группу DINAMIT.
В 1980-м году вышел альбом, озаглавленный просто "Skorpio". Он открывает новую музыкальную эру в жизни группы с новыми участниками. Френрейсу помогают известный гитарист Тибор Татраи ( Tibor Tatrai ex-Syrius, ex-General) и Тамаш Папп (Tamas Papp ex-Koral) - ударные. Произошли также и некоторые стилистические изменения, в частности, привнесенные утяжеленный рэгги и "новая волна".
В 1985-м году ансамбль выпустил, наверное, самый интересный за всю их творческую карьеру альбом "Azt Beszeli Mar Az Egesz Varos" ("Об этом уже говорит целый город"), записанный с вернувшимся Габором Сючем и совершенно новым участником Гезом Палвёлдьи (Palvolgyi Geza) - клавишные, который ранее играл в замечательной прогрессив группе "East". Его активная работа с синтезаторами разнообразила и обогатила арт-роковыми мотивами стилистику этого альбома. В целом, альбом оставляет приятное впечатление, хотя в свое время прошел незамеченным, после чего группа впала в длительную творческую кому вплоть до 1993 года, когда Френрейс нарушил продолжительное молчание и выпустил новый альбом "A Show Megy Tovabb" ("Шоу продолжается"), который был приурочен к 20-летнему юбилею группы и записанный в составе образца 1985 года. Он оказался откровенно слабым, и с тех пор музыканты прекратили студийную деятельность.
В последние годы "Skorpio" можно наблюдать на различных "ностальгических" концертах, где они выступают в одной "обойме" со звездами прошлых лет - BIKINI, KARTHAGO и др.
Творчеству группы "Skorpio" на нашем сайте посвящён целый раздел.
ПЕРЕЙТИ НА НЕГО ВЫ МОЖЕТЕ ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ
|
|
|