Арт-рок - музыкальный стиль
Арт-рок (art rock) - по мнению многих специалистов, это термин, означающий направленность рок-музыки, которое характеризуется мелодическими, гармоническими либо ритмическими экспериментами, а еще огромным численностью художественных образов в текстах песен. Арт-рок часто идёт далее форм и жанров прогрессивной знаменитой музыки в направленности тенденций джаза, отвлеченной, народной музыки либо экспериментального авангарда.
Арт-рок и поступательный рок
Взыскательно разговаривая, термин «арт-рок» считается синонимом термина поступательный рок, однако посреди меломанов 2 данных термина, как верховодило, используются в различных вариантах. Более принятым различием арт-рока от современного рока говорят то, будто арт-рок наиболее сладкозвучный и наименее твёрдый (этак, к арт-року разрешено отнести Camel, а к прогрессиву - Pink Floyd). Но в различных источниках видятся и остальные различия. Считают, к примеру, будто термин «арт-рок» используем только к британским группам, поэтому будто мнение современного рока возникло в USA. Еще к арт-року время от времени относят лишь те категории, которые демонстрировали на сцене театрализованные представления, обширно употребляли свет в концертах (Roxy Music, Kayak, Genesis, Ekklesia).
Значение термина «арт-рок» размыто, так как очень мало рок-артистов причисляют себя к этому течению бнзоговорочно, частично оттого, будто термин «поступательный рок» еще наиболее распространен. Нередко рок-категории классифицируют как «арт-рок» сообразно эстетическим суждениям, связанным со манерой дизайна обложек альбомов либо стилем дарить наименования композициям. Время от времени к арт-року причисляют элементарно поэтому, будто остальные жанрово-стилистические определения никак не имеют все шансы довольно и уважительно обрисовать некое музыкальное действо.
|
|
С ЧЕГО НАЧИНАЛСЯ АРТ-РОК
Все началось в Великобритании конца 60-х, когда The Beatles устали быть "битлами" в черных костюмах и с короткими стрижками, отрастили усы и бороды и предстали в новом, ярком обличье. В пластинке Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band уже звучали духовые и струнные, а четверка в угловатых черных пиджаках из баловней судьбы превратились в "Оркестр Сержанта Пеппера". Так и зародился арт-рок - узкое ответвление классической рок-музыки с вкраплениями классики и джаза. Параллельно с "битлами" первый концептуальный альбом готовили The Beach Boys - их пластинка Pet Sounds, все песни в которой были объединены идеей конфронтации человека с окружающим миром, вышла в 1966 году. Следом за ними группы Jethro Tull, the Moody Blues, the Nice, Pink Floyd и многие другие стали выпускать первые альбомы арт-рок-экспериментов, а The Doors написали два признанных арт-рок-произведения: When The Music's Over и The End.
В 70-е стало понятно, что арт-рок - не просто новый музыкальный жанр, выходящий за рамки привычной рок-музыки, но и целое музыкальное движение, превращающее живое выступление в настоящее шоу. Например, в 1972 году на шоу в Дублине в рамках тура Foxtrot фронтмен группы Genesis Питер Гэбриел вышел на сцену в красном платье и с головой лисы. "Когда я вышел на сцену, все были откровенно шокированы, - вспоминает Гэбриел. - Я считал свой наряд забавным, но остальные участники испытывали большую неловкость". Неловкость испытывали все, но только поначалу: вскоре сцену поразил феномен Дэвида Боуи, привыкшего выступать в золотых мантиях и цветных комбинезонах, а если на нем и была обычная одежда, то на ногах обязательно были туфли на каблуках. Время расцвета арт-рока характеризуют как время "кто во что горазд": поверх привычных басов и ударных солист Jethro Tull Йен Андерсон играл на флейте, The Velvet Underground вплетали в свои мелодии все больше элементов нойза и панка, Electric Light Orchestra добавили к стандартным рок-инструментам скрипки и горны, британская группа Yes во время выступлений экспериментировала со звуковыми и световыми эффектами, а участник Roxy Music Брайан Ино мешал рок-музыку с электронным стилем эмбиент.
Две ключевые фигуры арт-рока 80-х - американская экспериментальная певица Лори Андерсон и британка Кейт Буш, работающая на стыке рока и поп-музыки. В арсенале Лори Андерсон - скрипка, синтезатор и ударные, а также один стопроцентный хит, сингл O Superman, достигший второй строчки в музыкальных чартах Великобритании. Чуть позже компания The Warner Bros. сделала Лори подарок, сняв ролик на эту песню-речетатив, исполненную в духе минимализма, и показал его в нью-йоркском MoMA. А вот в одной из песен Кейт Буш середины 80-х - Hello Earth с альбома Hounds Of Love - звучит фрагмент из грузинской народной песни "Цинцкаро". Подобные эксперименты Буш проводит до сих пор: к примеру, в ее прошлогоднем альбоме 50 Words For Snow в качестве фонового звука был использован звук падающего снега.
В 1990-е и нулевые волна попыток раздвинуть границы рок-музыки совсем утихла, и на сегодняшний момент есть лишь несколько музыкантов, кого можно было бы причислить к арт-року. Среди них - The Flaming Lips, балансирующие на грани альтернативного рока и неопсиходелической музыки, с "многослойными" аранжировками, странными обложками альбомов (достаточно вспомнить последнюю пластинку The Flaming Lips And Heady Fwends с экземплярами настоящей крови музыкантов) и сумасшедшими выступлениями, во время которых фронтмен группы Уэйн Койн может запросто прокатиться по рукам фанатов в огромном "мыльном" пузыре или взобраться на спину медведю. А если по-честному, то границы музыкальных стилей сегодня настолько стерты, что психоделическую музыку и не отличишь от арт-рока, а арт-рок - от нойза. Что, впрочем, и неважно, особенно если на творчество наших современников вдохновили те самые герои 70-х: Боуи, Ино, Гэбриел и Андерсон.
|
|
|