История рождения этого квартета, ставшего в последние годы как бы символом венгерской популярной музыки, довольно необычна. В начале 1971 года будапештский еженедельник «Мадьяр ифьюшаг» («Венгерская молодежь») опубликовал на основе опроса читателей список символической «группы года», в который вошли органист Габор Прессер и ударник Йожеф Лаукс из «Омеги», гитарист Карой Френрейс из «Метро» и бас-гитарист Тамаш Барта из «Хунгари». Представьте себе удивление и радость любителей бит-музыки, когда вскоре было объявлено о создании ансамбля «Локомотив», участниками которого стала вся эта «четверка года».
Летом 1971 года первая венгерская «супергруппа», как окрестили ее журналисты, дебютировала в клубе Будапештского университета. «Мы будем играть в стиле хард-рок», - объявил руководитель «Локомотива» Габор Прессер. И действительно, это была напряженно-экстатическая музыка: таинственные звучания органа и синтезатора, предельно «задецибеленные» остинато гитары и баса, «машинизированная» ритмика. Все это характерные черты господствующей тогда манеры; именно так звучали ведущие английские ансамбли начала 70-х годов. Однако музыканты «Локомотива» сплавляют с этими «общепринятыми» элементами и свои индивидуальные. И прежде всего своеобразный мелодизм, характерный для венгерского фольклора - вербункоша и чардаша. Достаточно было услышать всего несколько тактов этой музыки, чтобы понять: это современно и это по-венгерски! Еще одна важная «составляющая» ансамбля - оригинальные песни, в основу которых легли стихи, принадлежащие перу молодой поэтессы Анны Адамиш.
«Локомотив» имеет полный успех. Осенью 1971 и весной 1972 года выходят две его первые пластинки, обе ставшие «золотыми» (такой титул присваивают в Венгрии дискам, распроданным в количестве свыше 100 тысяч экземпляров).
Осенью того же 1971 года «Локомотив» впервые выезжает за рубеж - на Международный фестиваль эстрадной песни в Токио. Песня Габора Прессера на слова Анны Адамиш «Прикоснись ко мне», исполненная ансамблем на конкурсе, получает специальнь»й приз жюри. И... началось! Поездка в Японию обращает на ансамбль внимание английских импрессарио, и вот «Локомотив» уже в Лондоне... Правда, редко кто из музыкантов «с континента» может похвастаться успехами в этой «колыбели современной популярной музыки»: жители туманного Альбиона обычно хранят верность своим собственным певцам и ансамблям. «Локомотив» становится одним из редких исключений, «Сенсация! И пришедшая не с запада, а с востока!» - писал влиятельный «Нью Мьюзикал Экспресс». А вскоре фирма «Си-Би-Эс» выпускает альбом с десятью песнями «Локомотива», записанными на английском языке.
Так «Локомотив» становится удачливым «экспортным» составом. Венгерская пресса охотно пишет об его успехах за рубежом; зато поклонники ансамбля ждут не дождутся появления ансамбля в Будапеште... А тем временем «Локомотив» совершает многомесячное турне по Соединенным Штатам Америки. Это, кстати, первая рок-группа из социалистической страны, приглашенная в США на гастроли такого масштаба. «Мы решили противопоставить высокопрофессиональной, но несколько монотонной, однообразной американской поп-музыке свой, венгерский стиль исполнения, - рассказывает барабанщик «Локомотива» Йожеф Лаукс. - Только таким образом там можно чего-либо добиться. Мы дали 25 концертов в больших городах: Нью-Йорке, Кливленде, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Далласе... Объехали почти все штаты, летали самолетами, а иной раз и вертолетами. Все это было очень трудно физически, но такова уж судьба музыканта - быть там, где его хотят слышать. Импрессарио обычно «спаривал» нас с каким-либо известным американским составом, и, таким образом, мы выступали вместе с «Слай энд Фэмили Стоун», «Бич Бойс», «Гранд Фанк Рейлроуд» и другими популярными коллективами. Американцы слушали нас с интересом, прием был горячий...»
Впечатления от выступлений в США на фестивалях и концертах-гигантах с аудиторией в десять, тридцать, пятьдесят и более тысяч слушателей дали «Локомотиву» основу сюжета их первого мюзикла «Воображаемый репортаж с фестиваля поп-музыки». Мюзикл был поставлен в будапештском театре «ВИГ». Год спустя Габор Прессер пишет музыку уже ко второму спектаклю подобного рода «Мне тридцать лет», посвященному 30-й годовщине Венгерской Народной Республики...
Ансамбль находится сейчас в отличной исполнительской форме. Душой группы, как всегда, остается Габор Прессер - он не только играет на рояле и органе, но и непринужденно ведет концерт. Основной солист группы - виртуоз-гитарист Янош Карачонь (это, кстати, единственная персональная замена в группе за шесть лет: Карачонь играет вместо Кароя Френрейса, который организовал собственный ансамбль под названием «Скорпион»). Бас-гитарист Тамаш Барта часто откладывает в сторону свой инструмент, чтоб сыграть соло на саксофоне: он владеет обоими инструментами...
В планах группы работа над третьим мюзиклом и новыми пластинками, на обложке которых по традиции будет изображен отчаянно мчащийся на всех парах вперед старенький локомотив.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Хард-рок («острый рок») - стиль, сложившийся в рок-музыке к началу 70-х годов, отличающийся подчеркнутой жесткостью ритма, электронной «подкраской» всех инструментов ансамбля и некоторой мелодической монотонностью. Наиболее известные представители хард-рока «Лед Зеппелин», «Блэк Саббат», «Дип Пёрпл», «Юрай Хип».
Вяч. Осокин
журналист
Рубрика: МАСТЕРСКАЯ.
Автограф ансамбля
|